Методы и формы воспитательной работы в начальной школе.
Воспитание–это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности. Воспитательный процесс в школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение. С точки зрения педагогики процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.).Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. По существу, воспитывать – это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения. Задачи воспит.работы-это те изменения, которые педагог намечает достигнуть в окружающей их педагогической деятельности в планируемое время.
Методы воспитания – это путь достижения заданной цели воспитания. Применительно к практике-это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Методы воспитания определяются в соответствии с его целью и содержанием, возрастными особенностями воспитанника, средствами воспитания и.др. Существуют различные подходы к классификации методов воспитания. Методы постоянно разрабатываются и усовершенствуются. По характеру методы воспитания делятся на: убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Болдырев, Гончаров и др.) По класс-ии Ильиной, Огородниковой, трактующих характер метода более обобщённо, выделяют методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения. И.С. Марьенко называет объснительно-репродуктивные методы, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства и самовоспитания. В педагогической практике наиболее востребованной является классификация Г.И. Щукиной, в основе которой лежит единство целей и содержания воспитания. 1) Методы формирования сознания личности (разностороннее воздействие на сознание, чувства и волю учащихся с целью формирования у них системы взглядов и убеждений - разъяснение, рассказ, беседа, пример, внушение, инструктаж, пример). 2) Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения (формирование умений, навыков и привычек культуры поведения, сознательной дисциплины, ответственного отношения к порученному делу – упражнение, приучение, требование, воспитывающие ситуации, поручение). 3) Методы стимулирования поведения и деятельности (побуждать поступать по нравственным законам, принятым обществом – соревнование, поощрение, наказание) 4) Методы самовоспитания (формирование потребности в сознательной планомерной работе над собой, в совершенствовании своей личности – личные обязательства, самоотчёт, самоанализ, самоконтроль, самооценка)
Воспитание в процессе обучения: предметы обобщающего компонента (расширение интеллектуального уровня), факультативные занятия (развитие познавательных интересов), общеобразовательные предметы (повышение образовательного уровня). Внеурочная воспитательная работа: КТД (развитие творческих способностей), часы общения (этическое воспитание), группы продлённого дня (организация полезного досуга). Внеклассная работа: кружки (этическое воспитание), спортивные секции (укрепления здоровья, физическое развитие). Внешкольная воспитательная работа: библиотека (воспитание познавательной активности). Семейное воспитание: оказание помощи родителям в организации семейного воспитания, достижение нравственного и педагогического единства школы и семьи, воспитание детей.
Форма – это способ существования чего-либо, внешнее выражение какого-либо процесса. Форма неразрывно связана с содержанием, изменение одного влечёт за собой изменение другого. Стремление сохранить старые формы при новом содержании будет тормозить воспитательный процесс. На сегодняшний день существует большое количество форм воспитательной работы. Они могут быть: 1) простыми и сложные 2) кратковременные и длительные 3) групповыми, коллективными, общешкольными, межшкольными, микрорайонами, межрегион., респуб-ми., госуд-ми. 4) традиционными и твор-ми(нестанд) 5)спонтанно возникающ в ходе воспитат процесса и спец.организован. 6)регулярные и эпизодич. Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы может быть составлен определённый алгоритм - некая схема, позволяющая наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы её таковы: 1)определение цели и задач. Цель-то запланированное отношение, которому посвящено организуемое педагогом дело. 2) Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и названия мероприятия. 3) создание психологического настроения (рассказ о предстоящем деле, мечты о результатах) 4)Предварительная подготовка(подбор содер-го материала и др.) 5)проведение самого воспитательного мероприятия 6) Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях: обсуждение результатов вместе с учащимися и собственно педагогический анализ.
При планировании воспитательной работы на новый учебный год учитель опирается на поставленные цели и задачи традиции и школы, особенности педагогического коллектива, интересов и потребностей учащихся и родителей.