Мир полон звуков — живых и неживых, громких и тихих, приятных и резких... Вслушиваясь в звучание окружающего мира, мы догадываемся о событи ях, происходящих вокруг
Позанимайтесь с детьми, научите их слушать и слышать разнообразные звуки на прогулке, во время посещения цирка, зоопарка, а также дома. Приемы работы доступные: вопросы детям, игры «Угадай», «Кто самый внимательный», «Чуткое ухо», соревнование «Кто больше услышит».
Научите детей тонко дифференцировать звуки окружающей обстановки, звучащих игрушек и детских музыкальных инструментов; силу, высоту и длительность звучания музыкальных звуков. Такая работа необходима для подготовки детей к анализу речевых звуков.
Прислушайтесь к речи людей. Она состоит из множества слов, а слова — из разнообразных звуков. Это звуки речи. Одни речевые звуки можно произно сить протяжно, даже петь.
Попробуйте пропеть: ааа, у у у, ооо, эээ.
а — о — у — ы — э — и — гласные звуки. Их мы будем обозначать на звуковой схеме слова красным цветом
Дети в лесу кричат, чтобы не заблудиться: «А-У!» Сколько звуков в коротком слове «АУ»? Назовите звуки по порядку, выложите схему и прочитайте слово по схеме.
Скажите, сколько звуков вы услышали, назовите звуки по порядку.
Взрослый произносит цепочки звуков, дети их воспроизводят и называют количество звуков.
АИО ОЫАЭИ
УЭАИ ИЫАЭОУ
Какие звуки вы услышали и произнесли?
(Гласные звуки.)
Как вы определили, что это гласные звуки?
(Их можно тянуть, петь.)
Какие гласные звуки вы знаете?
[А] [О] [У] [И] [Ы] [Э]
Среди звуков речи есть гласные звуки, их можно тянуть в слове, пропеть. Есть и другие, которые не поются, а произносятся кратко, в это время активно работают наши органы речи: губы, язык. Это согласные звуки.
Произнесите звукоподражания. Колеса вагонов стучат: т-т-т. Пулемет строчит: д-д-д.
ИГРА «ЧУТКОЕ УХО»
Взрослый произносит гласные и согласные звуки. Дети поднимают красную карточку, если услышат гласный звук. Кто ошибется, выбывает из игры. Выигрывает самый внимательный.
И — К — Т — У — X — О — А — Г — Ы — Э О — И — Г — Э — Ы — X — А — И — У Э — Г — У — К — А — X — И — Ы — О
«ДЕЖУРНЫЙ ЗВОНОК»
Учим выделять заданный звук среди других звуков, воспитываем внимание.
Взрослый произносит звуки, дети хлопают, если услышат звук [х], гудят, если услышат [г], топают, если услышат [к].
А, Б, В, Г, Д, К, Ж, X, К, Г, 3, Д, Ш, К, М, Н, X, Г, К, Л, Ф, X, Ц, Д, Г, К
Выигрывает самый внимательный.
«КТО КАК КРИЧИТ?»
Воспитываем внимание, память. Взрослый имитирует голоса птиц и животных, дети показывают нужную картинку {свинья, гусь, петух, курица, лягушка, кукушка).
хрю-хрю-хрю
га-га-га
ку-ка-ре-ку
го-го-го
ква-ква-ква
ку-ку, ку-ку
кудах-тах-тах
Согласные звуки могут произноситься твердо и мягко. Сравните их звучание в слогах:
ГА — ГЯ ГО — ГЁ ГУ — ГЮ
ГЫ — ГИ ГЭ — ГЕ ХА — ХЯ