Практическое занятие по теме 6

Тема: «ПМП в очагах с преобладанием термических поражений; при ЧС с выбросом в окружающую среду АХОВ; с выбросом радиационных веществ; при массовых инфекционных заболеваниях в очагах бактериологического (биологического) заражения».

Семинар-практикум по теме 6

Тема: «Средства индивидуальной защиты и порядок их использования»

Тема 7. «Управление безопасностью жизнедеятельности»

Цель изучения: Освоение знаний и приобретений основных умений и навыков в сфере разработки технических решений и технологий в области природоохранной деятельности и оценки степень риска возникновения опасностей.

Изучив данную тему, студент должен:

· знать:

1. Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности.

2. Системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях.

3. Характеристику основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения.

4. Экономические основы управления безопасностью.

5. О материальной ответственности за нарушение требований безопасности: аварии, несчастные случаи, загрязнение окружающей среды.

6. Основные понятия, функции, задачи и принципы страхования рисков.

7. Органы государственного управления безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура.

· уметь:

1. Использовать корпоративный менеджмент в области экологической безопасности, условий труда и здоровья работников при решении основные задач коллектива на основе существующих принципов и системы менеджмента.

2. Использовать в повседневной деятельности современные рыночные методы экономического регулирования различных аспектов безопасности: позитивные и негативные методы стимулирования безопасности.

· владеть:

1. Навыками страхования рисков в сферах: экологического страхования, страхования опасных объектов, страхования профессиональных рисков.

Особое внимание обратить на:

1. Законодательство в Российской Федерации, относящееся к регулированию вопросов экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы или дать пояснения:

1. Перечислите основные Законы РФ, относящиеся к сфере обеспечения безопасности человека, населения и территорий.

2. В чем заключается сущность экономического управления безопасностью? Что такое материальная ответственность?

3. Раскройте содержание понятия «риск» и перечислите их виды?

4. В чем заключается суть страхование рисков?

5. Дайте основные понятия, покажите функции, перечислите основные задачи и приведите основные принципы страхования рисков,

При изучении темы 7 необходимо обратиться к следующим источникам:

[5 –глава 9 – 9.3; 7, 20, 21; 16 –главы: 2-5; 19, 20 и 21, 24и др. по списку].

План семинарского занятия № 1 по теме 7

Тема: «Законодательные и нормативные акты, регулирующие вопросы безопасности для работника социальной сферы»

1. Кратко изложить суть Законов Российской Федерации «О безопасности» (1992 г.), «О борьбе с терроризмом» (1998 г.), «О противодействии экстремистской деятельности» (2002 г.), «О безопасности дорожного движения» (1995 г.), а также Указ Президента Российской Федерации «Об осно­вах государственной политики Российской Феде­рации в области гражданской обороны» (1999 г.) и выделить позиции, которые непосредственно касаются работников социальной сферы.

2. Кратко изложить суть Федеральных Законов Российской Федерации:

- «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г.:

- «О радиационной безопасности населения» от 9 ян­варя 1996 г.;

- «О за­щите населения и территорий от чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г.

- «О пожарной безопасности» от 21.12.94 г.

- Постановление Правительства РФ «О мерах подго­товки населения в области защиты от чрезвычай­ных ситуаций» № 738 от 24 мая 1995 г.

- Постановление № 192 Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 г. «О создании службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях».

- Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99). Минздрав РФ, 2000 и выделить позиции, которые непосредственно касаются работников социальной сферы.

3. Обсудить, сделать выводы о роли государства, Федерального центра, субъектов Федерации и органов самоуправления в организации обеспечения безопасности работников социальной сферы.

План семинарского занятия № 2 по теме 7

Тема: «Органы государственного управления безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура».

1. Органы государственного управления безопасностью их основные функции, права и обязанности, структура и основные задачи.

2. Органы государственного надзора за безопасностью их основные функции, права и обязанности, структура и основные задачи.

3. Органы государственного контроля за безопасностью их основные функции, права и обязанности, структура и основные задачи.

4. Обсудить, сделать выводы о роли органов государственного управления безопасностью в обеспечении безопасности работников социальной сферы.

План семинарского занятия № 3 по теме 7

Тема: «Корпоративный менеджмент в области экологической безопасности, условий труда и здоровья работников: основные задачи, принципы и системы менеджмента».

1. Понятия «менеджмент», «корпоративный менеджер», «условия труда» и «здоровье работника» в контексте деятельности социальных служб.

2. Понятие «экологическая безопасность», формы, методы и средства её обеспечения в условиях деятельности социальных служб.

3. Основные задачи, принципы и системы менеджмента по обеспечению экологической безопасности, условий труда и здоровья работников социальной сферы.

