Цели и задачи воспитательной деятельности

«Цели и задачи воспитательной деятельности» -так на­зывается второй раздел плана работы классного руководи­теля. В нем находят отражение целевые ориентиры воспита­тельной деятельности педагога.

Воспитания без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность. Классный руково­дитель должен об этом помнить и уделять более присталь­ное внимание целеполаганию. Под целью принято понимать мысленно предвосхищенный, ожидаемый результат осуще­ствляемой деятельности.

В теории и практике воспитания различают три основных вида цели:

1) идеальная цель -это некий идеал, к которому стре­мится общество, школа, педагог;

2) результатная цель - это прогнозируемый резуль­тат, часто выраженный в желаемом образе учащегося (выпускника) и планируемый к достижению за оп­ределенный промежуток времени;

3) процессуальная цель -это проектируемое состояние воспитательного процесса, наиболее оптимальное для формирования желаемых качеств учащегося.

В процессе целеполагающей деятельности классного ру­ководителя каждая из названных целей наполняется конк­ретным содержанием, обусловленным педагогическим кре­до воспитателя, целевыми установками и ценностными ориентациями образовательного учреждения, особенностями ученического коллектива класса и спецификой условий его жизнедеятельности.

В качестве идеальной цели большинство педагогов изби­рает воспитание всесторонне и гармонично развитой лично­сти. Однако следует заметить, что в последнее десятилетие нередко появляются в среде научных и практических работ­ников призывы отказаться от такой цели-идеала в связи с невозможностью ее достижения в нынешних социально-эко­номических условиях. Отказываясь отданной цели, эти ис­следователи и практики пока не сумели предложить другой идеал, к которому могли бы направить свои устремления педагоги, учащиеся, родители, общественные организации. На наш взгляд, человеческое общество не может успешно строить свою жизнедеятельность и развиваться без пред­ставлений об идеале.

В настоящее время нельзя отказываться от ориентации на всестороннее и гармоничное развитие лич­ности. Без стремления к такому идеалу невозможно постро­ить высокоразвитое гуманное и демократическое общество. В выборе результатной цели классные руководители опи­раются на итоги индивидуальной и коллективной аналити­ческой деятельности и спроектированные образы учащегося и класса.

При разработке результатной цели необходимо со­блюдать требования, предъявляемые к целевым ориентирам воспитательной деятельности. Они должны быть:

1) направлены на развитие личности ребенка, форми­рование его интеллектуального, нравственного, ком­муникативного, эстетического и физического потен­циалов, овладение учащимися целостной системой знаний об окружающем мире, практическими уме­ниями и навыками, способами творческой деятель­ности, приемами и методами самопознания и само­развития, ценностными отношениями к себе и окру­жающей социальной и природной действительности;

2) сопряжены с интересами и ценностными установка­ми членов классного сообщества, учитывать соци­альный заказ государства и общества, соответствовать особенностям коллектива класса и условиям его жизнедеятельности;

3) обеспечены необходимыми ресурсами для их реали­зации;

4) конкретными, четко и ясно сформулированными;

5) трудными, но реально достижимыми;

6) гибкими, т.е. обладать способностью к корректировке;

7) диагностичными.

В плане работы классного руководителя наряду с резуль­татной целью формулируются задачи, которые можно рас­сматривать как подцели или как составляющие компоненты цели. При декомпозиции цели, т. е. при ее разделении на составляющие, надо определить такие задачи воспитатель­ной деятельности, решение которых позволило бы достичь поставленной цели.

Например, в качестве главного ориентира воспита­тельной системы избрала цель - формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, эти­ческой и педагогической культурой.

А для ее реализации педагог определила следующие задачи:

а) создать необходимые условия для проявления твор­ческой индивидуальности каждого ученика;

б) способствовать формированию основ культуры обще­ния и построения межличностных отношений;

в) развивать познавательную активность учащихся;

г) содействовать формированию нравственной позиции школьников.

Процессуальные цели неразрывно связаны с результат­ными, так как они предусматривают изменения ввоспита­тельном процессе, обеспечивающие достижение воспитан­никами желаемого образа учащегося (выпускника). В планах работы классных руководителей встречаются цели и задачи этого вида, например, сформулированные таким образом:

- использовать воспитательные возможности народных праздников и обрядов для приобщения учащихся к ценнос­тям русской национальной культуры;

- способствовать повышению роли ученического само­управления в планировании, организации и анализе жизне­деятельности в классе;

- обеспечить участие родителей в подготовке и проведе­нии ключевых воспитательных дел в классе и т.п.

Цель: «Стимулирование духовного развития старшеклассников через приобщение к большой культуре».

Задачи:

1. Организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся (формирование эмоционапьно-положительного отношения к учебе, знаниям, науке, познанию, людям интеллектуального труда; ознакомление с конкрет­ными методами и приемами научной организации интеллектуального труда; ориентация в соответствующей литературе).

2. Стимулирование здорового образа жизни, выработка собственной про­граммы оздоровления (в основе - триединство: разум + душа + тело).

3. Приобщение учащихся к культуре (науке, различным сферам искусства, художественной и публицистической литературе, музыке, живописи, архи­тектуре, дизайну в быту, национальным традициям и обычаям, культуре по­ведения и т.д.).

4. Оказание помощи старшеклассникам в профессиональной ориентации и самоопределении, в процессе самоподготовки к избранной профессии.

5. Создание и развитие ученического коллектива, организация и стимули­рование деятельности классного соуправления (учащихся под руководством педагога) и самоуправления (на более высоком уровне - самостоятельная деятельность учащихся).

6. Воспитание культуры общения, создание опыта культурного проведе­ния досуга в свободно выбранных видах деятельности и общения.

Цель- формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической и педагогической культурой.

Задачи:

а) создать необходимые условия для проявления творческой индивиду­альности каждого ученика;

б) способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

в) развивать познавательную активность учащихся;

г) содействовать формированию нравственной позиции школьников.

Наши рекомендации