Упражнения для развития беглости чтения

Чтение как психологический процесс начинается со зрительного восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Восприятие текста происходит в два этапа: первичное восприятие и его обработка.

Принято выделять пять основных недостатков традиционного метода чтения или факторов, затрудняющих ускорение чтения.

1.Регрессия — это непроизвольные, механические, повторные фиксации глазами одного и того же участка текста (фраз, слов, предложений). При регрессиях на строке текста глаза совершают движение назад, но не в исходную точку фиксации, а только вблизи нее, ограничиваясь лишь своеобразной зоной предсказания, в которой нет отчетливого и точного восприятия читаемой части текста. Этот недостаток — самый распространенный. При медленном чтении регрессии — довольно частые явления и составляют обычно от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Если возврат глаз осуществляется в результате неясности текста, это недостаток, требующий для его устранения определенного усилия, заставляющего читать дальше в надежде, что последующий текст рассеет сомнения и внесет ясность в восприятие текста. Повторное чтение целесообразно лишь по окончании чтения всего текста, что часто снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными.

2. Артикуляция — это движение губ, языка и других органов речи при чтении, которые, как показали специальные инструментальные исследования, даже при чтении про себя затормаживаются лишь внешне, а на самом деле они находятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микродвижений артикуляторов зависит от уровня развития навыков быстрого чтения, предусматривающего преодоление с помощью специальных приемов артикуляции, и от уровня развития внутренней речи.

Под внутренней речью понимается беззвучная мысленная речь. В этом случае мы мыслим, как обычно, при помощи слов, но произносим их про себя. В зависимости от степени выражения внутренняя речь подразделяется на развернутую и сокращенную. При медленном чтении возникает развернутая внутренняя речь — своеобразное внутреннее говорение, протекающее с такой же скоростью, с какой мы читаем текст вслух. При таком чтении читают не столько глазами, сколько «ушами и губами», так как считываемая информация передается в мозг, где она обрабатывается с участием речеслухового канала, пропускная способность которого во много раз меньше зрительного. Привычка проговаривать текст сформирована у большинства читающих в детстве, когда учатся читать: сначала слово произносится по буквам, потом по слогам и, наконец, вслух целиком.

3. Малое поле зрения, под которым понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются буквы, слова, в лучшем случае несколько слов, поле зрения очень мало, вследствие чего глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок), что принято называть дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем меньше становится таких остановок, а в итоге чтение эффективнее. При быстром чтении за одну фиксацию взгляда воспринимаются не два-три слова, а вся строка, целое предложение, иногда и весь абзац.

Существенно снижает скорость чтения и так называемое сканирование, т. е. непроизводительный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой, как это происходит при телевизионной развертке изображения. При таких переходах не только теряется время, но и быстрее устают глаза. При быстром чтении движение глаз более экономно, поскольку чтение осуществляется вертикальным движением глаз, сверху вниз по центру страницы с охватом полем зрения ширины всей страницы, строк, абзацев.

4. Отсутствие гибкой стратегии чтения — значительное препятствие в ускорении чтения. Главное в проблеме быстрого чтения — не столько устранение рассмотренных факторов, связанных с механизмами речи и движением глаз, сколько изменение работы механизмов мозга, управляющих чтением и обеспечивающих получение значимой информации благодаря правильному выбору стратегии смыслового восприятия текста. Та или иная скорость и техника чтения подчиняются прежде всего целям, задачам и тем установкам, которые читатель ставит перед собой. Отсутствие эффективной стратегии чтения является серьезным препятствием в ускорении чтения.

5. Отсутствие внимания является одновременно и причиной и следствием замедленного чтения, снижения понимания и запоминания текста. Переключение мыслей на посторонние предметы, звуки и мысли снижает интерес к чтению, затрудняет понимание прочитанного и вынуждает перечитывать текст или его отрывок заново. Поэтому для ускорения чтения чрезвычайно важным является тренировка внимания и одновременное создание условий, снижающих или устраняющих отвлечение внимания.

Для увеличения скорости и эффективности чтения необходимо:

- увеличить ширину поля зрения;

- уменьшить число фиксаций на одну строчку печатного текста, т.е. формировать умение воспринимать в одну фиксацию большее число печатных знаков;

- сократить время каждой отдельной фиксации;

- избавиться от регрессий;

- развитие антиципации текста.

Задача научиться быстро читать, наряду с задачей формировать интерес к чтению, должна быть поставлена перед учащимися со стороны учителя. Эти задачи должны быть приняты учениками и их родителями. Им необходимо понять, что чтение и работа над техникой чтения не одно и то же. Для этого надо организовать родительские собрания и консультации. Необходимо подготовить учащихся к замеру по технике чтения, настроить их на серьёзную работу в случае неуспеха, когда норматив техники чтения ими не выполнен. Диагностический замер техники чтения даёт возможность определить группу учащихся, которым нет необходимости работать над этим навыком, так как они выполняют или перевыполняют норматив, и группу учащихся, которые не выполняют норму и с которыми предстоит работать. Овладение необходимой техникой чтения не должно сводиться к эпизодическим замерам. Работа над техникой чтения для учащихся, не достигших успеха, должна быть ежедневной. Условием контроля за самостоятельной работой ученика является ежедневное заполнение учащимися следующей формы отчёта

Дата Кол-во слов за первую мин. Кол-во слов за вторую мин. Кол-во слов за третью мин. Кол-во слов за четвётр. мин. Кол-во слов за пятую мин. Название и автор текста, вопросы, составленные учеником для проверки осмысления текста
             

Работа по технике чтения не должна превышать в течение дня 10-15 минут, но в каждом случае необходима проверка осмысления текста.

После отчёта ученика о самостоятельной работе, необходимо провести контрольную проверку техники чтения. Успехи учащихся зафиксировать в сводной таблице.

Фамилия, имя ученика Дата Кол-во слов за минуту Допущенные ошибки Понимание прочитанного (вопросы к тексту)
         

Если учащийся не выполняет норматив, то он получает ещё один лист с таблицей отчёта для дальнейшей работы. Если ученик добился успеха, то его работа будет одобрена и по своему усмотрению он может продолжить совершенствовать свой навык и зафиксировать лучший результат.

Организуя контроль за техникой чтения, необходимо, чтобы ученик понимал, что беглое чтение – это лишь необходимое средство для решения учебных, познавательных задач. Поэтому для ученика важно, чтобы он осмыслил прочитанный текст, мог его пересказать, составить к нему вопросы, выделить главное, ответить на поставленные вопросы, озаглавить прочитанный текст.

Наши рекомендации