Игры для пальцев с пением

Для того чтобы тренировать сноровку и подвижность кисти, рук, эффективны игры для пальцев с пением. Например:

• Что такое большой палец?

• Большой палец встречает большой палец.

Хорошо известно, что упражнения для пальцев стимулируют также языковое развитие. Чтобы помочь детям узнать свои руки, можно обвести одну из рук по контуру на бумаге и затем назвать пальцы на рисунке. Ребенок может также сделать отпечатки своей кисти с помощью краски или в гипсе. Полезны также игры с пальчиковыми и кистевыми куклами.

Для развития пальцев и различных хваток маленьким детям нужно рисовать толстыми цветными мелками, а старшим детям - мелками потоньше. Для детей важно рисовать карандашами, краской и играть со своими руками.

Более сложными упражнениями будут следующие: положив руку на стол попытаться выпрямить только один палец, а затем вновь согнуть его, не вовлекая в движение всю кисть.

Противостояние большого пальца тренируется с помощью игр, в которых большой палец касается остальных пальцев, т.е.' "пальцевых игр", выкладывания деревянных бусинок в форме квадрата, шитья, сортировки пуговиц и бусинок.

Упражнение для координации глаза и кисти руки в сочетании с моторной деятельностью выполняется на большой классной доске. Взрослый рисует мелом линию, которую ребенок "стирает" мокрой тряпкой. Таким образом, ребенок приобретает навыки движения рукой. Впоследствии рисуются вертикальные и диагональные линии, полуокружности и окружности. С помощью упражнений на школьной доске ребенок вначале приобретает навыки "крупных" движений. Когда он овладеет этим, то сможет, встав на гимнастическую скамью, выполнять то же самое движение рукой, что и взрослый.

Другим хорошим упражнением будет "рисование" колесиком, которое обмакнули в воду. Для того чтобы научиться правильному движению рукой и кистью, ребенку полезно во время рисования кисточкой и краской пользоваться пюпитром.

Тренировка асимметричных движений

Когда движение становится полностью автоматическим, должно быть возможным выполнение одной рукой какого-то одного движения, в то время как вторая рука выполняет другое движение. Например: совершать одной рукой круговое движение над головой, в то время как вторая рука делает круговые движения над животом; постукивать одним указательным пальцем вверх-вниз по поверхности стола, двигая вторым указательным пальцем взад-вперед. Более трудное, движение - сделать так, чтобы большой палец касался кончиков других пальцев, делая это вначале одной рукой, а затем - двумя. Потом можно касаться большим пальцем указательного на одной руке, в то время как большой палец касается маленького на второй руке. Обе руки должны двигаться асимметрично назад и вперед. И в заключение, то же самое движение может быть повторено с закрытыми глазами. Это упражнение для детей труднее всего.

Стимуляция для определения доминирующей руки

У детей начинает развиваться латерализация полушарий, доминирование одной из рук, когда они приобретают некоторый уровень восприятия своего тела. Латерализация ассоциируется главным образом с помощью кинестетического чувства, и, кроме того, важным является зрение. Это означает, что, когда взрослый стимулирует доминирование одно; рук ребенка, он должен начать со стимуляции мускулов восприятия всего тела. Ребенок должен вначале изучить свое тело, из чего оно состоит, как оно может двигаться, и как называются различные части тела.

Развитие умения резать

Резание является достаточно трудным для обучения навыком, так как значительные требования предъявляются к моторике, координации глаз и руки и мускульной силы. Ребенок не в состоянии резать по линии до тех пор, пока его рука не развита в достаточной мере и координация глаз и руки достигла определенной зрелости.

1 - 2 года. Режет бумагу.

2-3 года. Режет глубокими надрезами.

4-5 лет. Режет зигзагами, вырезает круги и волны.

6 лет. Вырезает фигуры.

7 лет. Вырезает спиральные гирлянды.

Если моторика руки ребенка плохо развита, то не нужно тренировать напрямую ту хватку, которой ребенок не в состоянии овладеть. Нужно начать с использования различных материалов, чтобы развивать ощущения в кистях рук, например, глины, песка, воды, краски. Играйте в игры для пальцев рук, пойте песни с различными движениями пальцев, стройте сооружения из кубиков, нанизывайте на нитку деревянные бусы, составляйте из кусочков картинки-загадки и шейте.

б) «двуполушарные» игры и упражнения

Наши рекомендации