Цели и задачи воспитательной деятельности
«Цели и задачи воспитательной деятельности» -так называется второй раздел плана работы классного руководителя. В нем находят отражение целевые ориентиры воспитательной деятельности педагога.
Воспитания без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность. Классный руководитель должен об этом помнить и уделять более пристальное внимание целеполаганию. Под целью принято понимать мысленно предвосхищенный, ожидаемый результат осуществляемой деятельности.
В теории и практике воспитания различают три основных вида цели:
1) идеальная цель -это некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог;
2) результатная цель - это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе учащегося (выпускника) и планируемый к достижению за определенный промежуток времени;
3) процессуальная цель -это проектируемое состояние воспитательного процесса, наиболее оптимальное для формирования желаемых качеств учащегося.
В процессе целеполагающей деятельности классного руководителя каждая из названных целей наполняется конкретным содержанием, обусловленным педагогическим кредо воспитателя, целевыми установками и ценностными ориентациями образовательного учреждения, особенностями ученического коллектива класса и спецификой условий его жизнедеятельности.
В качестве идеальной цели большинство педагогов избирает воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. Однако следует заметить, что в последнее десятилетие нередко появляются в среде научных и практических работников призывы отказаться от такой цели-идеала в связи с невозможностью ее достижения в нынешних социально-экономических условиях. Отказываясь отданной цели, эти исследователи и практики пока не сумели предложить другой идеал, к которому могли бы направить свои устремления педагоги, учащиеся, родители, общественные организации. На наш взгляд, человеческое общество не может успешно строить свою жизнедеятельность и развиваться без представлений об идеале.
В настоящее время нельзя отказываться от ориентации на всестороннее и гармоничное развитие личности. Без стремления к такому идеалу невозможно построить высокоразвитое гуманное и демократическое общество. В выборе результатной цели классные руководители опираются на итоги индивидуальной и коллективной аналитической деятельности и спроектированные образы учащегося и класса.
При разработке результатной цели необходимо соблюдать требования, предъявляемые к целевым ориентирам воспитательной деятельности. Они должны быть:
1) направлены на развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов, овладение учащимися целостной системой знаний об окружающем мире, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития, ценностными отношениями к себе и окружающей социальной и природной действительности;
2) сопряжены с интересами и ценностными установками членов классного сообщества, учитывать социальный заказ государства и общества, соответствовать особенностям коллектива класса и условиям его жизнедеятельности;
3) обеспечены необходимыми ресурсами для их реализации;
4) конкретными, четко и ясно сформулированными;
5) трудными, но реально достижимыми;
6) гибкими, т.е. обладать способностью к корректировке;
7) диагностичными.
В плане работы классного руководителя наряду с результатной целью формулируются задачи, которые можно рассматривать как подцели или как составляющие компоненты цели. При декомпозиции цели, т. е. при ее разделении на составляющие, надо определить такие задачи воспитательной деятельности, решение которых позволило бы достичь поставленной цели.
Например, в качестве главного ориентира воспитательной системы избрала цель - формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической и педагогической культурой.
А для ее реализации педагог определила следующие задачи:
а) создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
б) способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
в) развивать познавательную активность учащихся;
г) содействовать формированию нравственной позиции школьников.
Процессуальные цели неразрывно связаны с результатными, так как они предусматривают изменения ввоспитательном процессе, обеспечивающие достижение воспитанниками желаемого образа учащегося (выпускника). В планах работы классных руководителей встречаются цели и задачи этого вида, например, сформулированные таким образом:
- использовать воспитательные возможности народных праздников и обрядов для приобщения учащихся к ценностям русской национальной культуры;
- способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе;
- обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе и т.п.
Цель: «Стимулирование духовного развития старшеклассников через приобщение к большой культуре».
Задачи:
1. Организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся (формирование эмоционапьно-положительного отношения к учебе, знаниям, науке, познанию, людям интеллектуального труда; ознакомление с конкретными методами и приемами научной организации интеллектуального труда; ориентация в соответствующей литературе).
2. Стимулирование здорового образа жизни, выработка собственной программы оздоровления (в основе - триединство: разум + душа + тело).
3. Приобщение учащихся к культуре (науке, различным сферам искусства, художественной и публицистической литературе, музыке, живописи, архитектуре, дизайну в быту, национальным традициям и обычаям, культуре поведения и т.д.).
4. Оказание помощи старшеклассникам в профессиональной ориентации и самоопределении, в процессе самоподготовки к избранной профессии.
5. Создание и развитие ученического коллектива, организация и стимулирование деятельности классного соуправления (учащихся под руководством педагога) и самоуправления (на более высоком уровне - самостоятельная деятельность учащихся).
6. Воспитание культуры общения, создание опыта культурного проведения досуга в свободно выбранных видах деятельности и общения.
Цель- формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической и педагогической культурой.
Задачи:
а) создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
б) способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
в) развивать познавательную активность учащихся;
г) содействовать формированию нравственной позиции школьников.