Оценочные средства диагностирующего контроля
Диагностирующие средства имеют целью определение начального уровня знаний, умений и навыков, на базе которых будут формироваться компетенции данной дисциплины. Итоги входящего контроля предназначены для коррекции учебно-методических материалов, тематики курса, методов организации аудиторной и самостоятельной работы студентов. Формами такого контроля могут являться тесты, диктанты, устные опросы и собеседования и т.д.
Для диагностирующего контроля используются тестовые задания по дисциплинам, предшевствующим изучению «Педагогической психологии». К таким дисциплинам относятся: «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология».
Тест на проверку остаточных знаний по дисциплине «Общая психология»
- Классификация отраслей психологии основывается на принципе…
а) развитие психики в деятельности
б) объективности
в) детерминизма
г) повторяемости
- Отечественная психология в качестве предмета своего изучения определяет
а) психику
б) деятельность
в) сознание
г) человека
- Метод исследования, предусматривающий устное, прямое или косвенное получение сведений, называется…..
а) беседой
б) экспериментом
в) наблюдением
г) тестированием
- Многократные исследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени характеризуют метод
а) лонгитюдный;
б) поперечных срезов;
в) эксперимент;
г) контент-анализ
- Метод, характеризуемый как краткое стандартизированное исследование – это
а) анализ
б) эксперимент
в) наблюдение
г) тестирование
- Для естественнонаучного подхода к изучению психологии человека характерным является…
а) экспериментальная проверка гипотез
б) заинтересованное отношение исследователя к объекту
в) все ответы верны
г) понимание невозможности получить единственно верное знание в объекте
- Анимизмом называется
а) мифологическое животное
б) термин, обозначающий Вселенную
в) представление о наличии особой субстанции, существующей в теле и управляющей им
г) отклонение сексуального поведения
- Термины, упоминаемые в учении Гиппократа, используются в современной терминологии при изучении
а) способностей
б) характера
в) направленности личности
г) темперамента
- Виды души, которые выделял Аристотель -
а) практичная и экономичная
б) растительная, животная, разумная
в) сущностная и целостная
г) простая и сложная
- ... в XVII в. ввел понятие социальный опыт, и считал, что ребенок – это чистая восковая доска, на которой можно написать что угодно
а) М. Мид
б) А. Валлон
в) Дж. Локк
г) Э. Дюргейм
- Попытка осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций были предприняты в рамках:
а) психологии сознания
б) структурализма
в) культурно-исторической психологии
г) функционализма
- В развитии психологии как самостоятельной науки в к XIX - н. XX в. выделилось направление….
а) бихевиоризма
б) психоанализа
в) дифференциальная психология Гальтона
г) рационализма
- Архетипы являются структурной единицей коллективного бессознательного, полагал…
а) А. Адлер
б) К.Г. Юнг
в) З. Фрейд
г) К. Роджерс
- Автором «теории потока сознания» является …
а) Дильтей
б) У. Джеймс
в) В.Вундт
г) Брентано
- Иерархическую структуру сознания (подсознание, сознание и сверхсознание) разработал….
а) А. Маслоу
б) В.В. Налимов
в) Л.С. Выготский
г) З. Фрейд
- Исследования представители психологии гештальт проводили в области
а) ощущений;
б) восприятия и мышления;
в) памяти;
г) эмоций.
- Понятие высших психических функций было введено в отечественную психологию:
а) И.П. Павловым
б) Л.С. Выготским
в) В.И. Слободчиковым
г) С.Л. Рубинштейном
- Понятие «жизненный путь » было введено в отечественную психологию:
а) А.Н. Леонтьевым
б) Е.В. Шороховой
в) Б.Г. Ананьевым
г) С.Л. Рубинштейном
- Общая способность организма к ощущению, реакция на факторы окружающей среды называется
а) раздражаемость;
б) чувствительность;
в) активность;
г) саморегуляция.
- _________- высший уровень психического отражения действительности
а) психика;
б) интроспекция;
в) сознание;
г) мышление.
- Способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия внешней среды называется
а) актуальностью;
б) раздражимостью;
в) чувствительностью;
г) витальностью.
