Современные образовательные программы дошкольных образовательных учреждений.
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309–ФЗ внес в статью 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» новый пункт 6.2:
6.2. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования (ФГТ).
Действующие Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года); вступили в силу 16 марта 2010 года.
ФГТ повышают ответственность ДОУ за качество и конечный результат образовательной работы – (итоговые и промежуточные результаты освоения Программы) -уровень развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, значимых для семьи, общества и государства и обеспечивающих преемственность основ дошкольного и начального общего образования.
Концептуальные основы ФГТ:
- Развивающее образование; единство воспитательных, развивающих и обучающих задач;
- Научная обоснованностьи практическая применимость (соответствие фундаментальным основам возрастной психологии и дошкольной педагогики; культурно-исторический, деятельностный, личностно-ориентированный подходы к развитию ребенка);
- Интеграция образовательных областей (взаимодействие содержания образовательных областей для обеспечения целостности образовательного процесса);
- Комплексно-тематический принциппостроения образовательного процесса (доступность тем, мотивация);
- Организация образовательного процесса на адекватных возрасту формах и видах деятельности (ведущий вид деятельности – игра);
- «Цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности определены 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка:
- физическое;
- познавательно-речевое;
- социально-личностное;
- художественно-эстетическое.
Таким образом, ФГТ являются первым документом, разработанным в соответствии с законом РФ «Об образовании» и который на Федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержания образования и как организован образовательный процесс.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребёнку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие.
Основная общеобразовательная программа ДОУ -это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных и медицинских услуг.
Программа строится на основании следующих принципов:
- Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
- Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
- Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Структурно основная общеобразовательная программа должна состоять из двух частей:
- обязательной части, разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом;
- вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса.
В условиях вариативности российского образования, закрепленного в Законе «Об образовании РФ», для дошкольных образовательных учреждений разработаны и разрабатываются новые, альтернативные программы.
Любая программа, рекомендованная к использованию Министерством образования РФ, является государственным документом, определяющим цели, задачи и содержание учебно-воспитательной деятельности с детьми в ДОУ.
В методических рекомендациях к составлению образовательной программы дошкольного образовательного учреждения (в соответствии с ФГТ) представлен перечень комплексных вариативных программ, технологий и пособий по каждой образовательной области.
Первая официальная программа для детского сада была создана в России в 1932 г. и совершенствовалась до 1962 г., когда была утверждена и получила название «Программа воспитания в детском саду» как основной государственный документ для дошкольных работников.
В 1978 г. в программу было внесено ряд существенных изменений и дополнений, после чего она была вновь утверждена Министерством просвещения РСФСР, а ее новая редакция называлась «Типовая программа». Именно с появлением Типовой программы была обеспечена преемственность в обучении и воспитании дошкольников разных возрастных групп.
В 1984 г. под ред. Р.А.Курбатовой и Н.Н.Поддьякова была создана новая «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду», которая опиралась на новое социальное состояние российского общества.
В настоящее время, учитывая изменения, произошедшие в современном мире, Типовая программа не может отвечать требованиям обучения и воспитания дошкольников нового поколения, т.к. она излишне идеологизирована и включает в себя темы, которые не доступны пониманию ребенка XXI века. Именно поэтому научными коллективами России были разработаны новые варианты программ по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.
Характеристика современных образовательных программ (до утверждения ФГТ):
- Учебные программы (нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение) –
«Примерная образовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» (под ред. Л.А.Парамоновой);
«Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. В.В.Васильевой).
- Основные программы (разработаны на основе требований Государственного образовательного стандарта и утверждены Минобразования РФ. В них представлены общие рекомендации методического характера с перечислением средств и приемов обучения, служат основанием для составления рабочих и авторских программ) –
Они, в свою очередь, делятся на:
- комплексные (общеразвивающие) –включают все основные направления воспитательно-образовательной работы ДОУ – «Радуга»;
«Детство»;
«Истоки»;
«Развитие»;
«Детский сад – дом радости».
- специализированные (парциальные) –включают одно или несколько направлений, реализующихся в рамках основной образовательной деятельности ДОУ – «Семицветик»;
«Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы
с детьми 4-7 лет»;
«Наш дом – природа»;
«Здоровье»;
«Здоровый дошкольник».
- Дополнительные программы (отражают национально-региональный компонент, учитывают возможности методического потенциала педагогов, а также уровень подготовленности воспитанников и служат для оказания дополнительных образовательных услуг).
- Авторские учебные программы (разрабатываются педагогами-новаторами на основе собственного опыта и используются для преподавания специального курса).
