Вопрос 13. Система внешкольного образования в эпоху перестройки

Изменения в обществе в 90-е гг. привели к глубокому социально-экономическому кризису. На развитии системы образования, в том числе внешкольных уч­реждений, сказались две группы факторов: и смена ценностных ориентиров, отказ от многих ограничений в сфере образовательной деятельности, и сокращение финансовых ресурсов, выделенных на нужды образования. Следствиями действия этих факторов стали изменения в сети внешкольных учреждений, в их функциях, в со­держании и масштабах инновационной деятельности.

По данным федерального Министерства образования, уже в первой половине 90-х гг. расходы на образование стали суще­ственно уменьшаться. Нехватка средств привела к сокращению масштабов деятель­ности внешкольных учреждений. В 1992 г. эти учреждения ох­ватывали 6 363 тыс. детей, в 1993 г. — 5 946 тыс., в 1994 г. — 6 082 тыс., в 1995 г. — 6 074 тыс. По сравнению с 1990 г. почти на тысячу уменьшилось число детско-юношеских спортивных школ. Общая численность других видов внешкольных учреж­дений Министерства образования за этот же период увеличи­лась с 5001 до 5532, но число занимающихся в них детей со­кратилось с 4,6 млн чел. до 4,2 млн чел. Нехватка средств при­вела к расширению практики предоставления платных услуг. Внешкольные учреждения оказались вынуждены все чаще об­ращаться к родителям с просьбой о финансовой помощи.

С принятием Закона РФ «Об образовании» (1992) статус вне­школьных учреждений существенно изменился. Принятый закон создал правовые предпосылки для перехода от унитарной, идео­логизированной, тоталитарной системы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической. В качестве одного из важнейших принципов государственной политики в области образования Закон провозглашает гуманистический ха­рактер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. За­кон исходит из того, что образование должно быть направлено на воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, се­мье (статья 2).

Закон устанавливает принцип автономности образовательных учреждений (статья 2), говорит о том, что образовательное учреж­дение является юридическим лицом (статья 12) и действует на ос­нове своего устава. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, принимает и реализует образовательную програм­му (статья 14). Оно имеет право в соответствии со своими уставны­ми целями и задачами реализовывать дополнительные образова­тельные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его ста­тус образовательных программ (статья 14).

Статья 26 Закона Российской Федерации «Об образовании» специально посвящена дополнительному образованию. В зако­не дана типология образовательных учреждений дополнитель­ного образования детей, разработаны их общие положения, оп­ределены задачи (см. приложение).

Закон «Об образовании» создал правовую базу для дальней­шей дифференциации учреждений дополнительного образова­ния детей. Этот процесс обусловлен, с одной стороны, ориен­тацией на образовательные потребности детей и их родителей, с другой стороны, стремлением полнее реализовать имеющий­ся педагогический потенциал самих образовательных учреж­дений.

Процесс дифференциации в 90-е гг. развивался по несколь­ким направлениям. В структуре учреждений дополнительного образования стали появляться новые виды детских объедине­ний, ориентированных на привлечение новых групп детей, в частности дошкольников (например, школы раннего разви­тия). Возникли иные формы интеграции школьного и допол­нительного образования — общеобразовательные классы и школы, входящие в состав учреждений дополнительного обра­зования. Получили распространение новые разновидности об­разовательных учреждений (например, агроэкологический центр, центр детских и юношеских объединений, межшколь­ный эстетический центр углубленного изучения музыки, центр традиционных народных промыслов и т.д.). Процесс диффе­ренциации учреждений дополнительного образования стал пре­вращаться в процесс их «индивидуализации»: различия меж­ду центрами дополнительного образования стали касаться не только их состава, профилей детских объединений, но и педа­гогических программ, исходных идей, лежащих в основе этих программ.

Заметные изменения произошли и в функциях учреждений дополнительного образования. Отпала функция идеологическо­го воспитания, направленного на формирование заранее заданной мировоззренческой и политической позиции. Данное явление от­носится ко всей системе образования. Вместе с тем достаточно быстро обнаружилось, что общество не может развиваться без еди­ного идеологического пространства — общих ценностей, вклю­чающих в том числе отношение к историческому прошлому стра­ны, к ее национальным символам, ее роли в мировом сообществе.

Больше внимания уделяется предупреждению детской без­надзорности, поскольку ситуация экономического кризиса в стране привела к росту числа детей, лишившихся попечения родителей или необходимого родительского надзора. Однако реализация этой функции не соответствует социальным по­требностям, ибо учреждения дополнительного образования не располагают достаточными финансовыми и кадровыми ресур­сами для работы с такими детьми. По-прежнему значима функция выявления и поддержки детей, способных к творчес­кой деятельности. Среди педагогических функций ведущим стало дополнительное образование. Функции самоопределе­ния, формирования духовного образа жизни, реализации коммуникативных потребностей детей сохранились, но изме­нился подход к определению путей их осуществления. В качестве основного стала рассматриваться реализация образо­вательных программ, но при этом само понятие «образователь­ная программа» стало трактоваться весьма широко (более подробно эта тема раскрывается в последующих разделах пособия).

Произошли изменения в методических функциях. С исчез­новением пионерской и комсомольской организаций, естествен­но, прекратилось и методическое обеспечение их деятельности. Основное внимание уделяется повышению профессиональной квалификации педагогических кадров: некоторые крупные уч­реждения дополнительного образования стали выполнять функ­ции центров повышения квалификации. Важным средством стимулирования стал Всероссийский конкурс педагогов допол­нительного образования «Сердце отдаю детям». Конкурс при­зван способствовать выявлению талантливых педагогов, новых педагогических идей, повышению профессионального мастер­ства и престижа труда работников дополнительного образова­ния, привлечению внимания местных администраций к обра­зовательной деятельности этой системы.

Учреждения дополнительного образования выполняют функ­цию организационно-методического обеспечения федеральных педагогических проектов. Итак, подытоживая, можно отметить, что если первона­чально внешкольные учреждения компенсировали отсут­ствие общего образования у детей и по характеру своей педагогической деятельности были своеобразной альтернати­вой традиционной школе, то с расширением сети школ, переходом ко всеобщему обучению детей школьного возраста происходило превращение внешкольных учреждений в уч­реждения дополнительного образования, а само дополнитель­ное образование становилось важным компонентом общего образования.

Наши рекомендации