Технологии исследовательской деятельности

Исследование, научное, процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Различаются два его взаимосвязанных уровня: эмпирический и теоретический. На первом устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.

Учебно-исследовательскую деятельность ученые рассматривают как метод проблемного обучения, самостоятельную творческую работу, совокупность действий поискового характера, универсальный способ познания действительности, специфическую человеческую деятельность, форму образовательной деятельности, образовательную технологию и т. д. Анализ исследований по данному вопросу позволил выделить основные характеристики учебно-исследовательской деятельности: единство мышления и практического действия; мотивированность; направленность на решение проблем; детерминацию целей, мотива, результата; активность; поисковую направленность, наличие взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов; необходимость специальных умений и т. д.

В соответствии с энциклопедическим определением, исследование характеризуется как процесс выработки новых знаний, вид познавательной деятельности. Под исследовательскими умениями понимаются умения, необходимые для проведения исследования. Основными компонентами исследования являются: постановка задачи, формулировка гипотез, планирование, организация и проведение эксперимента, анализ и обобщение результатов, проверка исходных гипотез на основе полученных фактов, формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний.

Исследовательскую деятельность, являясь основой для получения нового продукта (с помощью новых оригинальных методов, приемов и действий), направлена на получение нового субъективного или объективного знания (об исследуемом объекте или методе исследования

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Для успешного осуществления исследовательской деятельности субъекту требуется специфическое личностное образование - исследовательские способности.

Таким образом, исследовательские умения представляют собой готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе осознанного использования имеющихся знаний и навыков, реализуемую в практическом опыте обучаемого и опыте творческой деятельности под строгим контролем со стороны мышления.

На основании действий, доминирующих при реализации исследовательских умений, Юлпатова Е.А., дополняя классификацию Р. И. Поповой, выделяет следующие группы исследовательских умений: аналитико-синтетические, диагностические, гипотетически-предположительные, проектировочно-алгоритмические, деятельностно-корректировочные и оценочно-критериальные.

Эффективность осуществления исследовательской деятельности, как в профессиональной сфере, так и в повседневной практике, связана с развитостью и устойчивостью исследовательской по­зиции личности.Выработка исследовательской позиции к миру, к другим, к себе самому происходит в онтогенезе во взаимосвязи с условиями развития, в ходе осуществления деятельности. Развитая исследовательская позиция позволяет человеку успешно взаимодействовать с изменяющимися реалиями внешнего мира, социального окружения, а также с субъективной реальностью.

Исследовательская позиция – не только то, что актуализируется в ситуации неопределённости, но и та позиция, исходя из которой человеку потребностно попадать в эти ситуации, находить их; а после нахождения ситуации, требующей осуществления исследовательской деятельности, последовательно пройти основные этапы исследования.

Для того, чтобы в школе широко использовались исследовательские методы и формы работы с учащимися необходима подготовительная работа с педагогическим коллективом, организация методических семинаров, методических объединений и др., но не менее важна и работа с учащимися, создание научного общества учащихся. Как отмечает в своих исследованиях Н.И.Дереклеева в каждой школе свой путь организации исследовательской деятельности учащихся. За последние годы в практике школ наметилось два пути: научное педагогическое исследование (эмпирическое, осмысление своего опыта) и прикладные исследования, которые «обслуживают» какую-либо актуальную проблему жизни школы (отношения, состояния, взаимодействия, углубленное изучение темы, вопроса, понятия ).

Целью любого исследования организованного учителем на уроке или во внеучебной деятельности является:

- всестороннее познание объекта реальности,

- выявление особенности (специфики) этого объекта,

- объяснение установленных фактов,

-проверка гипотезы (предположения) о зависимостях между характеристиками,

- обнаружение условий для развития объекта,

- прогнозирование дальнейшего развития.

В условиях школы получили широкое распространение прикладные исследования четырех видов:

1. Диагностические исследования (Что происходит? Почему так? ) Исследуются противоречия, тенденции какого-либо явления. Уровни тревожности и агрессивности учащихся и т.д.

2. Проектировочные исследования (Что это собой представляет? Как это лучше сделать?)

3. Поисково-рефлексивное исследование ( Что нужно и ценно для меня и других? Как нам понять друг друга?),

4. Эмоционально-установочное исследование направленное на изучение личностного смысла, смысла коллективной исследовательской деятельности и атмосферы творческого сотрудничества.

Важным условием использования исследовательских методов и форм работы с учащимися является готовность учителя к этой деятельности, которая предполагает наличия таких качеств, как: способность сомневаться, менять свои установки, не отчаиваться и начинать с начала, строить предположения о возможном, видеть нюансы в исследуемой ситуации.

Рассматривая готовность учителя к исследовательской деятельности ученые выделяют субъективные и объективные условия.

К субъективным условиям они относят: наличие интереса к данному виду деятельности, любознательность; определенный уровень интеллектуального и рефлексивного развития; наличие реальных затруднений и отсутствие образцов деятельности, обнаружение противоречий в ситуации, приводящие к конфликту; некоторые личностные особенности, такие как смелость, готовность к риску, доверие своей интуиции.

К объективным условиям относится творческая атмосфера поиска в коллективе, принятие и поддержка учителя коллективом, который считает исследовательскую деятельность с учащимися своим делом; заинтересованность администрации школы в организации исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе, создание условий для обсуждения планов и результатов исследований, признание значимости проведенной работы и возможность представлять полученный результат на выставках и конкурсах.

Наибольшие трудности встречающиеся в организации исследовательской деятельности с учащимися это:

· -четкое определение предмета и объекта исследования,

· -формулирование гипотезы (предположения),

· -определение условий исследования (выделить, измерить, обнаружить),

· -сложность в планировании исследования,

· -наибольшую трудность вызывает описание результатов исследования.

Дополнить материал по объекту, предмету, гипотезе.

Результатом исследовательской деятельности учащихся является развитие познавательно-коммуникативных способностей, так как формируется мотивация на исследовательскую деятельность, у школьников появляется интерес к поиску информации, понимание её, и желание сообщить другим. Учащиеся учатся говорить обдуманно, целенаправленно, дискутировать, работать с литературой. В процессе исследовательской работы, в рамках своей темы учащиеся работают в библиотеках, посещают научно-исследовательские институты, выставки. Результатом творческого развития является их участие в конкурсах знатоков науки, интеллектуалов, викторинах.

Исследовательская деятельность учащихся, в образовательном учреждении, если она носит целенаправленный, системный и организованный характер, то создаются ученические научные общества (УНО).

Наши рекомендации