Моделирование, виды, методика
Познание детьми окружающего мира происходит с помощью моделирующ. деят-ти.
Моделир-ние - совместная деят-ть в-ля и детей по построению моделей. Модель - это предметное, графич-ое или действенное изобр-ние объекта или явления природы. Моделирующ. деят-ть - процесс создания модели. Н-р, глобус - это предметная модель Земли, а его изгот-ние в-лем вместе с детьми можно назвать моделирующей деят-тью. Модели — это материальные заместители реальных предметов, явл-ий природы.Цель моделир-ния — обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Значение:- обеспечивает возможность проникновения в сущность предметов и явлений;- делает доступным изучение скрытых сторон, связей и взаимосв. в природе;-форм-ет реальн. картину мира;-способствует становлению научного мировоззрения.
Виды моделей: 1) предметные -воспроизводят структуру, внешние и внутрен.взаимосвязи объектов и явлений (модель аквариума); 2) предметно-схематич.- существ-е признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов (модель холма, оврага); 3) графич-е – передают обобщённо признаки, связи и отношения прир-х явлений (календарь природы).
Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
- должна чётко отражать осн. свойства и взаимосвязи между объектами природы;
- по структуре должна быть аналогична изучаемому объекту;
- д.б. простой для восприятия и доступной для создания;
- должна отчётливо передавать св-ва и отношения, которые д.б. освоены с её помощью;
- должна облегчать процесс познания.
Особен-сти организ-ии работы с моделями в дошк-ном возре: целесообразно вначале моделировать единичные конкретные ситуации, а позже организовывать работу по построению модели, имеющей обобщенный смысл; обучение моделированию осуществляется легче, если озн-ние начин-ся с применения готовых моделей, а затем дошк-ков знакомят с их построением.
Послед-ть обучения модел-ю: в-ль предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими. Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства. Одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки. Постепенно увеличивает кол-во сравниваемых объектов до трех-четырех. Осуществляет обучение моделированию существенных или значимых для деят-ти признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы). Обучение детей моделированию должно быть связано с использованием обследовательских действий. Важно также учить детей планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений природы. Н-р, при сравнении двух растений учить вначале обследовать и моделировать признаки цветка или листа, а затем стебля, корня.
30. Беседа это один из словесных методов работы( рассказ, беседа, чтениехуд.литературы, экосказки-это словесные методы)
Беседа
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ
Проводится перед экскурсией, наблюдением, для уточнения опыта детей и установлению связей предстоящего наблюдения с имеющимся значением бывает
ОБОБЩАЮЩАЯ Это систематизация и обобщение за сезонными изменениями в природе
ИТОГОВАЯ Систематизация , обобщение полученных факторов их конкретизация и закрепление
Эффективность беседы зависит от предварительной подготовки детей
Перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение художественной литературы, рассказов.
Беседовать можно только о том, о чем есть у ребят конкретное представление
Воспитатель должен четко представлять дидактическую цель беседы
- какое содержание надо уточнить и конкретизировать
- какие существуют связи для обобщения и систематизации. Следует выделить.
- к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы
ТРЕБОВАНИЯ К ВОПРОСАМ
Вопросы ко всей группе
Ясное по содержанию,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, точное по формулировке
В каждом вопросе должна содержаться одна мысль
Нельзя ставить вопросы требующие односложных ответов(да,нет)
Дети сами должны формировать выводы, обобщение, а не повторять готовые
Использовать наглядный и занимательный материал(загадки, пословицы, голоса птиц, физкультминутки)
Беседа как метод используется в средней и в старшей группе
29. Характеристика основных видов наблюдений и руководство
Наблюдение – это целенаправленное планомерное восприятие объектов, явлений,окружающей действительности.
Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. Наблюдения организуются воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы
Наблюдения классифицируются:
⦁ По виду:
- распознающие ( их основная познавательная задача- поиск ответа на вопросы( кто, что, каковы свойства,признаки) ; основу составляет система исследовательских действий, где ребёнок получает информацию в ходе чего осуществляются мысл. операции (анализ,синтез));
- длительные (за изменениями предметов и явлений в течение длительного времени ; основу состовляют различные виды восприятия; развивается мышление память )
- воссоздающие (воссоздание по части или детали целого образа , предмета или явления; в основе тонкий сенсорный анализ, умение соотносить часть к целому);
⦁ По постановке целей:
- первичные (ознакомление);
-установление причин, последующих связей, взоимосвязей (длительные);
-систематизатия (итоговое: оно может быть организовано в виде рассказов детей: «Как у нас выросли бобы» или «Что происходило с деревьями в разные сезоны»)
⦁ От количества детей: индивидуальные, групповые, фронтальные (используются, когда детей знакомят с яркими сезонными изменениями,с трудом взрослых, с новым видом труда на участке)
⦁ По длительности:
- эпизодические (проводимые от случая к случаю);
-кратковременные( за животными, трудом людей, за облаками);
- длительные( Длительные наблюдения дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта. Для данных наблюдений подбирают различные объекты, находящиеся в стадии преобразования, изменения, развития (строительство дома; растение, выращиваемое в уголке природы или на огороде, в цветнике). рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц ( попугай,канарейка, кролик, кошка) сезонные наблюдения за живой и неживой природой и т.д.
Руководство наблюдением (этапы):
1.Подготовительный этап
Цель: стимуляция интереса детей к познанию объекта( беседа,обращение к опыту детей ,показ иллюстраций, слайдов)
дать детям возможность самостоятельно рассмотреть объект 1-2 мин
2. Этап сосредоточения произвольного внимания на наблюдаемом объекте( сюрпризный момент, загадки,скороговорки)
3. Основной этап
Цель: это самостоятельное наблюдение за предметом или объектом природы
Состовные части:
- целосное восприятие предмета или явления
- объследование наблюдаемого предмета и анализ собранной информации
- вторичное, целосное восприятие объекта
-для изучения объекта использовать разные приемы (вопросы, загадки)
-обследование объекта(потрогать, погладить, сравнить объекты, игровые и трудовые действия)
-для обеспечения интереса, эмоционального отношения к наблюдаемым объектам необходимо использовать стихи, фольклор, чтение художественных произведений.
4. Заключительная часть
Цель: закрепить и уточнить информ.-ю, выделить новое,дать эмоциональную оценку объекта
использование продуктивной деятельности( рисунки и т.д.)