На ком можно покататься? на ком катался ты?

Рис. (верблюд, слон, ослик, лев, лиса, медведь, баран)

--------------------------------------------------------------------------------------------

· Отгадай загадки.

Рис. (собака, кошка, белка, лиса, медведь)

Гладишь — ласкается,

Дразнишь — кусается. (Собака)

Мохнатенькая,

Усатенькая,

Ест и пьет,

Песенки поет.(Кошка)

Рыжая хозяюшка

из лесу пришла,

всех кур пересчитала

и с собой унесла. (Лиса)

Ползун ползёт,

Иголки везёт. (Ёж)

Маленький,

Беленький:

По лесочку

Прыг, прыг!

По снежочку

Тык – тык! (Заяц)

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан (Баран)

Рис. (Собака, лиса, кошка, ёж, заяц, баран)

* Помогите ребенку отгадать загадки, используйте наводящие вопросы.

Рассмотрите картинки и составьте с ребёнком предложения о каждом животном.

-------------------------------------------------------------------------------------------

• Рассмотри рисунок и ответь на вопросы.

Какие фрукты и ягоды поспели в саду?

Какие овощи выросли на грядках?

Рис. (свекла, морковь, репа, груша, яблоко, лук, огурцы)

• Каких овощей нет в миске? Каких фруктов нет в вазе?

Рис. (в миске - огурцы, помидоры, в вазе – мандарины, ананас, киви)

------------------------------------------------------------------------------------------

• Рассмотри картинки и ответь на вопросы.

Какое время года изобразил художник? Почему ты так думаешь?

Рис. (четыре времени года)

• Скажи, когда это бывает?

Земля покрыта снегом, реки и озёра скованы льдом. Мороз разукрасил окна домов. Все готовятся к новогоднему празднику.

Тает снег. Бегут ручьи. На деревьях набухают почки. Появляется нежно – зелёная трава.

Солнце печёт жарко. В лесу поспевают ягоды, появляются грибы. В садах созревают плоды. Все рады тёплым, солнечным дням.

Часто дует ветер, идёт холодный дождь. Опавшая с деревьев листва шелестит под ногами. Это время уборки урожая.

Показатели сформированности лексического состава речи

1. Дети знают назначение и используют в речи существительные, обозначающие названия игрушек, частей тела, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей, продуктов питания, домашних животных, птиц, частей суток.

2. Понимают и используют слова с обобщающим значением (одежда, посуда, овощи, фрукты, мебель, птицы, звери, животные). Им доступна третья степень обобщения: слово обозначает несколько групп предметов.

3. Словом обозначают существенные детали и части предметов: кузов, руль, колесо, кабина – у машины; воротник, карманы, пуговицы, рукава – у платья, пальто; ручка. Замок – у двери.

4. Различают предметы, имеющие сходство по назначению и внешних признаков: пальто – плащ – шуба – дублёнка; чашка – стакан – кружка.

5. Употребляют прилагательные для обозначения некоторых свойств и предметов (цвет, форма, величина, вкус, материал): красный, синий, белый, сладкий, горький, кислый, солёный, большой, маленький, холодный, горячий, стеклянный, железный.

6. Употребляют наречия: далеко, близко, высоко, темно, тихо, быстро, холодно, жарко.

7. Используют для построения фразы глаголы, обозначающие движение, трудовые действия, состояния и другие действия: идти, бежать, скакать, прыгать, лететь, варить, стирать, гладить, обрезать, поливать, лечить, открывать – поливать, лечить, открывать – закрывать, растегивать – застёгивать, брать – класть, завязывать – развязывать.

2.3. Освоение правильного произношения звуков

Речевая гимнастика

Гимнастику рекомендуем проводить ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее продолжительность 3—5 минут. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно двух- трёх. При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются ребёнком сидя или стоя перед зеркалом, он должен видеть лицо взрослого и свое лицо. Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды.

Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

Отработка каждого упражнения идет в определенной последовательности:

— рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов (Сказка о Веселом Язычке). Этот прием способствует появлению интереса к занятиям у детей младшего возраста;

— показ упражнения взрослым;

— выполнение упражнения детьми перед зеркалом;

— контроль взрослого за выполнением упражнения, указание на ошибки;

— выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).