- Согласно А.Н. Леонтьеву, в эволюционном развитии психики отсутствует стадия…
а) элементарной сенсорной психики
б) перцептивной психики
в) интеллекта
г) опосредованной психики
- Филогенезом называется
а) процесс биологической эволюции видов
б) период, характеризующийся наиболее благоприятными условиями для развития определённых свойств и видов поведения
в) процесс индивидуального развития человека
г) качественно своеобразный период развития, заключающийся в коренной перестройке сложившихся структур
24. Решите психологическую задачу:
Нижеприведенные особенности поведения человека характеризуют его либо как индивида, либо как личность. Выделите те особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности. Обоснуйте.
Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация обеих рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость, трудолюбие, аккуратность, малая моторная ригидность, высокая моторная чувствительность.
25. Решите психологическую ситуацию:
Психологически опишите интересы человека:
«На одном из групповых занятий с психологом А.А. была предложена следующая тема для разговора: «Мое любимое занятие».
Рассказ о своем любимом занятии продолжил Алексей. Он больше всего любит тренировки по дзюдо, т.к. хочет быть сильным и уметь драться. Когда он научиться драться, он перестанет ходить на тренировки, Леша считает, что занятие спортом ради спорта - это неинтересно. Однако для того, чтобы освоить дзюдо в рамках самозащиты он готов смириться с трудными, порой жестокими упражнениями и ходить, не пропуская ни одной тренировки».
26. Решите психологическую задачу.
1. В примере проявляются умения, навыки, привычки? Дайте объяснение.
А. В цехе работает мостовой кран. Крановщик с помощью рычага заставляет, крюк с грузом подниматься или опускаться, другой рычаг передвигает кран поперек цеха, наконец, третий рычаг перемещает весь мост крана вдоль оси. Иными словами, с помощью этих рычагов можно перемещать груз по всем трем осям. (По К. К. Платонову).
27. Структура мыслительной деятельности включает следующие компоненты:
1. ________________
2. ________________
3. ________________
4. ________________
5. ________________
28. Основными операциями эмпирического мышления являются
а) суждения и умозаключения
б) анализ и синтез
в) индукция и дедукция
г) сравнение и классификация
29. Быстрота мышления понимается как
а) скорость протекания мыслительных процессов;
б) минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения;
в) число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность;
г) способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений.
30. Из перечисленного: 1) последовательность, доказательность и связность мысли; 2) эмоциональный контакт говорящих; 3) выразительность голосовых средств — для диалогической речи характерны
а) 2; б) 3;
в) 2,3; г) 1.
31. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?
- Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться. _______________________________________________________________
- После погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 30°С, воспринимается как теплый, хотя его температура ниже нормальной кожной температуры руки. ________________________________________________
- После слабого (близкого к пороговому) раздражения глаза одним цветом чувствительность глаза к другому, дополнительному, цвету оказывалась в течение долгого времени повышенной. _____________________________________________________________
- А.Н. Скрябин и Н.А.Римский-Корсаков обладали цветным слухом, т. е. слышали звуки, окрашенные в разные цвета. ______________________________________________________________
32. Восстановите соответствие.
В левой колонке даётся название свойств восприятия ощущений, в правой – их определения. Ваша задача – соединить стрелками каждое из названий свойства восприятия и соответствующее этим свойствам определение.
Название свойства восприятия | Определение свойства восприятия | |
1.Полнота восприятия | А. количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации | |
2. Объём восприятия | Б. степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта | |
3.Константность восприятия | В. сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа | |
4.Целостность восприятия | Г. свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия | |
5.Предметность восприятия | Д. отнесённость наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира |
33. Определите тип темперамента данного ребенка:
«Ко дню рождения Кати (8 лет) мама пригласила детей такого же возраста, но Катю долго не могли найти. Она спряталась под большим столом, забилась в угол и замерла. Когда ее вытащили из-под стола, она долго плакала, а потом смотрела на игру других детей со скорбным лицом и страданием во взгляде. Затем, преодолев себя, включилась в игру, но очень быстро устала, стала капризничать и плакать».
