Теоретико-методологические основы понятия «принципы» культурно-просветительной работы
Определение и раскрытие принципов культурно-просветительной работы является одним из центральных вопросов теоретико-методологической основы культурно-просветительной работы. Неслучайно поэтому обращение значительного количества исследователей к выявлению и определению принципов культурно-просветительной работы. Развитие и раскрытие сущности и целостной системы этих явлений способствует не только теоретическому осмыслению всех сторон культурно-просветительной работы, но и совершенствованию ее практики и управления на современном этапе.
Несмотря на то большое значение, которое имеет разработка принципов, закономерностей и законов в теории культурно-просветительной работы, в литературе до сих пор они не получили пока однозначного, полного и всестороннего освещения и осмысления, хотя круг публикаций по данной теме довольно широк и разнообразен, начиная с первых лет Советской власти и до сегодняшнего дня.
При раскрытии принципов, закономерностей и законов культурно-просветительной работы важно определить суть этих понятий и их соподчиненность в теории культурно-просветительной работы, исходя из общих понятий «принцип», «закономерность», «закон» в марксистско-ленинской философии.
Рассматривая эти понятия, важно отметить, что в культпросветской литературе часто смешивают эти определения, подменяют одно другим или одно понятие включают в другое, нарушая этим их соподчиненность и логику. Так, Г. М. Бирженюк, рассматривая специфические принципы культурно-просветительной работы и давая их определение, отмечает, что «под принципами культурно-просветительной работы мы понимаем наиболее существенные, внутренне необходимые закономерности...» (13, с. 8). В другой статье 1979 года Г. М. Бирженюк пишет, что «специфические принципы культурно-просветительной работы..... вытекают из ее основных закономерностей» (14, с. 106). Как видно из данных определений, автор отождествляет принцип и закономерность, подменяет одно понятие другим, что не совсем правильно.
В исследовании «Идеологическая работа в Вооруженных Силах СССР: Историко-теоретический очерк» авторы из закономерностей выводят принципы. Они пишут что «из закономерностей-идеологической работы, из ее живой практики вытекают ее принципы» (43, с. 34).
Исследуя понятия принцип, закономерность, закон, необходимо отметить, что принцип является основополагающим, исходным для понятий закономерность и закон. «Принципы, – писал Ф. Энгельс, – не исходный пункт исследования, а его заключительный результат; эти принципы не применяются к природе и к человеческой истории, а абстрагируются из них; не природа и человечество сообразуются принципами, а наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе в истории» (2, с. 34). В «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что «теоретические положения коммунистов ни в какой мере не основываются на идеях, принципах, выдуманных или открытых тем или другим обновителем мира. Они являются лишь общим выражением действительных отношений»... (1, с. 438). В. И. Ленин, развивая эти положения в работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме», в 1920 году писал, что «задача состоит и здесь, как всегда, в том, чтобы уметь приложить общие и основные принципы коммунизма к тому своеобразию отношений между классами и партиями, к тому своеобразию в объективном развитии к коммунизму, которое свойственно каждой отдельной стране и которое надо уметь изучить, найти, угадать» (3, с. 74).
Как мы видим, методологическую основу выяснения природы и содержания понятия «принципы» дают работы основоположник кое научного коммунизма, в которых указывается, что под принципами следует понимать исходные, фундаментальные положения, идеи, отражающие существенные стороны познавательной и практически преобразующей деятельности общества.
Основываясь на положениях марксистско-ленинской философии, В. П. Тугаринов конкретизирует понятие принципа, закономерности и закона. В работе «Законы объективного мира и их использование» он писал, что «закон ... есть определенная сторона закономерности, более узкая по своему содержанию, чем закономерность... Это, более широкое содержание закономерности сравнительно с законом, делающее закономерность единством законов, выражается и в логической форме закономерности.., Поэтому закономерности науки представляют собой обычно распространенные теоретические суждения, заключающие в себе, как в почке, ряд не вполне раскрытых, не отдифференцированных друг от друга законов, или обобщение – собирательную формулу ряда законов» (91, с. 132).
Понятия закона, закономерности и научного принципа нередко отождествляются. Однако между закономерностью и принципом имеется различие и по содержанию, и по форме. В.П. Тугаринов, рассматривая этот вопрос, отмечал, что «различие между ними по содержанию состоит, во-первых, в том, что принцип формулирует одно, отдельное свойство вещей, а закон формулирует связь между двумя или несколькими свойствами; во-вторых, в том, принципы, как показывает само их название, суть, основоначала, т. е. наиболее общие положения науки, лежащие в основе ряда законов, связанных с принципом и подчиненных ему фактически и логически» (91, с. 134).
