Свобода и самостоятельность в образовании
Деятельность дошкольных учреждений определяется документами, регламентирующими прежде всего их финансирование. Мы говорим здесь о типичном западном дошкольном учреждении. Работа над финансовыми отчетами занимает большую часть рабочего времени директора (заведующего) детским садом. В остальном персонал детского сада, сообразуясь со своими знаниями и опытом работы, выбирает общую линию педагогической деятельности и составляет конкретные планы на учебный год, полугодие, месяц, а коллектив педагогов группы — на неделю и день. Министерство просвещения или местное управление школ может выдвинуть требования по содержанию дошкольного и начального школьного образования, однако они не носят характера обязательной для исполнения программы. Педагоги любого уровня имеют возможность встречаться со своими коллегами, районными и городскими инспекторами для консультаций и обмена мнениями. Очень важным считается также периодическое повышение квалификации всеми членами педагогического коллектива.
Под программой обычно понимается определенным образом разработанный куррикулум, т. е. планирование и контроль, цели, задачи, материалы, методы работы по определенному направлению,
которые взяты из опыта данного педагогического коллектива, отдельного педагога либо нескольких педагогов, придерживающихся данного направления, и дают на практике обычно хороший результат (например, программа обучения катанию на коньках, программа знакомства с космосом, программа обучения игре на скрипке по такому-то методу и т. п.). В некоторых странах существуют программы более общего характера, которым рекомендуют следовать: например, во Франции — когнитивного развития детей по системе Жана Пиаже, в Америке — программы развития одаренности по системе Б. Блума. Профессиональные журналы, сборники статей, научно-практические конференции используются как арена для обсуждения хода и итогов работы. Программ так много, что дискуссия не может носить слишком острого характера.
Для начальной школы выпускается большое количество взаимозаменимых учебников; руководство школы (коллегиальный орган, в который входят, как правило, представители родителей, учеников, городской школьной администрации и т.д.) решает, какими учебниками стоит пользоваться, но учитель может и сам решить, на чем остановиться. Он может не брать готовых учебников, а копировать отдельные главы из разных источников и раздавать их ученикам. Все учебники должны быть одобрены органами образования и соответствовать определенным критериям, в том числе: психологическим, эстетическим, научно-содержательным, педагогическим. Учебники рецензируются комиссиями из компетентных лиц, имеющих разную профессиональную подготовку. (Тем не менее через комиссии проходит и много учебников, содержащих ошибки, неверные или устаревшие сведения, не соответствующих возрастному уровню, при рыночной экономике это естественно.)
«Шаг за шагом» — программа для детей и родителей (авторы К. А. Хэнсен, Р. К. Кауфман, К. Б. Уолш; профинансирована Д. Соросом). Разработана для 19 стран Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза. Программа учитывает в первую очередь американский опыт, американский образ жизни и ценности. В ее основе — положение о необходимости подготовить поколение людей, которым независимо от того, где они будут жить, придется сталкиваться с изменениями в социальной, политической, экологической, научной, технической и промышленной сферах, поэтому они должны быть критически мыслящими, любознательными, готовыми к переменам, например к изменению профессии, к изучению нового на протяжении всей жизни, к постановке и разрешению неожиданно возникающих проблем. В то же время люди XXI в. должны проявлять творчество, фантазию и изобретательность и заботиться об окружающем (людях, обществе, стране, среде). Программа основана на стремлении индивидуализировать условия обучения каждого ребенка за счет предоставления ему возможности выбора занятий, контакта с семьей, с культур-
ной, религиозной, местной общиной или жителями микрорайона. Исходя из того, что дети максимально интенсивно развиваются, когда увлечены процессом обучения, педагоги организуют среду детского сада и начальной школы в виде центров активности таким образом, что она 'сама побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчеству. Владея знаниями о том, как происходит развитие ребенка, взрослые формируют обстановку и предоставляют материалы для обучения, поощряют игры и разные формы социального взаимодействия детей, учитывают темп развития каждого и необходимость пройти через все закономерные этапы, а также то, что когнитивное развитие связано с глубокими качественными трансформациями мышления.