34. Понятие «сила нервной системы» означает
а) свойство нервной системы, определяющее скорость, с которой происходит смена одного нервного процесса другим;
б) свойство нервной системы, характеризующееся преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения;
в) свойство нервной системы, определяющее работоспособность клеток коры, их выносливость;
г) свойство нервной системы, характеризующееся преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения.
35. Характером называется
а) индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность черт психики;
б) социальное качество индивида, приобретаемое в процессе воспитания и самовоспитания;
в) индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях;
г) совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека и относительно независимых от ситуации.
36. Специальными способностями называются те, которые связаны с
а) условиями ведущих форм человеческой деятельности (общий интеллект, креативность);
б) психофизиологическими основами;
в) настойчивостью и личностными качествами в освоении той или иной деятельности;
г) отдельными деятельностями (музыкальные, литературные, математические и т.д.).
38. Задатки определяются как
а) склонность к определенным видам деятельности;
б) врожденные, физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей;
в) способности в своем неразвитом виде;
г) мотивы, определяющие выбор того или иного вида деятельности.
37. Для астенического типа характерно
а) тревожность, нерешительность, быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии;
б) склонность к резкой смене настроения в зависимости от внешней ситуации;
в) отгороженность, замкнутость, трудности в установлении контактов;
г) выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, привлечению внимания к себе, чрезмерной эмоциональностью.
38. Воспитанию каких способностей (мнемических, мыслительных, воображения) содействуют следующие учебные задания?
Учащимся дважды прочитывали текст, затем предлагали по возможно вернее письменно изложить его содержание;
1) указать сходство и различие климата Европы и Азии на тех же широтах; _____________
2) составить план только что прочитанного текста и письменно изложить его; _____________
3) пересказать сообщение учителя о сходстве и различии причастий и деепричастий; _____________
4) сравнить черты характера Онегина и Печерина; ___________________________________
_____________
Тест на проверку остаточных знаний по дисциплине «Психология развития и возрастная психология»
1.Согласно Л.С. Выготскому, состояние умственного развития может быть оценено с учетом, как минимум, двух моментов, указанных в одном из пунктов:
а) уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;
б) индивидуальных показателей ребенка и популяционных показателей для детей того же пола и возраста;
в) показателей умственного развития и состояния памяти.
2.В чем проявляется эгоцентризм детей (указать 2 условия):
а) неумение встать на чужую точку зрения;
б) нерасчлененность детского мышления;
в) искусственность, созданость мира;
г) одушевленность.
3.К основной закономерности психологического развития относятся:
а) интеллект;
б) возраст;
в) умение и навыки;
г) морфофизиологические особенности.
4.Движущими силами психического развития являются:
а) интересы;
б) задатки и способности;
в) морфологические особенности
г) противоречие мотивационно-потребностной сферы и уровня притязаний личности.
5.Автором культурно-исторической теории является:
а) Дж. Брунер;
б) Л.С. Выготский;
в) С.Л. Рубинштейн
г) А.Валлон.
6.Динамика психического развития определяется
а) возрастными изменениями;
б) кризисными, стабильными и сензитивными периодами;
в) ходом созревания органических особенностей;
г) стадиями в развитии интеллекта.
7.Психический возраст определяется:
а) физиологическими изменениями организма;
б) уровнем развития психологической структуры личности;
в) умениями и навыками;
г) психодинамическими свойствами.
8.Основным механизмом смены возрастных периодов является по Д.Б. Эльконину
а) обучение;
б) деятельность;
в) способности;
г) интроспекция.
9.Предметом возрастной психологии является изучение:
а) основных категорий психологии;
б) ведущие модальности человека;
в) законов, закономерностей, тенденций развития психики, поведения, личности;
г) принципов формирования личности в деятельности.
10.Главным признаком ведущей деятельности является:
а) стадийность;
б) развитие новообразований возраста;
в) доминантность во времени;
г) развитие познавательных процессов.