В указанной работе В. П. Тугаринов писал, что научные принципы могут лежать в основе всех научных законов вообще. Таковы, например, принципы марксистской философии: единства мира, природы и развития. Они могут лежать в основе законов той или иной целой области явлений. Так, например, принципы исторического материализма лежат в основе всех законов наук об обществе. Наконец, научные принципы могут лежать в основе научных законов наук какой-либо отдельной группы явлений. Различие между законом и принципом по их логической форме состоит в том, что первый всегда выражается суждением, а второй обычно выражается в форме понятия (91, с. 134 – 135).
В определении понятия «принцип» и «закон» интересна точка зрения П.В. Копнина, который в работе «Диалектика как логика» писал: «Принципы диалектического материализма – исходные положения во всех теоретических построениях, которые образуют материалистическую диалектику как науку, законы – это элементы, составляющие содержание только одной теории – диалектической концепции развития, они раскрывают и конкретизируют принцип развития, лежащий в основе этой теории» (55, с. 112).
Эти положения являются методологической основой к выяснению природы и содержания понятия «принципы КПР». С этих позиций мы будем рассматривать и анализировать имеющиеся В Литературе определения принципов, закономерностей и законов культурно-просветительной работы и их содержание.
Для изучения системы выявленных принципов, для понимания их сущности и классификации важно рассмотреть понятие «принципы КПР», которое отражено в исторической культпросветской литературе. Несмотря на то, что к принципам обращались многочисленные исследователи, лишь отдельные авторы попытались рассмотреть это понятие.
Одно из первых определений принципов дано Л. С. Фрид. «Принципы, – писала она, – или руководящие начала, обязательные для всех, кто работает в этой области» (95, с. 16). Данное определение подчеркивает, что принципами КПР надо руководствоваться в практической работе. Однако это определение, данное Л. С. Фрид, не выражает суть понятия. Она толкует его очень расширительно. В такой трактовке его можно применить к любому явлению, не только к принципам КПР.
В 1970 году в справочной книге «Сельский клуб», под редакцией В. М. Стриганова, дано также определение принципов КПР. «Под принципами культурно-просветительной работы, – отмечается в работе, – понимают важнейшие качества, которыми она должна обладать, или иначе – основные требования, которым она должна удовлетворять» (78, с. 9). Такое же определение дано в учебном пособии по клубоведению С. А. Белякова и 3. А. Петровой. «Под принципами культурно-просветительной работы, – пишут они, – принято понимать важнейшие качества, которыми она должна обладать, или иначе – основные требования, кото--рым она должна удовлетворять... Ленинские принципы культурно-просветительной работы – это теоретические, социально-политические и организационные основы деятельности советских культурно-просветительных учреждений» (12, с. 117). Предложенные определения не могут быть приняты как исходные понятия принципов КПР, так как они ориентируют на качественную сторону, а не на методологические основы ее деятельности. Точнее выражает суть принципов КПР вторая часть определения, предложенная С. А. Беляковым и 3.А. Петровой, что «принципы культурно-просветительной работы – это теоретические, социально-политические основы деятельности советских культурно-просветительных учреждений» (12, с. 117). Однако утверждение, что принципы – это теоретические основы деятельности культурно-просветительных учреждений, есть абсолютизация явления, так как принципы – это не теория, а основополагающие положения, на которых строится теория культурно-просветительной работы.
Следующий этап в определении понятия «принципы КПР» относится к 1977 – 1978 годам. В эти годы было дано новое определение, более точно выражающее суть понятия. Так, Г. Г. Карпов писал: «Принципы культурно-просветительной работы – это руководящие положения, которые определяют содержание, организационные формы и методы работы учреждений культуры в соответствии с общими целями коммунистического воспитания» (47, с. 20). Однако, признавая значимость этого определения, характеризующего новую ступень в осмыслении понятия, необходимо отметить, что автор отождествляет деятельность культурно-просветительных учреждений с работой всех учреждений культуры.