4. Самостоятельная работа студента по изучению дисциплины БЖД

(предусмотрена программой обучения (36 час)

№ п/п № раздела дисциплины из табл. 5.1 Тематика самостоятельной работы   Трудо-емкость (час.) Компетенции ОК, ПК Контроль выполнения работы
1. I Анализ понятийно-терминологического аппарата в области безопасности и защиты окружающей среды   Безопасность и профессиональная деятельность   Культура человека, общества и безопасность         ОК-15 (на уровне понимания: знание основ безопасности жизнедеятельности, принципов и законов экологии)   Опрос   Реферат     Реферат  
2. II Современные проблемы техносферной безопасности   Структура техносферы региона и основные региональные проблемы безопасности   Региональные демографические проблемы   Современное состояние пожарной безопасности в РФ и основные причины пожаров   Средства самозащиты и их использование в случае самообороны             ОК-15 (умение учитывать процессы и явления, происходящие в живой и неживой природе при разработке экологических и социальных проектов, методов идентификации опасных и вредных факторов, создаваемых средой обитания и производственной деятельностью человека)   Опрос     Опрос   Опрос     Опрос   Опрос  
3. III Личностные факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности   Правила поведения в экстремальных ситуациях   Психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях         ОК -15 (владение умениями и навыками физического самосовершенствования, правилами поведения в экстремальных ситуациях, методами и приемами посреднической деятельности)   Реферат     Реферат     Реферат
4. IV Влияние мобильной связи на здоровье   Проблемы, связанные с генетически модифицированными продуктами питания   Питьевая вода – методы очистки     ОК-15 (владение способом выбора оптимальных форм деятельности человека, основанных на знании потенциальных опасностей, средств и методов защиты)   Опрос     Опрос     Опрос
5. V Региональные экологически обусловленные заболевания   Профессионально обусловленные заболевания, связанные с будущей профессией   Пищевая безопасность       ОК-15 (на уровне применения: знание основ первой медицинской помощи); ОК -15 (умение оказывать первую медицинскую помощь; владение методами оказания первой медицинской помощи)   Реферат     Реферат   Реферат
6. VI Безопасность трудовой деятельности   Несчастные случаи, причины, профилактика, страхование   Безопасность в быту       ОК-15 (на уровне применения: знание основ первой медицинской помощи; умение оказывать первую медицинскую помощь (в том числе в экстремальных ситуациях); ОК-15 (на уровне понимания: знание возможных последствия аварий, катастроф, стихийных бедствий); ОК -15 (владение методами оказания первой медицинской помощи (в том числе в экстремальных ситуациях), правилами поведения в экстремальных ситуациях) Дом. задание   Дом. задание     Дом. задание
7. VII Основные законодательные и нормативные акты, регулирующие вопросы безопасности в сфере профессиональной деятельности ОК-15 (умение пользоваться принципами разработки технических решений и технологий в области природоохранной деятельности, оценить степень риска возникновения опасностей)   Дом. задание
    Подготовка и сдача экзамена   Оценка на экзамене

5. Примерная тематика рефератов

1. Безопасность и профессиональная деятельность

2. Безопасность и устойчивое развитие

3. Культура человека, общества и безопасность

4. Современные аспекты международного сотрудничества в области безопасности

5. Структура техносферы Челябинской области и основные региональные проблемы безопасности

6. Опасные зоны региона и их характеристика (на примере Челябинской обл. и г. Магнитогорска)

7. Региональные экологически обусловленные заболевания

8. Профессионально-обусловленные заболевания, связанные с будущей профессиональной деятельностью

9. Мобильная связь и здоровье человека

10. Безопасность генетически модифицированных продуктов. Анализ современных исследований

11. Лекарственные препараты и безопасность

12. Действия алкоголя и наркотиков на человека и его здоровье

13. Методы сортировки городских отходов

14. Активные методы снижения шума

15. Влияние световой среды на работоспособность и безопасность труда

16. Безопасность и человеческий фактор

17. Психологический тип человека, его психологическое состояние и безопасность

18. Анализ природных катастроф. Землетрясения – характер протекания и последствия

19. Анализ природных катастроф. Сели, оползни, обвалы - характер протекания и последствия

20. Анализ природных катастроф. Ураганы, смерчи – характер протекания и последствия

21. Анализ природных катастроф. Природные пожары - характер протекания и последствия

22. Анализ природных катастроф. Наводнения, цунами - характер протекания и последствия

23. Анализ современного состояния пожарной безопасности в РФ и основные причины пожаров

24. Психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях

25. Типы и характер террористических акций.

6. Рекомендации по подготовке к экзамену (зачету):

При подготовке к экзамену (зачету) особое внимание следует обратить на следующие моменты:

1. Изучить понятийный аппарат.

2. Знать ответы на все вопросы для самоконтроля по каждой теме.

3. Уметь обосновать цели и задачи изучения дисциплины.

Опыт приема экзамена (зачета) выявил, что наибольшие трудности при проведении экзамена (зачета) возникают по следующим разделам:

- Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности.

- Системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Для того чтобы избежать трудностей при ответах по вышеназванным разделам, рекомендуем с помощь поисковых систем Internet найти основные законы и нормативные акты, являющиеся правовой базой для организации нормальной жизнедеятельности социальных работников.

------ *** -----

7. Глоссарий

Основные термины и понятия в области БЖД

В данном пособии предложены три глоссария, составленные учеными МаГУ при написании учебных пособий для разных разделов научно-образовательной области «Безопасность жизнедеятельности».

Глоссарий № 1

Составлен кандидатом педагогическихнаук, доцентом

Наши рекомендации