11.Основоположником бихевиоризма является:
а) А. Мослоу;
б) К. Лоуренс;
в) Ж.Пиаже;
г) Дж. Уотсон;
12. Характерологическая особенность человека, которая проявляется в повышенной чувствительности к происходящим событиям называется:
а) саморегуляцией;
б) сензитивностью;
в) комфортностью;
г) эмпатией;
13. В подростковом возрасте актуальны: 1) развивающая работа умственного содержания; 2) формирование навыков эффективного общения; 3) развитие навыков совместной деятельности; 4) формирование уверенности в себе; 5) развитие потребности в самовоспитании;
а) только 1 и 5;
б) 2,3,4,5;
в) 1,3,5;
г) только 2;
14. Осознанное отношение человека к своим потребностям, способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям лежит в основе:
а) воспитания;
б) социализации;
в) образования;
г) самосознания;
15. Ведущей деятельностью для ребенка раннего возраста является:
а) эмоционально-непосредственное общение;
б) орудийно-предметноая деятельность;
в) сюжетно-ролевая игра;
г) учебная деятельность;
16. Развитие человека от рождения до юности рассматривал как период формирования психосоциальной идентичности:
а) З. Фрейд;
б) Э. Эриксон;
в) Л.С. Выготский;
г) А. Валлон;
17. Согласно концепции рекапитуляции ребенок в своем развитии повторяет развитие:
а) человеческого рода;
б) млекопитающих;
в) приматов;
г) животных;
18. Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития – это закон:
а) метаморфозы;
б) оптимального развития;
в) развитие высших психических функций;
г) неравномерности возрастного развития;
19. Геронтология – это наука о:
а) старении, старости и долголетии человека;
б) самосовершенствовании человека;
в) взрослении человека;
г) развитии человека;
20. Биогенетический закон, сформулированный Э. Геккелем (1834-1919), гласит, что онтогенез живого существа, есть краткое и быстрое повторение:
а) эпигенеза;
б) филогенеза;
в) эмбриогенеза;
г) гетерогенеза;
21. Сравнительно-медленные, но основательные количественные и качественные изменения называют:
а) революционными;
б) эволюционными;
в) консервативными;
г) кризисными;
22. Наука о зрелости, вершинах человеческой деятельности, называется:
а) психологией развития;
б) акмеологией;
в) геронтологией;
г) возрастной психологией;
23. З. Фрейд большое значение в жизни взрослой личности придавал:
а) профессиональному развитию;
б) бессознательным переживаниям детства;
в) сознательным переживаниям детства;
г) интеллектуальному развитию;
24. Гиперопека – это ………..забота о детях, выражающаяся в стремлении родителей окружать ребенка …………. вниманием.
25. Материнская депривация – это ………….,……….. материнского ухода.
26. Интропунитивная реакция – это реакция субъекта на …………….. фактор, которая направлена на самого себя с принятием ………………..за исправление возникшей ситуации.
27. Комплекс оживления – это этап эмоционального развития ребенка в ……………… возрасте.
28. Кризисы возрастные – это особые периоды ……………….., характеризующиеся резкими ……………. изменениями.
29. Половая идентичность – единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к …………………….. и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.
30. Ролевая игра – основной вид игры детей дошкольного возраста, когда ребенок берет на себя какую-либо роль в соответствии с …………. игры.
31. Самоактуализация – осознание и оценка собственных ………….. особенностей.
32. Сознание – свойственный лишь человеку способ ……………. к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности.
33. Социальная ситуация развития – особое сочетание ……………. процессов развития и ………….. условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обуславливает ………….. психического развития.
34. Теоретическое обобщение – мыслительная операция, которая лежит в основе ………………. ………….. вместе с абстракцией и понятием, организация усвоения знаний по принципу теоретического обобщения приводит к появлению таких новообразований, как усвоение всеобщих …………. данного учебного предмета.
35. Фрустрация – состояние, вызванное двумя факторами: наличием сильной мотивированности ……… ……. и преграды, препятствующей этому ………..
36. Эгоцентризм – в концепции умственного развития ……… – изначальная особенность детского мышления, которая заключается в способности оценивать окружающее только .. …….. …….. ………..