Характеристика современных образовательных программ (в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами):
Виды образовательных программ | Характерные признаки |
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования | 1) Полное соответствие ФГТ. 2) Обязательность реализации каждым ДОУ. 3) Разработка (на основе выбранной примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования); утверждение и реализация данного вида программы — полномочия и ответственность самого ДОУ. 4) Наличие двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. |
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования | 1) Полное соответствие ФГТ. 2) Является основой для разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ. 3) Определяет только обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 4) Реализуется ДОУ с учетом приоритетных направлений деятельности (если они есть) и специфики условий осуществления образовательного процесса, то есть вкупе с частью, формируемой участниками образовательного процесса. 5) Разработка данного вида программы обеспечивается федеральным уполномоченным органом в сфере образования, то есть не является полномочиями и ответственностью самого ДОУ. |
«Необходимые для осуществления воспитательно-образовательного процесса программы, технологии, методические пособия», в том числе комплексные, базисные и парциальные программы, не являющиеся примерными основными образовательными программами дошкольного образования | 1) Полное или частичное соответствие ФГТ. 2) Полное или частичное использование ДОУ. 3) Преимущественное использование для разработки части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса. |
Таким образом, «главным делом» для каждого ДОУ становится разработка, утверждение и реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выбранной примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработку которой, в свою очередь, обеспечивает федеральный уполномоченный орган.
При разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования каждое ДОУ вправе также использовать в том или ином объеме и другие программы (комплексные, базисные, парциальные), методики и технологии, в первую очередь, для разработки части, формируемой участниками образовательного процесса.
· Разработана Федеральная программа дошкольного образования. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» (Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ № 03-13 от 22.07.2010. «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования»).
Данная программа определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от 3 до 7 лет, обеспечивающую достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе.
Это образовательная программа нового поколения; в ней впервые учитываются особенности гендерного воспитания, основной целью которого является овладение способами общения и взаимодействия со сверстниками противоположного пола, а также формирование собственной гендерной идентичности (осознание себя в качестве представителя определенного пола).
Программа полностью меняет характер взаимоотношений между педагогом и воспитанниками. Они — партнеры по интересным, занимательным делам. И хотя это партнерство не предполагает установления полного равноправия (взрослый все-таки остается более опытным и мудрым «партнером»), оно исключает манипулирование ребенком, потому что ребенок — это не объект управления, а равноценный, развивающийся человек.
Образовательная работа осуществляется не на традиционных учебных занятиях, а в ходе организации детских видов деятельности. Значимость и интерес к данным видам деятельности обеспечиваются построением образовательного процесса на основе календаря праздников (событий). Ведь события, в отличие от учебных занятий, можно с нетерпением ждать, готовиться к ним, проживать их вместе со своей семьей, сверстниками, воспитателями.
Игре в программе «Успех» отводится самое продуктивное время в первой половине дня, потому что игра (сюжетная, с правилами) — ведущая деятельность дошкольного возраста. При этом программа в полном объеме обеспечивает формирование предпосылок будущей учебной деятельности, решение таких сложных задач, как формирование целостной картины мира, кругозора современных дошкольников.
Программа построена таким образом, чтобы педагог имел возможность в ходе повседневной образовательной работы учитывать индивидуальные особенности и темпы индивидуального развития детей.
Программа направлена на то, чтобы каждый ребенок в детском саду чувствовал себя успешным. Успех — это и признание окружающих, и одобрение достижений. Успех — это еще и результат правильно организованного, полноценного развития детей.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М., 2010.
Данная программа разработана уже в соответствии с действующими ФГТ.
8. Режим жизни детей в ДОУ: физиологические основы и педагогические требования.
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий - то, что И.П.Павлов называл внешним стереотипом, - обязательное условие правильного воспитания ребенка.
Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.
Бодрое, жизнерадостное, и в то же время, уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.
Режим должен обеспечить благоприятные условия для развития, поэтому необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности, учитывать здоровье ребенка и уровень его психического развития.
Основной особенностью режима является то, что смена деятельности происходит ритмично, последовательно и постоянно.
Требования к организации режима дня:
- постоянство режима и его ритмичность;
- учет состояния здоровья и уровня психического развития детей;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- учет особенностей труда взрослых, быта семьи и учреждения.
Типовой режим рассчитан на 12-часовое пребывание детей в дошкольном учреждении; дополнительно указан распорядок жизни дома.