В начале работы может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно скованность исчезнет, и движения станут свободными и скоординированными.

· Послушай сказку о Веселом Язычке и выполни упражнения.

Рот — домик, губы — двери.

· А кто живет в этом домике?

В этом домике, дружок,

Живет Веселый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.

Рис. (упражнение «Стрелочка»)

* Предложите ребёнку открыть рот и несколько раз показать узкий язык.

Наш Веселый Язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо...

А потом опять вперед,

Тут немного отдохнет.

Рис. (упражнение «Часики», «Змейка»)

* Попросите ребёнка открыть рот и улыбнуться. Кончиком узкого языка нужно попеременно тянуться к уголкам рта. Это «Часики».

Упражнение «Змейка» выполняется так: рот широко открыт, узкий язык энергично выдвигается вперед и убирается в глубь рта.

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.

Рис. (упражнение «Улыбка», «Стрелочка»)

* Попросите ребенка улыбнуться, затем открыть рот и показать длинный острый язык.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Вверх взлетел он смело...

Но пора за дело.

Рис. (упражнения «Лопаточка», «Качели»)

* «Лопаточку» покажите ребенку таким образом: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Упражнение «Качели» выполняется с широко открытым ртом, язык надо тянуть попеременно к подбородку и к носу.

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.

Рис. (Упражнение «Заборчик»)

* Построить «Заборчик» - это значит широко улыбнуться и показать сомкнутые зубы.

Гвозди, молоток и клещи —

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «тук-тук!»,

Язычку он лучший друг.

* Покажите ребенку упражнение «Забиваем гвозди». Нужно показать сомкнутые зубы и постучать в них напряжённым кончиком языка, многократно повторяя т-т-т.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

Рис. (Упражнение «Маляр»)

* Покажите ребенку, как нужно выполнять упражнение «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов по нёбу.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Язычок наш кончил дело.

Отдыхать он может смело,

— Я с лошадкой погуляю,

На гармошке ей сыграю.

Рис. (упражнение «Гармошка»)

* Поучите ребёнка цокать. Для этого надо присосать язык к нёбу и щёлкнуть.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Упражнение «Лошадка» (цоканье) способствует укреплению всех мышц языка и растягиванию уздечки (подъязычной связки).

Упражнение гармошка выполняется с открытым ртом. Язык присасывается к нёбу. Не отрывая языка от нёба, нужно энергично оттягивать нижнюю челюсть.

Погоняю я в футбол

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача —

Загонять в ворота мячик.

Рис. (упражнение «Футбол»)

* Это упражнение выполняется таким образом: губы сомкнуты, а зубы при этом разомкнуты. Напряжённым языком надо упираться изнутри то в одну, то в другую щеку.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок.

Лег в кроватку и умолк.

Рис. (упражнения «Горка», «Лопаточка»)

* Показать «Горку» - это значит надо открыть рот, кончиком языка упереться в нижние резцы, а спинку языка поднять вверх (выгорбить).

_______

· Послушай стихотворение.

· Нарисуй штрихами дождь и ясное солнышко.

Дождь покапал

и прошёл.

Солнце

в целом свете.

Это – очень хорошо

и большим

и детям.

В.Маяковский

· Давай поиграем в игру «Дождик или солнце»

* Приготовьте бубен. Постучите в него, изображая дождь, легонько позвените, это солнце светит. Предложите ребёнку определить по звучанию погоду: дождь или солнце. Затем предложите ему самому поиграть на бубне, изображая дождливую и ясную погоду.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

· Кто изображён на рисунках?

Рис. (цапля и воробей)

Цапля и воробей – это птицы. Цапля большая с длинными ногами, а воробей маленький с короткими ногами. Цапля ходит важно, медленно, воробей не ходит, а быстро прыгает.

· Покажи движения цапли и воробья с помощью звучания бубна. Медленными равномерными ударами изобрази цаплю. Смени темп звучания бубна на быстрый, покажи, как прыгает воробей.

· Угадай, что надо делать. Послушай звучания бубна, оно тебе подскажет, что нужно делать: маршировать, бежать, прыгать.

* Игры с бубном и другими звучащими игрушками способствую развитию слухового внимания, формируют у ребенка умение определять темп звучания бубна, развивают чувство ритма.

