Вопрос 3. Подробное изложение текста-повествования

С использованием разных видов опор

Одним из эффективных приемов работы над подробным изложением является моделирование текста, которое отражает его основное содержание и структуру. Покажем на примере одного повествовательного текста, какие разные виды смысловых опор можно использовать при подготовке к изложению. Составление таких опор осуществляется на этапе анализа текста и позволяет комплексно провести анализ структуры текста, его языковых средств и орфографическую подготовку.

Однажды мы попробовали угостить ежей гречневой кашей. Кашу поставили в траву на плоском подносе, облив ее молоком. Появились первыми три ежа. Они попробовали каши.

И вдруг один еж исчез. Прошуршав в кустах, он удалился. Вскоре появились три молодых ежонка, но с ними пришли и два старых. Должно быть, теперь собралось все многочисленное семейство.

И вот ежи уселись вокруг каши и начали свой пир не торопясь. Это было прелюбопытное зрелище. Они сидели и пожирали кашу, чавкая, как люди, вздыхая и облизываясь. Дед и баба ели отдельно. Когда к ним приближался ежонок, они сердито фыркали на него и делали вид, что хотят уколоть его своими иглами.

И вот, очистив поднос от каши начисто, они долго облизывали его и, довольные, удалились дружной толпой.

Методический анализ текста

1.Текст-повествование с элементами описания (в третьей части описывается процесс пожирания каши ежами). Стиль разговорно-художественный («прелюбопытное», «пожирали», «чавкая», «дружной толпой»).

2.Текст из 4 частей: выступление, завязка, развитие действия, заключение. Средства связей между частями «слова-мостики» однажды, и вдруг, и вот, текстовые синонимы: они, ее, семейство, дед и баба, толпой.

3.Языковые особенности заключаются в насыщенности текста глаголами, деепричастиями и деепричастными оборотами, наречиями. Много простых осложненных и сложных предложений.

4.Частотная орфограмма: проверяемая безударная гласная в корне слова (12 слов): угостить, появились, удалился, семейство, сидели...). Трудные в плане написания слова: попробовали, многочисленные, прелюбопытное, пожирали.

План-схема

Ежиный пир (повествование и описание)

Слова-мостики План Части повествования Опорные слова
Однажды 1.Гречневая каша — угощение для ежей Вступление Попробовали, на плоском подносе, три ежа
И вдруг 2.Ежиное семейство решило попробовать кашу Основная часть исчез, удалился, собралось
И вот 3.Пожирание каши ежами (описание) не торопясь, прелюбопытное, ... чавкая, вздыхая и облизываясь, сердито фыркали
И вот 4.Довольное семейство удалилось Заключение очистив поднос, облизывали, толпой

План-схема в отличие от классического логического плана включает слова-мостики между частями текста, соотнесение абзацев со структурными частями повествования и ключевые слова. В заголовках частей и ключевых словах обязательно подчеркивается орфограмма, что необходимо для предупреждения ошибок.

Модель «Бусы»

Данная модель фиксирует линейное расположение содержания текста: на «ниточках» пишутся заголовки частей (более краткие в отличие от плана-схемы), а каждая «бусина» делится на две неравные части: в меньшей пишется слово-мостик, в большей — ключевые слова. Подчеркивание орфограмм также необходимо.

        4  
  Однажды мы ... попробовали, каша на подносе, три ежа   И вдруг... удалился, три, ежонок и два старых, собралось   И вот...     начали свой пир, пожирали, чавкая, сердито, фыркали, уколоть     И вот, ... очистив поднос, облизывали,толпой  
         
Угощение Семейство Пожирание Сытые и  
для ежей довольные  
в сборе каши  
                         
  Вступление   Основная часть   Заключение  

Вопрос 4. Краткая характеристика разных видов изложений.