Для программы «Шаг за шагом» были выбраны идеи конструктивизма, учета особенностей развития и прогрессивного образования (т. е. самоценности детства, уникальности личности, ориентированности на ребенка). От педагогов, работающих по программе, требуется большая работа по планированию и организации деятельности, по наблюдению и созданию отчетных документов, в частности индивидуальных папок для каждого ребенка. Программа не имеет конкретного наполнения: она только задает принципы, типы, методы организации и контроля работы, приводит примеры деятельности. Экспериментальное опробование программы происходит, в частности, в Прибалтике, и в нем участвуют тысячи детей.
В большинстве стран момент готовности ребенка к школе определяется психологом по его поведению в специально построенной ситуации. Как правило, детям задают вопросы (в возрастающем по сложности порядке): как ребенка зовут, как зовут его маму, папу, мальчик он или девочка, где он живет, куда сейчас пришел, какой день недели и какое число сегодня, вчера, завтра, какое время суток, в какое время суток происходят определенные события; просят показать части тела, сориентироваться, где право -- где лево; демонстрируют и просят назвать изображения отдельных предметов и животных и показать, какие предметы подходят друг к другу, как они называются общим словом; предлагают выполнить простые команды на усвоение предлогов места, описать изменение в ситуации, назвать восемь цветов и указать на предмет по признаку цвета, нарисовать такой же предмет по точкам на клетчатой бумаге, найти одинаковые и разные изображения, сравнить количества предметов (больше, меньше, равно), пересчитать предметы и назвать количество, показать по команде определенное количество пальцев, провести линию через определенное количество предметов, назвать цифры и числа (до 100), решить задачи на сложение и вычитание в пределах первого десятка, назвать буквы, прочитать слова из 3 — 7 букв (как больших печатных, так и маленьких строчных и прописных), просят прочитать короткий
рассказ и ответить на вопросы по его содержанию, просят написать свое имя и фамилию, отдельные буквы и слова. Если школа специализированная, то педагоги могут выставить дополнительные требования к поступающим.
Психолог и приемная комиссия школы решают, готов ли ребенок к поступлению в школу. Если нет, ему могут посоветовать прийти через год (повторить подготовительный класс). То же касается и ежегодной успеваемости: иногда ученика оставляют на второй год, хотя это, как показывают соответствующие наблюдения, редко приносит ощутимые результаты. Если у педагогов есть замечания по поведению ребенка, он может попросить родителей обратиться к специалистам, которые должны дать свои рекомендации в отношении дальнейшего обучения. По окончании начальной школы педагоги могут решить, справится ли ребенок с дальнейшей программой или он должен учиться по облегченному варианту.
Учебный год делится на несколько периодов, количество которых может быть рекомендовано, но в конце концов окончательно определяется самим педагогическим коллективом школы. В конце периодов и в конце учебного года могут проводиться проверочные работы на разных уровнях. Считается, что научиться писать, читать и считать все дети должны к концу начальной школы, так как каждый развивается в своем темпе, а основная задача — уравновешенный, здоровый, позитивно настроенный гражданин, равноправный член общества, без стресса воспринимающий предлагаемые ему для решения задачи. Если ребенка слишком рано заставлять решать задачи, до которых еще не дорос, он вступает в конфликт с людьми, ставящими перед ним эти задачи, а это в конце концов приводит к ненависти к обществу, которое тебя не понимает. В частности, в начальной школе стараются не ставить оценок, давая лишь индивидуальную характеристику особенностей поведения ребенка в коллективе и его участия в учебном процессе, адресованную родителям. В настоящее время в западном обществе ведется дискуссия о том, как вообще избежать необходимости оценок и не сводить отношения ребенка с педагогами к успеваемости на занятиях.
Одна из главных целей деятельности с детьми — приобретение опыта счастья, опыта удачных совместных действий с другими и успешного преодоления своих слабостей. Ребенок может выразить свою личность, познать самого себя тогда, когда ему предоставлена возможность разнообразной деятельности. Игра — мир, в котором живет ребенок, где соединяются, пересекаются, синтезируются движения, чувства, мышление, социальные связи, речь. Спрятавшись за ролевым персонажем, дети могут спокойно и свободно выразить затаенные чувства, представить себя на месте другого. В этом мире есть однозначно добрые и злые персонажи и события, которые ве-
дут постоянную борьбу друг с другом, причем добро побеждает зло. Ребенок хочет выигрывать и добивается победы, понимая, таким образом, что бороться стоит. Если у него есть партнер — другой ребенок, то его жизненный опыт обогатится за счет переживания горечи поражения, умения делать уступки, достигать компромисса.
