Типологии инноваций в образовании
Сущность и специфика
Тема 2.1. Теоретико-методологические основы
Инновационного подхода в современном образовании
Педагогическая инноватика (по А.В. Хуторскому) – наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.
Цель педагогической инноватики – научно обосновать и обеспечить непрерывное изменение образования в интересах его приближения к реализуемой сущности образовывающегося человека – носителя и реализатора культурологической связи времен.
Задачи педагогической инноватики:
1. Описательно-объяснительные задачи.
2. Задачи, связанные с разработкой новых моделей инновационной деятельности, новых технологий ее осуществления, новых форм ее организации.
3. Задачи, связанные с разработкой способов развития систем инновационной деятельности.
4. Задачи, связанные с изучением системы отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности по отношению к личностному становлению и развитию ученика и учителя.
5. Задачи, относящиеся к природе и закономерностям возникновения, развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования.
Методология педагогической инноватики необходима для изучения, объяснения, обоснования ее собственных принципов, понятийного аппарат, средства, границ применимости и других научных атрибутов.
Методология педагогической инноватики (по А.В. Хуторскому) – система знаний и видов деятельности, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.
Методология педагогической инноватики находится пока в стадии становления, тем не менее, необходимо указать варианты построения ее понятийного аппарата.
Основные понятия педагогической инноватики
Новый (по С.И. Ожегову) – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый. В этом определении новый не означает лучший. Это важно для понимания новаций в образовании, где не всякое новое приводит к прогрессивному улучшению системы. Некоторые новшества могут быть или стать тормозом развития образовательной системы.
Ряд исследователей (Загвязинский В.И., Атаханов Р.) указывает, что новое в педагогике – это не только идеи, подходы, методы, технологии работы с человеком или коллективом, которые в представленном виде, в подобных сочетаниях еще не выдвигались, но и тот комплекс элементов или отдельные элементы обучения и воспитания, которые несут в себе прогрессивное начало. Новое, таким образом, содержит в себе прогрессивное.
Тем не менее, (по В.И. Загвязинскому и Р. Атаханову) понятие «новое» не всегда полностью коррелирует с понятиями «передовое», «прогрессивное» и даже более широким понятием – «современное». Передовое, современное всегда сохраняет многое из традиционного.
Новизна – один из основных критериев оценки педагогических исследований, результат нововведения. Новизна всегда относительна как в личностном, так и в объективно-временном плане. То, что ново в одно время или для одного субъекта, может быть неновым для другого времени и субъекта.
Новшество, нововведение, инновация – трактовки этих понятий разными авторами оказываются различны. (Новшество, например, трактуется как процесс, как средство и как результат). Остановимся на следующем варианте:
Педагогическим новшеством может быть педагогическое средство, метод, методика, технология, программа и т.д. Нововведение – это процесс внедрения и освоения этого новшества.
Уровень нового в образовании определяется в зависимости от степени изменений, вносимых в образовательный процесс или систему образования. Уровни новшеств в образовании:
1. Усовершенствование – изменение одного или более элементов образовательного процесса; приспособление известной методики к новым условиям учебной деятельности. Пример: в действующей групповой системе обучения педагог применяет новые способы создания групп.
2. Рационализация– установление нового правила использования известных педагогических средств для решения традиционных задач. Пример: изменение варианта составления учебного расписания.
3. Модернизация – изменение нескольких элементов действующей образовательной системы. Пример: изменение сроков освоения образовательных программ.
4. Эвристическое решение – отыскание способа решения известных педагогических проблем; создание и использование неизвестных ранее педагогических форм, методов, средств для решения актуальных педагогических задач. Пример: способ изучения того же объема традиционного материала за менее длительное время.
5. Педагогическое изобретение – новое средство, технология или новое сочетание известных педагогических средств для осуществления образования. Педагогическое изобретение может быть комбинацией известных средств либо совершенно новым подходом к обучению. Пример: дистанционное обучение с помощью сетевых ресурсов и технологий.
6. Педагогическое открытие – постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению ее составляющего элемента. Пример: компетентностный подход.
Многими специалистами понятие «нововведение» рассматривается как синоним понятия «инновация». Понятие «инновация» происходит от латинского innovatis (in – в, novus – новый) и трактуется как нововведение («вновление»).
В то же время в понятии «инновация» заложен дуализм: с одной стороны, создание нового, с другой – его реализация; творение нового и его последующее существование в реальной действительности.
Инновационная деятельность – это сфера разработки и практического освоения нововведений. Элементом инновационной деятельности является инновационный поиск – процесс разработки, получения нового знания и новой практики.
Педагогическая инновация – это изменение, направленное на улучшение развития, воспитания и обучения. Синонимом понятия «педагогическая инновация» является понятие «инновация в образовании».
Типологии инноваций в образовании
Обобщенная типология педагогических нововведений (по А.В. Хуторскому), согласно которой они подразделяются на следующие классы и соответствующие каждому классу типы:
1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, задачах, содержании, формах, методах, приемах, технологиях, средствах образования, системе диагностики, контроле, оценке результатов и т.д.
2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определенных способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.
3. По области педагогического применения: в учебном процессе, учебном курсе, образовательной области, на уровне системы обучения, уровне системы образования, в управлении образованием.
4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, групповом обучении, тьюторстве, репетиторстве, семейном обучении и т.д.
5. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.д.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.д.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).
6. По способам осуществления:плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.
7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, школе, группе школ, регионе, на федеральном уровне, международном уровне и т.д.
8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.
9. По объему новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п.
10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.