Выборочное изложение

Выборочное изложение предполагает отбор материла, относящегося к определенной теме (персонажу, явлению, характеристике объекта). В данном случае важно: 1) определить границы темы; 2) отобрать из текста-образца соответствующий материал; 3) расположить его в логической последовательности, обеспечив средства связи (слова-«мостики»). Наиболее удобным типом речи для выборочного изложения является описание, т.е. оно характеризуется не хронологической, а пространственной организацией, не цепной, а параллельной связью между предложениями. В данном случае выбранный отрывок будет обладать относительной законченностью и целостностью. Подойдут также и тексты-повествования с элементами описания: для изложения выбирается отрывок, который строится как описание.

Пример 1.

Жильцы дома уехали, а собаку оставили на балконе. Боксер не сводил глаз с ворот. Он ждал друга.

В воротах появился Костя. Глаза боксера загорелись радостью. Костя позвал собаку. Боксер тихо взвизгнул. Костя подбежал к сараю, взял лестницу и переставил ее к перилам балкона. Боксер спустился по ней на землю.

Костя достал припасы и стал кормить собаку. Боксер был голоден и ел с жадностью. Ел и посматривал на Костю. Сколько благодарности было в глазах собаки!

Собачий обед кончился. Костя похлопал пса по спине, и они отправились на прогулку. После прогулки друзья тем же путем возвратились домой. Боксер провожал Костю глазами, полными преданности.

После беседы по содержанию, в процессе которой определяется тема, главная мысль текста, подбирается заголовок, дети выясняют, что это текст-повествование с элементами описания: в 3-ей части описывается, как Костя кормил голодную, брошенную собаку. Это отражается в плане-схеме текста (см. ниже). Перед детьми ставится учебная задача – письменно пересказать 3-ю и 4-ю части. Определяется тема пересказа: «Собачий обед». Чтобы отрывок смотрелся целостно, совместно обсуждается новое вступление, которое будет представлять сжатие 1-ой и 2-ой части. Возможные варианты вступления записываются на доске: «Жильцы бросили собаку на балконе. Костя пожалел боксера и помог ему спуститься на землю»; «Боксер остался один на балконе брошенного дома. Костя увидел это и помог ему спуститься на землю». Затем из 3-ей и 4-ой части выписываются опорные слова, проводится орфографическая подготовка.

В тетрадях у детей остается план-схема:

Собачий обед (П + О)

1. Брошенная на балконе собака 2. Боксер спустился на землю 3. 2. Боксер спустился на землю Варианты вступления………………….
3. Костя кормит собаку   4. Друзья отправились на прогулку припасы, с жадностью, посматривал, благодарность похлопал по спине, возвратились, полными преданности

Более сложным видом выборочного изложения является пересказ, при котором дети не только выбирают из текста-описания предложения, относящиеся к теме, но и меняют их местами, добавляют новые фразы.

1.2. Сжатое изложение – это краткий пересказ на основе свертывания и обработки информации. Это преимущественно логическая работа, в процессе которой школьник должен выбрать основное, существенное содержание, не нарушая логики, смысла, связей, последовательности. При этом может происходить качественная перестройка текста за счет особых приемов сжатия: исключение подробностей, обобщение, переформулировка и др.

Необходим тщательный подбор текста для успешного сжатия. Описательный текст для этой цели не рекомендуется; рассуждение трудно сокращать за счет аргументов, доказательств (сокращать можно лишь некоторые примеры, а также «уплотнять» синтаксические конструкции). Лучше других поддаются компрессии повествовательные тексты: здесь можно сокращать некоторые подробности действия, разговоры других лиц, вставные пейзажные зарисовки. Изложение четкой сюжетной линии с внутренней связью и будет кратким пересказом.

Этапы работы над сжатым предложением:

1. Мотивация речевой деятельности с целью стимулировать детей научиться способам сжатия текста.

2. Чтение текста учителем с установкой на ознакомительное чтение.

3. Перечитывание текста детьми с целью составления плана.

4. Обучение сжатию и переформулированию содержания каждой части. Простраивание «мостиков» между частями.

5. Устный «черновой» пересказ.

6. Орфографическая подготовка.

7. Запись текста, самопроверка.

Наши рекомендации