37. «Я»-концепция – согласованные и зафиксированные в словесных определениях представления человека о …… ……, итог познания и оценки …….. …… через образы себя в условиях различных ситуаций, а также через мнение …….. …….. и себя с ними.
38. Самосознание – высшее выражение сознания у человека как члена общества, направленное на ……… ………..
39. Госпитализм – явление, возникающее в закрытых детских учреждениях из-за ……….. общения со взрослыми, вследствие этого дети начинают резко …………. в своем ………….. развитии.
40. В развитии интеллекта Ж.Пиаже выделяет стадии: 1) сенсорного интеллекта; 2) операционального мышления; 3) конкретных операций с предметами; 4) формальных операций; 5) перцептивной психики; 6) сенсорной элементарной психики; 7) сенсомоторного интеллекта;
а) 7,2,3,4
б) 1,2,3
в) 2,3,4,5,7
г) 1,2,3,4,6,7
41. Лепет представляет собой:
а) стилистическую особенность языка;
б) краткий ответ, возражения, замечания на слова собеседника;
в) фонетически организованная речь, являющаяся средством выражения ее эмоциональной окраски.
г) сочетание звуков неопределенно артикулируемых;
42. Одна из особенностей внимания у подростка:
а) произвольность внимания;
б) развитый самоконтроль;
в) умение управлять внешним выражением внимания;
г) волевая регуляция внимания;
43. Основной особенностью развития внимания в юношеском возрасте является:
а) медленное развитие произвольного внимания;
б) быстрое развитие произвольного внимания;
в) высокая возможность контролировать свое внимание;
г) непроизвольное внимание умственной деятельности;
44. Развитие элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции и с опорой не внешние вспомогательные средства начинается:
а) на 3м году жизни ребенка;
б) в пять-шесть лет;
в) в младшем школьном возрасте;
г) у подростка;
45. По Л.С. Выготскому, онтогенез эгоцентрической речи:
а) заканчивается интериоризацией во внешнюю речь к другому;
б) заканчивается исчезновением;
в) порождается из внутренней речи к себе;
г) заканчивается интериоризацией во внутреннюю речь;
46. Л.С. Выготский называл искусственным развитием ребенка его:
а) созревание;
б) филогенез;
в) воспитание;
г) онтогенез;
47. Эгоцентризм – тенденция рассматривать мир сугубо с позиции:
а) чужой, внешней;
б) личной, индивидуальной, внутренней;
в) социально-одобряемой;
г) социально-нормируемой;
48. Скачкообразное перераспределение постоянно накопляемых изменений в возрастное новообразование называется:
а) периодизацией;
б) конфликтом;
в) кризисом;
г) сдвигом;
49. Любое осмысленное действие, которое ребенок самостоятельно выполнять еще не может, но которому он может обучаться под руководством или в сотрудничестве с более опытным человеком, сопровождается:
а) подражанием;
б) идентификацией;
в) импринтингом;
г) компиляцией;
50. Переход интерпсихологических отношений в интерапсихологические называется:
а) экстериоризацией;
б) экстраполяцией;
в) интериоризацией;
г) эгоцентризмом;
51. Речевое общение, чтение, письмо, счет, рисование – все это примеры деятельности:
а) семантической;
б) символической;
в) образной;
г) культурной;
52. Жизненный путь – необратимое время и пространство в жизни человека от рождения до смерти, в котором осуществляется………….., …………, самореализация, организация жизни своим индивидуальным способом и осуществление соответствующей стратегии.
53. Психологическая компетентность – система знаний …………как индивиде, субъекте труда и личности, включенном в совместную деятельность, осуществляющим личностное взаимодействие.
54. Гетеростаз – положение о том, что люди мотивированны стремлением к ………………….., поиску стимулов к развитию и самореализации.
55. По Эльконину, ведущая деятельность развивает, помимо познавательной, сферу:
а) мотивационно-потребностную;
б) эмоциональную;
в) мотивационную;
г) потребностную;
56. Потребности, которые являются решающими для дальнейшего развития человека, называются:
а) базовыми;
б) предметными;
в) эмоциональными;
г) функциональными.
7.2. Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов
Таблица 5. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля