Использование художественной литературы вне занятий

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятель­ностью и трудом. Список произведений устного народного творчества и художественной литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включает­ся художественное слово, более разнообразны, чем заня­тия, и определяются творчеством педагога.

При использовании литературных произведений вне за­нятий решаются следующие задачи:

4. Выполнение программы по ознакомлению с художе­ственной литературой; воспитание положительного эсте­тического отношения к произведению, умения чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов, воспитание ху­дожественного вкуса.

2. Всестороннее воспитание и развитие ребенка с помо­щью произведений литературы и народного творчества.

При решении первой задачи необходимо внимательно следить за тем, чтобы литература по программе детского сада была не только прочитана, но и закреплена.

Чтение вне занятий дает возможность повторной встре­чи скнигой. Только систематическим повторением худо­жественных произведений можно воспитать интерес и лю­бовь к стихам, рассказам, сказкам. Повторение предупреж­дает забывание.

Планируя чтение художественной литературы, следует учитывать повторность или первичность подачи материала. Повторное чтение обычно дается помимо занятия. Но иногда первичное знакомство с произведением происходит не на занятии. Так, в младших группах рассматривается картинка или игрушка и читаются стихи А. Барто об игрушках. В бо­лее старшем возрасте также вне занятий могут быть впер­вые прочитаны стихи при восприятии красивых явлений природы (снегопад, ледоход, березовая роща). В этих слу­чаях на занятиях закрепляют материал, с которым дети были ознакомлены в процессе наблюдения.

Воспитатель использует потешки, песенки, небольшие стихи в связи с жизненными обстоятельствами. Во время одевания на прогулку уместным может быть чтение стихо­творения Е. Благининой «Научу обуваться и братца» («Я умею обуваться, если только захочу, я и маленького братца обу­ваться научу. Вот они, сапожки: этот — с левой ножки, этот — с правой ножки...»). Успокаивая ребенка, педагог пере­бирает его пальчики и приговаривает потешку: «Пальчик-мальчик, где ты был? — С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил...» Во время умывания воспитатель чита­ет стихи: «Водичка-водичка, умой мое (Витино, Вовино) личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки красне­ли, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок...» Хорошо, если народные песенки, прибаутки, шутки звучат постоянно, учат ребенка уму-разуму, забавляют, создают настроение. Вос­питателю надо знать много коротких стихотворений, посло­виц, перевертышей, чтобы в любое подходящее время он мог обратиться с ними к детям.

В более старшем возрасте систематически расширяется литературный багаж за счет чтения программных и внепро­граммных произведений русской и мировой литературы. Дети среднего возраста проявляют интерес к сказкам о животных и волшебным. В старших группах особый интерес представ­ляет чтение книг в течение длительного времени (чтение с продолжением), таких, как «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова, «Золотой ключик» А. Толстого и др.

Помимо занятий возможно планирование чтения с це­лью натолкнуть детей на игру.

Часто дети сами просят педагога почитать. Они любят слушать сказки, приносят любимые книги из дома. Такие просьбы стоит поддерживать. Правда, с содержанием кни­ги следует ознакомиться заранее.

М. М. Конина считала, что в течение дня не следует чи­тать детям больше одного раза. Малышам 3 — 4 лет не следу­ет читать больше 10—15 мин, детям в возрасте 5 — 6 лет — больше 25 мин, детям 6 — 7 лет — 30 — 35 мин.

Закреплению прочитанного способствуют беседа о сказ­ках и рассказах, о произведениях писателя, отгадывание героев художественных поизведений, своеобразные вик­торины, рассматривание иллюстраций к прочитанным кни­гам и рассказам на темы знакомых сюжетов. Все эти при­емы направлены на формирование положительного эмо­ционального отношения к литературе, на воспитание ху­дожественного вкуса и бережного отношения к книге. Та­ким образом, у воспитателя много возможностей, чтобы книга заняла почетное место в жизни детей.

Осуществление второй задачи связано с решением про­блем, стоящих перед воспитателем, — воспитания вежли­вости, доброты, формирования навыков правильного по­ведения. Решение любой из этих задач может рассматри­ваться в двояком плане: воспитание у детей недостающих качеств и закрепление уже имеющихся. Соответственно под­бирается литература. Для воспитания недостающих качеств М. М. Конина рекомендовала прием «сгущенности чтения» литературных произведений по определенной теме на ко­роткий отрезок времени. Чтение сопровождается беседами. Дети будут слушать, запоминать, рассказывать о прочи­танном, а иногда и поступать в соответствии с поступками литературных персонажей. Ребенок самостоятельно пере­ходит к хорошим поступкам. Вначале ему требуется под­тверждение, правильно ли он сделал, а позднее соверше­ние хороших поступков доставляет ему удовольствие и без одобрения. Такие порывы детей надо поддерживать и отно­ситься к ним серьезно, с пониманием.

В целях формирования у детей интереса к художествен­ной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается уголок книги. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в интимной обстановке общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.

К устройству уголка предъявляется ряд требований:

— удобное расположение — спокойное место, удален­ное от дверей во избежание хождения и шума;

— хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;

— эстетичность оформления — уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть бюст или портрет какого-либо писателя, предметы народно-прикладного искусства.

В уголке должны быть полочки или витрины, на кото­рых выставляются книги, репродукции с картин извест­ных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хра­нить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа, а также диафильмы. Существуют разные вариан­ты оформления уголка.

Необходима периодическая сменяемость материала (ли­тература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе. Например, в книжном уголке можно подготовить детей к беседе о Москве: рас­смотреть иллюстрации, фотографии, изготовить альбом.

В младших группах уголок книги организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой и часто они используют ее как игрушку.