Попытка дать определение понятия «принципы КПР» сделана в учебном пособии «Культурно-просветительная работа в армии и на флоте», под научной редакцией Б. Г. Комского. «Ленинские принципы, – указывается в работе, – являются важными руководящими положениями, четкими ориентирами в практической деятельности... Они раскрывают социальную направленность культурно-просветительной работы, определяют основные требования к ее содержанию и организации. и проведению» (58, с. 9). Как мы видим из приведенного примера, это не определение понятия, а характеристика основных задач, вытекающих из системы принципов культурно-просветительной работы.
Наиболее полное определение понятия «принципы КПР» з всех приведенных выше, дано Г. М. Бирженюком. «Принципы культурно-просветительной работы, – пишет он, – наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи социально-культурной деятельности и определяют ее направленность, характер, содержание и формы» (14, с. 107). Еще раньше, в 1977 г., Г. М. Бирженюком было дано другое определение этого понятия. «Под принципами культурно-просветительной работы, – утверждал он, – мы понимаем наиболее существенные, внутренне необходимые закономерности, совокупное претворение которых в практику обеспечивает реализацию функций культурно-просветительной работы» (13, с. 11). Однако, как нами указывалось выше, принципы здесь отождествлены с закономерностями. Очевидно, учитывая это, Г.М. Бирженюк исправил ошибку в новом определении 1978 года, которое было взято за основу при уточнении понятия в последующие годы другими авторами.
В 1978 году М.А. Ариарский, разрабатывая программу курса «Культурно-просветительная работа», внес уточнения в определение понятия, предложенного Г.М. Бирженюком. «Принципы культурно-просветительной работы, – пишет М.А. Ариарский, – как наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи социально-культурной деятельности в условиях свободного времени, определяют ее направленность, характер, содержание и формы» (11, с. 260). В этом определении М.А. Ариарский делает акцент на то, что культурно-просветительная работа осуществляется в условиях свободного времени. Согласиться с таким утверждением трудно, ибо абсолютизация этого явления ведет к сужению рамок культурно-просветительной работы.
Так, библиотечные работники осуществляют культурно-просветительную работу среди различных групп населения (научные работники, студенты учащиеся школ и ПТУ и т. д.) в их рабочее время, используя для этого различные формы: лекции, экскурсии, обзоры книжных новинок, книжные выставки, библиотечные плакаты, разнообразные формы информационной работы, встречи и др То же самое можно сказать и о деятельности музеев <. этой категорией населения. Абсолютизация свободного времени, как условия для ведения культурно-просветительной работы, произошла потому, что ее часто сводили к клубной деятельности, осуществляемой как правило, в условиях свободного времени.
В 1981 году для обсуждения на Координационном совете Министерства культуры СССР М.А. Ариарский подготовил впервые «Основные понятия теории культурно-просветительной работы». Среди основных понятий автор дает определение «принципов КПР» которое значительно уточняет ранее высказанное им суждение. «Принципы культурно-просветительной работы, – записано в «Основных понятиях», – наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи в отношении педагогического процесса организации социально-культурной деятельности в условиях свободного времени и определяют ее направленность, характер, содержание и формы» (68, с. 6 – 7). В этом определении, по сравнению с понятием, данным в 1978 году, особо выделено отношение к педагогическому процессу в организации социально-культурной деятельности.
Завершающим определением «принципы КПР» можно считать понятие, изложенное Ю.Д. Красильниковым. «Культурно-просветительная работа, – пишет он, – руководствуется принципами, которые отражают объективно существующие закономерности идеологической работы и педагогики, являются ведущими и определяют направленность, характер, содержание и формы деятельности культурно-просветительных учреждений» (56, с. 23).
Недостатком этого определения является, на наш взгляд, то, что принципы определены не как основополагающие положения, а лишь руководства, отражающие закономерности идеологической работы.
Анализируя изложенные выше определения понятия «принципы КПР», следует отметить, что авторы, как правило, не изучают достигнутого в данной области, за исключением Г.М. Бирженюка, не делают историографического обзора литературы, в результате чего дублируют друг друга, не проникая глубоко в суть проблемы.
Руководствуясь марксистско-ленинским подходом к определению принципов, учитывая закономерности культурно-просветительной работы, а также исторический опыт ее развития, можно дать следующее определение пронятия.Принципы культурно-просветительной работы – основополагающие, исходные общие положения, лежащие в основе закономерностей и функций культурно-просветительной работы, определяющие содержание, направления, формы и методы социально-культурной деятельности культурно-просветительных учреждений.