Предложите детям выполнить действия, соответствующие характеру звучания бубна.

Поучите детей переключать внимание, соотносить характер движений со звуками бубна.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

· Что нарисовано на картинках?

Рис. (желтый одуванчик и пушистый шар)

· Послушай рассказ.

Одуванчик похож не солнышко с золотыми лучиками. А рядом белеет пушистый шарик.

Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Поэтому и называется одуванчик.

Танюша пришла домой с золотым венком на голове.

Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра.

По Соколову-Микитову.

· С чем сравнивается в рассказе одуванчик?

· Нарисуй одуванчик и расскажи об этом удивительном цветке.

· Вырежи пушистый шар – одуванчик, и подуй на бумажный цветок, представляя, что все пушинки с него слетают.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

· Послушай отрывок из «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина.

Ветер по морю гуляет.

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

* Приготовьте ребенку для игры большую миску с водой. Пустите по воде бумажный или пластмассовый кораблик, чтобы кораблик двигался от берега к берегу, надо на него плавно, не торопясь дуть, при этом губы вытягиваются трубочкой, а щеки не надуваются. Покажите ребенку, как можно поиграть.

Усложните игру, попросите ребенка пригнать корабль к определенному месту. Добивайтесь равномерной, направленной струи выдыхаемого воздуха, при этом кораблик будет плавно скользить по поверхности воды.

· Послушай еще один отрывок

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Рис. (на взволнованном море корабль)

* Покажи, как налетел порывистый ветер. Отрывисто подуй на кораблик: «ф-ф-ф…», «п-п-п…». Упражнение повторяется три раза. Следует добиваться в одном случае плавного и длительного ротового выдоха, в другом – сильного и отрывистого. Предложите ребенку несколько раз четко произнести звуки «п» и «ф».

· Нарисуй корабль. Составь рассказ по своему рисунку.

· На картинке воздушный шарик. Надуй и ты свои щеки, как шары, а затем медленно выпусти воздух.

Рис. (воздушный шар)

· Произнеси звук «ф», подражая лопнувшему шару.

· Покажи, как фыркает еж: «ф-ф-ф…»

Рис. (еж)

* Обратите внимание на произношение ребенком звука «ф». Следите, чтобы он не надувал щеки. Нижняя губа должна быть приближена к краям верхних резцов, верхняя губа слегка приподнята, через узкую щель проходит воздух.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

· Рассмотри рисунок. Дети гуляют в лесу, чтобы не заблудиться, они кричат друг другу «Ау!». Крикни и ты, сначала громко и протяжно, а потом тихо.

Рис. (дети в лесу аукают)

· Посмотри на картинки и произнеси звуки, подходящие к ним.

Рис. (девочка в лесу)

Маша кричит «Ау!»

Рис. (младенец в коляске)

малыш плачет «Уа-уа!»

Рис. (ослик)

Ишак кричит «Иа-иа!»

Рис. (коза)

Коза блеет «Ме-ме!»

Рис. (бычок)

Бычок мычит «Му-му!»

Рис. (мышь)

Мышь пищит «Пи-пи!»

* Учите ребенка пользоваться тихим и громким голосом, четко произносить и интонировать звукоподражания.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

· Озвучь картинки.

Рис. (трамвай)

Колеса трамвая стучат «т-т-т…»

Рис. (закипающий чайник)

Крышка чайника стучит «б-б-б…»

Рис. (пулемет)

Пулемёт стучит «д-д-д…»

Рис. (дождь)

Капли дождя стучат «к-к-к…»

Рис. (вьюга)

Вьюга воет «в-в-в…»

* Добивайтесь от ребёнка четкого произношения звуков. Повторите упражнение несколько раз. Придумайте с ребенком свои картинки-символы.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

· Вспомни и произнеси звуки, соответствующие картинкам.

Рис. (девочка с завязанной щекой)

Оля охает «о-о-о!»

Рис. (мама и расшалившийся сын)

Мама грозит шалуну «э-э-э!»

Рис. (Маша с куклой)

Маша укачивает куклу «А-а-а!»

Рис. (паровоз)

Паровоз гудит «у-у-у!»

· Учите ребенка произносить гласные звуки точно, то громким, то тихим голосом. Обратите внимание на интонацию звукоподражания, соответствующую содержанию картинки.