В зависимости от сезона, климатических и местных условий, характера работы родителей руководители детского сада могут вносить в типовой режим некоторые изменения. Однако количество времени, отведенное на игры, занятия, прогулки, а также чередование различных видов деятельности при этом не меняются. После игр и занятий, требующих значительного умственного и волевого напряжения, относительной неподвижности, детям нужна деятельность подвижного характера, не связанная с большими усилиями. После энергичных движений, сильного возбуждения отдыхом для детей будут спокойные игры.
Ребенок не сразу привыкает к определенному режиму дня: от воспитателей и родителей здесь требуется большая выдержка и терпение. При этом важно учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей, их прошлый жизненный опыт, состояние здоровья и нервной системы. Строгое соблюдение режима приучает детей к порядку, дисциплинированности.
9. Умственное воспитание дошкольников: основные понятия и особенности; задачи и средства.
Умственное воспитание – специально организованный педагогический процесс, направленный на формирование системы знаний, умений и способ умственной деятельности, а также развития познавательной активности детей.
В работах отечественных ученых (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддъяков, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин и др.) дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания детей.
Умственное развитие – совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.
Следует отметить, что на умственное развитие оказывают влияние и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, наследственный фонд задатков и др.
Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста – преобладание образных форм познания (восприятия, образного мышления и воображения).
В ходе умственного воспитания, осуществляемого в процессе обучения и специально организованной свободной деятельности, у дошкольников формируется интеллектуальная культура.
Основная функция умственного воспитания дошкольников –формирование познавательной деятельности.
Основные задачи умственного воспитания дошкольников:
- Сенсорное воспитание (развитие);
- Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);
- Становление речи и расширение словарного запаса;
- Воспитание любознательности, познавательных интересов и познавательных потребностей;
- Формирование системе элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста;
- Развитие эрудиции, интеллектуальной свободы личности и расширение кругозора;
- Развитие элементарных математических представлений и конструирование.
Средства умственного воспитания дошкольников:
- Деятельность дошкольников – бытовая; пространственные ориентировки (право, лево, впереди и т.п.); учебная деятельность; игровая деятельность (подвижные, дидактические, творческие игры); продуктивные виды деятельности (трудовая, конструктивная, изобразительная);
- Произведения духовной и материальной культуры – разнообразные игры, игрушки, пособия, книги; произведения живописи, архитектуры, скульптуры; произведения национальной культуры (народные песни, танцы, фольклор, праздники, народные обычаи и традиции); музеи (краеведческие, художественные, исторические).
Особенности, содержание и методы сенсорного воспитания дошкольников.
Сенсорное воспитание – специально организованный процесс ознакомления ребенка с сенсорной культурой человечества с целью развития ощущений, восприятия и представлений о внешних свойствах предметов.
Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.А.Венгером, Л.С.Выготским, А.В.Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубенштейном и др.
У истоков сенсорного воспитания стояли Ф.Фребель, М.Монтессори, Е.И.Тихеева и др.
Познания младенца начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего его мира с ощущений и восприятия.
Ощущение и восприятие представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета и его особенностей.
Развитие анализаторов ребенка-дошкольника позволяет обучать его действиям обследования предмета – перцептивные действия.
С 6-ти месяцев у ребенка формируются сенсомоторные предэталоны (отображение отдельных свойств предметов, которые имеют существенное значение для его движений).
В дошкольном возрасте используются предметные эталоны (образцы свойств предметов соотносятся с определенными предметами: зеленый цвет – «как огурец», круг – «как солнышко» и т.п.).
В старшем дошкольном возрасте соотносятся качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами: «книга как прямоугольник», «блюдце как круг» и т.п.
Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:
· Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;
· Возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
· С установлением взаимосвязей с речью и мышлением интеллектуализируется восприятие;
· Осваиваются сенсорные эталоны (обобщенные сенсорные знания и сенсорный опыт, накопленные человечеством за всю историю своего развития).
Содержание сенсорного воспитания:
- Развитие зрительных ощущений (детей учат различать и называть цвета; формируют у них представление об оттенках; развивают способность при рассматривании картины видеть, как с помощью цвета достигается художественная выразительность изображения);
- Развитие тактильной чувствительности (умение различать на ощупь качество предметов и правильно их называть – дети оперируют такими понятиями, как гладкий, мягкий, пушистый, твердый и т.п.);
- Развитие слуховой чувствительности (умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха);
- Развитие обонятельных и вкусовых ощущений;
- Ориентировка во времени (усвоение ребенком представлений о частях суток, днях недели, месяцах, годе и текучести времени).
Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах.
Этапы обследования предметов («от общего к частному»):