В книжном уголке должны быть 3 — 4 книги, подходя­щие для детей, но обязательно несколько экземпляров од­ного названия, отдельные картинки, тематический альбом. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с круп­ными красочными иллюстрациями — книги-картинки: сказ­ки «Колобок», «Репка»; «Игрушки» А. Барто, «Конь-огонь» В. Маяковского, «Усатый-полосатый» С. Маршака и др. Много материала не дается, это ведет к дезорганизации поведения детей. Воспитатель приучает детей к самостоятельному об­щению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, чи­тает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками и т. д.).

В средней группеуголок книги организуется с самого начала года с участием детей. На полочке-витрине 4—5 книг, остальные хранятся в шкафу. Помимо книг и альбомов по­степенно вносят реквизит теневого театра, диафильмы, ма­териал для ремонта (бумага, ткань, ножницы, клей и др.). Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки ис­пользуются реже. Оставляют любимые детьми книги из млад­шей группы, добавляют новые сказки, поэтические про­изведения, книги о природе, веселые книги. В уголке кни­ги можно выставлять детские рисунки на темы художествен­ных произведений.

Воспитатель продолжает учить детей рассматривать кни­ги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последо­вательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняет­ся, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллю­страций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.

У детей формируют устойчивые навыки бережного обра­щения с книгой. С этой целью детей привлекают к отбору книг, нуждающихся в ремонте, к наведению порядка. Про­должают знакомить детей с элементарными правилами (рас­сматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т. д.). Следует чаще давать поручения: проверить порядок в книжном уголке перед уходом из груп­пы, найти книгу, которую хочет почитать воспитатель, и др. Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью. Пяти­летних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.

В старшей и подготовительной к школе группахсодержа­ние книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на витрине увеличивают до 8—10, но в распоряжении детей книг должно быть больше. Дети могут самостоятельно пользоваться библиотечкой. Учитывая изменения, произо­шедшие в литературном развитии детей, перечень художе­ственной литературы расширяют за счет разных авторов, разной тематики и разных жанров, а также за счет детских журналов. В перечень входят русские народные сказки и сказки народов мира, литературные сказки русских и зарубежных авторов, произведения русских классиков и современных писателей. По тематике здесь должны быть произведения о природе, научно-познавательные, юмористические и др., разного формата, с иллюстрациями и без них.

Для витрины книги выбираются с учетом интересов де­тей, их знаний о творчестве того или иного писателя, юби­лейных дат, времен года, задач воспитания. Для смены ма­териала определенных сроков нет, она зависит в первую очередь от заинтересованности детей и определяется вос­питателем.

Кроме чтения и рассказывания воспитателя, примени­тельно к детям старшего возраста используются такие фор­мы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литератур­ные утренники.

Содержанием беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем автора и ху­дожника; листы и страницы, их нумерация; начало и ко­нец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типо­графии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи.

Уместен проблемный вопрос: «Почему говорят, что книга — друг человека?» Нужно сказать детям, что книги оформля­ются разными художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользова­ния книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоциональ­но: чтением веселого рассказа или стихов. Продолжением этой беседы может быть рассказ о том, как делают книги. Интересной может быть беседа о писателях. В процессе ее выясняется, как называют людей, которые пишут расска­зы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают и какие книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их любимые книги. В конце беседы можно договориться об организации выставки книг какого-то одного писателя или нескольких любимых писателей.

Выставки детских книг связывают с юбилеем пи­сателя, с «книжкиной неделей», с литературным утрен­ником. О. И. Соловьева рекомендовала перед поступлени­ем детей в школу устраивать выставку «Наши любимые книги и картины». В ее подготовке принимают участие дети и отдельные родители. Отбор книг должен быть строгим (художественное оформление, разные издания одной кни­ги, внешний вид и т. д.). Выставка может продолжаться не более трех дней, так как интерес к ней детей быстро осла­бевает.

Со старшими дошкольниками проводится работа по зна­комству с художниками — иллюстраторами детской книга. В результате у детей формируется художественный вкус, рас­ширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развиваются творческие способности. Воспи­татель, рассказывая сказку или читая рассказ, связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед зна­комит детей с какими-то интересными и доступными фак­тами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению. Проводятся викторины, выставки.

В работе по знакомству с творчеством художников дет­ской книги (Ю. С. Васнецова, Ю. Д. Коровина, В. В. Лебеде­ва, А. Ф. Пахомова и других) педагогам поможет опыт ра­боты воспитателей, о котором рассказывается в книге Г. Н. Дороновой «Дошкольникам о художниках детской книги» (М., 1991).

Литературному развитию детей способствуют утренни­ки, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объеди­нение разного вида искусств — музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает празднич­ную атмосферу.

Все формы работы по знакомству детей с художествен­ной литературой вне занятий воспитывают интерес и лю­бовь к книге, формируют будущих читателей.

Вопросы

1. Какие особенности восприятия литературного произведения ха­рактерны для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возра­ста? Какими возрастными особенностями развития детей можно объяс­нить эти особенности?

2. Какими критериями следует руководствоваться воспитателю при отборе художественных произведений для чтения и рассказывания де­тям?

3. В чем заключается подготовка воспитателя к чтению или рассказы­ванию детям художественных произведений и к заучиванию детьми сти­хов?

4. Как построить беседу после ознакомления с художественным про­изведением?

5. В чем отличие методики заучивания стихотворений по отношению к детям младшего и старшего дошкольного возраста?

6. Какие формы работы с художественной литературой можно ис­пользовать вне занятий?

7. Какое значение имеет уголок книги в разных возрастных группах детского сада?

Наши рекомендации