Показатели сформированности правильного произношения звуков

1. Дети правильно произносят в словах гласные (а, у, о, и, э, ы) и согласные звуки.

Возможно отсутствие сонорных звуков, нечёткое произношение шипящих звуков.

2. Отчётливо произносят слова и недлинные фразы.

3. Осваивают естественные интонации, фразовое ударение.

4. Различают на слух изолированно произнесённые звуки: песенку жука «ЖЖЖ», песенку комара «ЗЗЗ»

2.4. Развитие навыков общения

· Послушай рассказ Е. Пермяка «О том, как Маша стала большой».

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Все перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте* сидела. И прическу, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала. Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.

Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:

- Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду, да сухо-насухо вытерла ее, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

- Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метет, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без прически. Без бус. Без часов. Не они, видно, маленьких большими делают.

* Капот – женский халат.

· Что делала Маша, чтобы казаться взрослой? Почему над ней подшучивали? Как девочка повзрослела?

Рис. (девочка делает уборку)

________________________________________________________________

· Послушай и скажи, как ты представляешь себе луговые и лесные цветы.

Колокольчики

Вышел я из лесу на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод.

По зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет горошек.

А выше всех, всех веселее — лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня. Все лето цветут эти милые цветы наших лугов.

По И. Соколову-Микитову.

· Как писатель рассказывает о колокольчиках?

Рис. (полевые цветы, колокольчики)

Ландыш

В тени деревьев спрятался цветок. Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Это ландыш. Мы любим ландыш за красоту, за нежный запах.

Плоды ландыша созревают осенью. Это большие красные ягоды. Они ядовиты.

Из ландышей делают лекарство.

По Ю. Дмитриеву.

Какие луговые и полевые цветы ты видел? Расскажи, как они выглядят?

· Нарисуй цветы и расскажи о них.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

· Послушай рассказ и ответь на вопрос: «Какой хотела бы бабушка видеть свою внучку?»

Про нос и про язык

У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один.

— Скажи, бабушка, — просит Катя, — почему это у меня всего по два, а язык один и нос тоже один?

— А потому, милая внучка, — отвечает бабушка, — чтоб ты больше видела, больше слушала, больше делала, больше ходила, меньше болтала, да нос свой, куда не надо, не совала.

По Е. Пермяку.

Послушай рассказ и скажи, почему совенок считает свою маму самой красивой на свете.

Самая красивая мама на свете

Выпал утром СОВЕНОК из гнезда и ползает по лесу.

Уполз далеко, не может найти родного гнезда. Увидели другие птенцы СОВЕНКА — некрасивого, с большой головой, ушастого, большеглазого, желторотого.

Увидели и спрашивают удивленно:

— Кто это такой? Откуда взялся?

— Я СОВЕНОК, — отвечает птенец. — Я выпал из гнезда и не умею еще летать, а днем я очень плохо вижу. Я ищу маму.

— Кто же твоя мама? — спрашивает ВОРОНЕНОК.

— Моя мама СОВА, — гордо отвечает СОВЕНОК. — А твоя кто?

— А моя мама — ВОРОНА, — сообщает ВОРОНЕНОК.

— Какая же твоя мама СОВА? — спрашивает ДЯТЛИК.

— Моя мама самая красивая.

— Расскажи, какая же она? — просит ДРОЗДОК.

— У нее голова, уши и глаза такие же, как у меня, — отвечает с гордостью СОВЕНОК.

— Ха-ха-ха, — рассмеялись ВОРОНЕНОК,

ДЯТЛИК И ДРОЗДОК. — Да ты же урод, значит и мать у тебя такой же урод.

— Неправда! — закричал СОВЕНОК. — Мама у меня самая красивая.

Услышала его крик СОВА, прилетела, взяла СОВЕНКА за лапку и повела к родному гнезду. Совенок внимательно посмотрел на свою маму: она была самая красивая.

А ВОРОНЕНОК, ДЯТЛИК И ДРОЗДОК полетели к своим мамам.

Кто же они?

В. А. Сухомлинский.

Рис. (птицы с птенцами: сова, ворона, дятел, дрозд)

· Расскажи, как птенец любит свою маму.

