Мир полон звуков — живых и неживых, громких и тихих, приятных и резких... Вслушиваясь в звуча­ние окружающего мира, мы догадываемся о событи­ ях, происходящих вокруг

Позанимайтесь с детьми, научите их слушать и слышать разнообразные звуки на прогулке, во время посещения цир­ка, зоопарка, а также дома. Приемы работы доступные: вопросы детям, игры «Угадай», «Кто самый внимательный», «Чуткое ухо», соревнование «Кто больше услышит».

Научите детей тонко дифференцировать звуки окружаю­щей обстановки, звучащих игрушек и детских музыкаль­ных инструментов; силу, высоту и длительность звучания музыкальных звуков. Такая работа необходима для подго­товки детей к анализу речевых звуков.

Прислушайтесь к речи людей. Она состоит из мно­жества слов, а слова — из разнообразных звуков. Это звуки речи. Одни речевые звуки можно произно­ сить протяжно, даже петь.

Попробуйте пропеть: ааа, у у у, ооо, эээ.

а — о — у — ы — э — и — гласные звуки. Их мы будем обозначать на звуковой схеме слова красным цветом Мир полон звуков — живых и неживых, громких и тихих, приятных и резких... Вслушиваясь в звуча­ние окружающего мира, мы догадываемся о событи­ ях, происходящих вокруг - student2.ru

 
  Мир полон звуков — живых и неживых, громких и тихих, приятных и резких... Вслушиваясь в звуча­ние окружающего мира, мы догадываемся о событи­ ях, происходящих вокруг - student2.ru

Мир полон звуков — живых и неживых, громких и тихих, приятных и резких... Вслушиваясь в звуча­ние окружающего мира, мы догадываемся о событи­ ях, происходящих вокруг - student2.ru

Дети в лесу кричат, чтобы не заблудиться: «А-У!» Сколько звуков в коротком слове «АУ»? Назовите звуки по порядку, выложите схему и про­читайте слово по схеме.

Мир полон звуков — живых и неживых, громких и тихих, приятных и резких... Вслушиваясь в звуча­ние окружающего мира, мы догадываемся о событи­ ях, происходящих вокруг - student2.ru

Мир полон звуков — живых и неживых, громких и тихих, приятных и резких... Вслушиваясь в звуча­ние окружающего мира, мы догадываемся о событи­ ях, происходящих вокруг - student2.ru

Мир полон звуков — живых и неживых, громких и тихих, приятных и резких... Вслушиваясь в звуча­ние окружающего мира, мы догадываемся о событи­ ях, происходящих вокруг - student2.ru

Скажите, сколько звуков вы услышали, назовите звуки по порядку.

Взрослый произносит цепочки звуков, дети их воспроиз­водят и называют количество звуков.

АИО ОЫАЭИ

УЭАИ ИЫАЭОУ

Какие звуки вы услышали и произнесли?

(Гласные звуки.)

Как вы определили, что это гласные звуки?

(Их можно тянуть, петь.)

Какие гласные звуки вы знаете?

[А] [О] [У] [И] [Ы] [Э]

Среди звуков речи есть гласные звуки, их можно тянуть в слове, пропеть. Есть и другие, которые не поются, а произносятся кратко, в это время активно Мир полон звуков — живых и неживых, громких и тихих, приятных и резких... Вслушиваясь в звуча­ние окружающего мира, мы догадываемся о событи­ ях, происходящих вокруг - student2.ru работают наши органы речи: губы, язык. Это соглас­ные звуки.

Произнесите звукоподражания. Колеса вагонов стучат: т-т-т. Пулемет строчит: д-д-д.


Мир полон звуков — живых и неживых, громких и тихих, приятных и резких... Вслушиваясь в звуча­ние окружающего мира, мы догадываемся о событи­ ях, происходящих вокруг - student2.ru


Мир полон звуков — живых и неживых, громких и тихих, приятных и резких... Вслушиваясь в звуча­ние окружающего мира, мы догадываемся о событи­ ях, происходящих вокруг - student2.ru ИГРА «ЧУТКОЕ УХО»

Взрослый произносит гласные и согласные звуки. Дети поднимают красную карточку, если услышат Мир полон звуков — живых и неживых, громких и тихих, приятных и резких... Вслушиваясь в звуча­ние окружающего мира, мы догадываемся о событи­ ях, происходящих вокруг - student2.ru гласный звук. Кто ошибется, выбывает из игры. Выигрывает самый внимательный.

И — К — Т — У — X — О — А — Г — Ы — Э О — И — Г — Э — Ы — X — А — И — У Э — Г — У — К — А — X — И — Ы — О

«ДЕЖУРНЫЙ ЗВОНОК»

Учим выделять заданный звук среди других звуков, вос­питываем внимание.

Взрослый произносит звуки, дети хлопают, если услышат звук [х], гудят, если услышат [г], топают, если услышат [к].

А, Б, В, Г, Д, К, Ж, X, К, Г, 3, Д, Ш, К, М, Н, X, Г, К, Л, Ф, X, Ц, Д, Г, К

Выигрывает самый внимательный.

«КТО КАК КРИЧИТ?»

Воспитываем внимание, память. Взрослый имитирует голоса птиц и животных, дети показывают нужную картин­ку {свинья, гусь, петух, курица, лягушка, кукушка).

хрю-хрю-хрю

га-га-га

ку-ка-ре-ку

го-го-го

ква-ква-ква

ку-ку, ку-ку

кудах-тах-тах Мир полон звуков — живых и неживых, громких и тихих, приятных и резких... Вслушиваясь в звуча­ние окружающего мира, мы догадываемся о событи­ ях, происходящих вокруг - student2.ru

Согласные звуки могут произноситься твердо и мяг­ко. Сравните их звучание в слогах:

Мир полон звуков — живых и неживых, громких и тихих, приятных и резких... Вслушиваясь в звуча­ние окружающего мира, мы догадываемся о событи­ ях, происходящих вокруг - student2.ru ГА — ГЯ ГО — ГЁ ГУ — ГЮ

ГЫ — ГИ ГЭ — ГЕ ХА — ХЯ

Наши рекомендации