Ребенок играет не потому, что хочет развиваться, а потому, что игра приносит ему чувство удовлетворения, удовольствие и радость. В западной педагогике (в основном Ж. Пиаже и С. Сми-лянски) выделяется три этапа развития игры: 1) сенсомоторная активность, деятельность, движение, наблюдение, ощущения от самого себя и окружающего, символическая игра; параллельная игра; 2) ролевая игра, когда ребенок имитирует или проживает деятельность взрослого или известного ему персонажа, добавляя к переживаниям изрядную толику воображения; 3) игра с правилами, вырастающая из ограничений и запретов предыдущего этапа к соблюдению осознанной последовательности действий; социальная игра. Новейшие исследования касаются содержания и формы игр, в которые играют дети в разных социокультурных сообществах, этнических формированиях, а также соотношения в игре мысли, чувства, речи и действия. Важно также отслеживать групповую динамику игровых сообществ. Установлено, что игры не уходят из повседневности детской жизни: их сюжеты в значительной мере трансформируются под влиянием телевидения, видео, компьютеров, производителей предметов массовой культуры. Престижно знать, во что сейчас принято играть, как ведут себя герои мультсериалов, какие игрушки должны быть дома у каждого, какие элементы одежды в моде. Массовое сознание формируется уже с трехлетнего возраста. Именно с кичем пытаются бороться родители, выбирающие для детей альтернативные образовательные учреждения.
Взрослому не рекомендуется делить игры ребенка на хорошие, дидактически ценные и малоинтересные, плохие: согласно результатам исследований развития структуры головного мозга дети в большинстве случаев склонны к таким движениям и действиям, которые важны для их развития, какими бы глупыми и примитивными они ни казались со стороны. Считается, что не следует запрещать такие игры, лучше принимать любые проявления детей тепло, всерьез, с одобрением, как ценное достижение. (Вредные и опасные игры необходимо ограничивать.) Если взрослый играет с ребенком, он должен делать это не из одолжения, а серьезно и искренне.
Р. Эртер рассматривает игру как деятельность особого рода, в которой действие совершается ради себя самого и постоянно меняется отношение субъекта игры к действительности. В игре важны повторение, ритуалы, а также отношение с объектом — предметом, определяемым в культурно-экологической перспективе, причем партнер на первых порах тоже представляет собой как бы объект
игры. Совершенствование игры происходит от ориентированности на самого себя к ориентированности на партнера, при этом меняется сама личность человека, а социальное познание происходит в общении с партнерами. Значение игрового действия все время меняется, схема действия преобразуется, планирование действия становится расчлененным; в игре отрабатываются важнейшие коммуникативные действия и сценарии.
В современной западной педагогике наибольшее значение придается свободной ролевой игре. В игре проявляются и развиваются социальные, когнитивные, языковые и креативные способности ребенка, выявляются типы личностного поведения и корригируются агрессивные, необоснованные, неверно понятые поступки. Ребенок должен проявить себя в ролевых взаимоотношениях, узнать свои слабости и свою силу, прийти к устойчивым психическим реакциям, выявить разницу между фантазией и реальностью, побывать в разных ролях, почувствовать преимущества и недостатки определенных положений. Большинство терапевтических методик имеют форму игры. Западные воспитатели и преподаватели начальной школы ведут систематические записи, фиксируя, кто из детей с кем играет и во что, как развивается сюжет, что нового появляется в играх. Важно понять, как обогащаются содержанием игры сверстников за счет контактов друг с другом и с окружающим миром.
Физическое развитие приобретает особое значение в связи с теориями о здоровом образе жизни, профилактикой заболеваний и представлениями о том, что внешний вид человека и его спортивная форма влияют на его успешность и благополучие, а также на самостоятельность и свободу поведения. Получила распространение мотология (Э. И. Кипхард) -- учение о нейромоторном (рефлексы, координация) и сенсомоторном (наблюдение, реакции) развитии. Эта наука включает в себя разные направления, в том числе такие, как мотопедагогика (развитие личности при помощи движений) и мототерапия (физкультура, ориентированная на конкретного ребенка).
Вопросы для повторения
1. Какую роль играет финансирование в работе детских садов и школ?
Почему они финансируются неодинаково? Как можно распределять фи
нансы в учреждении?
2. Как выбирается и применяется определенная модель образования?