· Константин Дмитриевич Ушинский так описал лису. Послушай…

У кумушки-лисы зубки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте.

Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.

Ходит лиса тихохонько, к земле приги­бается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.

· Что ты узнал о лисе из этого текста?

· Составить рассказы о зайце, петухе, медведе, собаке тебе поможет рисунок.

Рис. (заяц, медведь, петух, собака)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

· Послушай потешку и скажи, как похвалялись лиса и зайка, как хвастались ежи и медведь.

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

- Всему свету я краса! –

Похвалялся зайка:

- Поди, догоняйка! –

Похвалялися ежи:

- У нас шубы хороши! –

Похвалялся медведь:

- Могу песни я петь!

Рис. (лиса, зайка, ежи, медведь)

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

· Послушай и ответь самостоятельно на вопросы в потешках.

Идёт лисичка по мосту,

Несёт вязанку хворосту.

- Зачем ей хворост?

-Печь топить.

- Зачем ей печь?

- Обед варить.

-Зачем обед?

- Гостей кормить.

- А гости кто?

- Медведь с женой,

Да ёж, да кот,

Да мы с тобой.

Рис. (лисичка-хозяйка)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

- Курочка – рябушечка,

- Куда ты пошла?

- На речку.

- Курочка – рябушечка,

За чем ты пошла?

- За водичкой.

- Курочка – рябушечка,

Зачем тебе водичка?

-Цыпляток поить.

- Курочка – рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

- Пи – пи – пи, пи – пи – пи!

Рис. (курочка заботится о цыплятах)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Разговор лягушек

- Кума,

Ты к нам?

- К вам, к вам,

К вам, к вам!

К воде скачу,

Ловить хочу.

- А кого, кого, кума?

- Карпа, рака и сома.

- Как поймаешь, дашь ли нам?

- Как не дать? Конечно, дам.

Рис. (лягушка у пруда)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мотылек (чешская песенка)

«Расскажи, мотылёк,

Чем живёшь ты, дружок?

Как тебе не устать

День – деньской всё порхать?

«Я живу средь лугов,

В блеске летнего дня;

Ароматы цветов –

Вот вся пища моя!

Но короток мой век –

Он не долее дня;

Будь же добр человек,

И не трогай меня!»

Л. Модзалевский

Рис. (мотыльки и бабочки над цветами)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

· Послушай и запомни, кто что делает.

Сегодня день целый

Все звери у дела:

Лисичка – сестричка

Шубку подшивает,

Сер медведь

Старый дед,

Сапог подбивает,

А сорока белобока

Мушек отгоняет.

Медведица Маша

Варит детям кашу.

Зайчиха под ёлкой

Метёт метёлкой.

Кошка лыко дерёт,

Коту лапотки плетёт.

По болоту босиком

Кулик ходит с посошком

Рис. (звери заняты своим делом)

* Выразительно читайте детям рассказы, сказки и стихи. Задавайте вопросы по их содержанию. Помогайте детям в пересказывании и составлении рассказов. Учите выразительности речи, обращайте внимание на произношение фраз и слов.

К четырем годам у детей вырабатывается правильный темп речи. Дети могут говорить спокойно с естественными интонациями. Они способны отвечать на разнообразные вопросы взрослого, с интересом слушают сказки и рассказы, отгадывают несложные загадки. Дети различают по внешнему виду домашних и диких животных и их детенышей. Умеют различать и называть детали и части предметов, качества, некоторые материалы и их свойства. Они осваивают правильное произношение многих звуков родного языка, различают звуки на слух.

Необходимо формировать у детей потребность делиться своими впечатлениями со сверстниками и знакомыми взрослыми. Взрослые должны помогать детям доброжелательно общаться друг с другом.

Показатели развития коммуникативных навыков

1. В процессе обучения слушают и понимают заданные вопросы.

2. В беседе используют простые нераспространённые и распространённые предложения. В разговоре не перебивают взрослого, осваивают правила культуры общения.

3. Способы к рассказыванию с опорой на наглядность, собственный опыт и впечатления, к пересказу знакомых сказок, мультфильмов.

4. Сопровождают речью игру, любимые виды продуктивной деятельности: (рисование, конструирование), запоминают и рассказывают стихотворения, могут участвовать в драматизациях и праздничных спектаклях.

Наши рекомендации