Тема 5. Общие критерии анализа современного урока. Психологический анализ урока
Цель: формирование готовности к психологической интерпретации компонентов учебно-воспитательной деятельности; расширение психологической компетентности будущего учителя-дефектолога.
Задачи практических занятий:
- формирование представлений о цели, структуре и схемах психолого-педагогического анализа урока
- расширение знаний о психологических особенностях организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влиянии этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
- осмысление психологических основ деятельности педагога, его индивидуальных и профессиональных качеств;
Задания для самостоятельной работы (подготовки):
Аннотирование или конспектирование общих критериев анализа современного урока (по Г.К. Селевко)
План проведения:
1. Актуализация общих критериев анализа современного урока (по Г.К. Селевко)
2. Презентация возможных схем (моделей) анализа современного урока (по Г.К. Селевко), общего и тестового (аспектного) анализа урока.
2. Просмотр и конспектирование урока.
3. Обсуждение урока по полученным общим критериям в проблемных группах по параметрам результативности и рациональной структуры урока с точки зрения основных участников образовательного процесса. Использование элементов деловой игры с участием учителя, детей и их родителей и экспертов-методистов, которых представляют студенты.
4. Индивидуальная работа по определенным аспектам (общедидактическому; воспитательному; развивающему; с позиции формирования общеучебных умений и навыков; с позиций личностного подхода; с позиции познавательной активности)
5. Задания для самостоятельной работы (подготовки):
Составление психолого-педагогического анализа просмотренного урока в двух вариантах: по общим критериям и по определенному аспекту.
6. Рефлексия практикума.
Список литературы:
1.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебн. для студентов вузов. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2005.
2.Селевко Г.К. Тестовый аспектный анализ урока / / Школьные технологии. – 1997. - № 2. С. 105-118.
3. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – М., 2001.
Тема 6. Психология личности учителя. Психологические требования к личности учителя-дефектолога (2 часа)
Цель – формирование у студентов умения определять и обосновывать психологические требования к личности учителя.
Задания для самостоятельной работы (подготовки):
Аналитический обзор психолого-педагогической литературы по вопросам:
1) Профессиональное самосознание учителя.
2) Мотивация педагогической деятельности.
3) Учитель-фасилитатор. Тренинг гуманных взаимоотношений между учителем и учащимися.
4) Позитивная Я-концепция учителя, студента педагогического ВУЗа.
5) Роль знаний педагогической психологии в профессиональной деятельности учителя, психолога, дефектолога.
План проведения:
1. Анализ зарубежных тренингов мотивации по критериям оценки личности учителя с позиций:
· Учитель с внутренней (внешней) мотивацией педагогической деятельности (из тренинга внутренней мотивации);
· Учитель – «источник» («пешка») из тренинга личностной причинности;
· Учитель – фасилитатор, принципы работы (из тренинга гуманных отношений между учителем и учащимися).
2. Определение профессиональных установок работы учителя-фасилитатора.
Самоанализ и составление карты самовосприятия студентов как будущих учителей-фасилитаторов.
3. Определение роли знаний из раздела «Психология личности учителя» для будущей профессиональной деятельности дефектолога:
проектирование образовательной среды с включением детей, имеющих психофизические нарушения;
прогнозирование эффективности тренинга гуманных отношений между учителем и учащимися (его идей, приемов работы) применительно к профессиональной деятельности педагога-дефектолога.
4. Анализ результатов анкетирования: «Каким себя видит будущий учитель-дефектолог?»:
определение психологических требований к личности учителя-дефектолога;
формулировка направлений самообразования, способов самокоррекции.
5. Рефлексия практикума.
Литература: 3,4,10
Форма контроля: текущий (анкетирование)
Форма отчета: схема «Психологические требования к личности учителя»