Использование художественной литературы.

Чтение художественных произведений детям расширяет кругозор детей, учит всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Детские художественные книги о природе глубоко воздействуют на чувства детей. Они переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Оценка автором происходящего знакомит детей с нормами экологической этики, учит беречь и защищать природу.

Многие книги о природе для детей написаны учеными-естествоведами (Н.Павлова, В.Бианки, Н.Сладков), они достоверно, точно в высокохудожественной форме раскрывают многообразие мира природы, экологические связи между явлениями. Например, в рассказе В.Бианки «Чей нос лучше» раскрываются способы питания птиц и приспособления к добыванию корма.

Образный язык художественных текстов и иллюстраций развивает у детей эстетическое восприятие природы.

Детская природоведческая литература используется во всех возрастных группах в сочетании с наблюдениями и другими способами познания природы, имея специфику для каждого возраста.

Младший возраст. Для слушания книги детей лучше разбить на подгруппы. Малышам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая повествование показом иллюстративно-наглядного материала. Рекомендуется неоднократное повторение чтения.

Во время чтения воспитатель следит за восприятием детей. В случае ослабления внимания педагог привлекает малыша вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации, изменением интонации, мимикой.

Старший возраст. Перед чтением книги воспитатель актуализирует опыт детей, настраивая их на восприятие произведения: «Вспомните, дети, куда мы с вами вчера ходили и что видели. Послушайте, что однажды пронаблюдал писатель М.Пришвин».

Чтение может предшествовать наблюдению с целью вызвать у детей ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии. Часто в тексте уже содержится план предстоящего наблюдения или существенные стороны явления, на которые следует обратить внимание детей.

Чтение книги используется и как самостоятельный способ ознакомления с природой. Небольшое художественное произведение воспитатель читает несколько раз подряд (3-4 раза), большое – вначале целиком, а затем – лишь узловые места, чтобы дети лучше поняли смысл рассказа.

Важное значение имеет подбор нескольких произведений разных авторов об одном и том же природном объекте, явлении, событии. Дети сравнивают образы, представленные разными авторами со своими ощущениями, полученными в процессе наблюдений. Это позволяет дошкольникам глубже осознавать природные явления, обобщать и систематизировать информацию.

Демонстрация –метод обучения, которыйсвязан с показом натуральных объектов – живых растений и животных, коллекций, гербариев, чучел, и служит для ознакомления детей с внешним видом природных объектов, изучения их свойств и внешних проявлений, раскрытия динамики изучаемых явлений. Она позволяет значительно оживить и активизировать познавательный процесс.

Технология демонстрации натуральных объектов включает знакомство с внешним видом (величиной, формой, цветом, частями и их взаимоотношениями), выявление отдельных свойств, качеств, функций. Показ может сопровождаться схематической зарисовкой объектов. Педагог тщательно отбирает объекты, продумывает способы их демонстрации. Чтобы рассматриваемый объект воспринимался всеми детьми, его ставят на специальную подставку, создают световой фон.

Демонстрация натуральных объектов эффективна лишь тогда, когда детьми осмысливаются сами предметы и явления, а не чужие представления о них. С целью активизации исследовательской деятельности детей во время демонстрации используется ряд методических приемов:

· обследование - использование различных органов чувств для определения свойств и признаков объектов;

· классификация - группировка рассматриваемых объектов и разработка различных классификационных систем;

· сравнение - сопоставление объектов и их свойств, признаков, соотнесение наблюдаемого объекта с рисунком в учебнике, с таблицей или другими изобразительными наглядными пособиями;

· измерение - выполнение исследований с использованием различных систем единиц измерения и измерительных приборов;

· экспериментирование - исследование свойств объектов, характера протекания природных процессов в определенных условиях;

· прогнозирование - составление экологических прогнозов, основанных на проведенных исследованиях;

· моделирование - конструирование предметных и графических моделей природных процессов.

Эффективности демонстрации способствует правильный выбор объектов, умение педагога направить внимание детей на существенные стороны демонстрируемых явлений, а также правильное сочетание различных методов.

В ДОУ применяются демонстрационные опыты, которыепроводит сам педагог. Их используют, когда дети не имеют навыков работы с лабораторным оборудованием, с целью научить наблюдать процессы, приемы работы, манипуляции.

Требования к демонстрационному эксперименту:

1. Наглядность. Для демонстрационного опыта выбирается посуда достаточно большого объема. Опыт проделывается на демонстрационном столике, чтобы все детали и результаты опыта были видны, все действия педагога дети могли одинаково хорошо наблюдать с любого места. При проведении опытов со стола убирается все, что может отвлечь внимание.

2. Простота. В ДОУ используются простейшее лабораторное оборудование и доступные материалы. Нельзя употреблять в опытах бытовую посуду – это снижает культуру эксперимента.

3. Безопасность. Педагог несет полную ответственность за безопасность детей во время опыта. Он обязан дать инструктаж по технике безопасности, иметь средства для оказания первой помощи пострадавшим. В ДОУ не проводятся опыты с электрическим оборудованием, а также ядовитыми, едкими и легковоспламеняющимися веществами. Лабораторная посуда должна быть чистой, без трещин.

4. Надежность. Опыт должен всегда удаваться, так как неудачный опыт вызывает у детей разочарование. Педагогу заранее необходимо отработать технику проведения опыта, определить время, которое он займет, выяснить оптимальные условия его выполнения.

5. Необходимость объяснения опыта. Эксперимент лишь тогда имеет познавательную ценность, когда его объясняют. Лучше показать меньше опытов, но все они должны быть понятны детям. При демонстрации опыта все свои действия педагог сопровождает объяснением, так как очень часто дети в процессе опыта замечают не самое существенное. После проведения опыта проводится обобщающая беседа, затем делаются выводы.

Методиллюстраций связан с использованием изобразительных пособий – рисунков, карт, фотографий, схем, репродукций, моделей, макетов, таблиц и способствует выявлению сущности предметов и явлений, установлению взаимосвязей между ними, теоретическому обоснованию природных явлений. Он активизирует процесс мышления, облегчает процесс формирования понятий.

Эффективность иллюстрации зависит от технологии показа. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, следует продумать их дидактическое назначение, место и роль в познавательном процессе. Перед педагогом стоит также проблема определения оптимального объема иллюстративного материала. Большое количество иллюстраций отвлекает внимание детей от выявления сущности изучаемых явлений, утомляет их. Иллюстрации готовят заранее, но показывают в тот момент, когда они оказываются необходимыми по ходу обучения. В отдельных случаях целесообразно использовать раздаточный материал. Детям дается время, чтобы рассмотреть наглядное пособие. Затем педагог задает вопросы, чтобы выяснить, что дети восприняли, обобщает информацию, не забывая дать детям представление об истинных размерах изображенных объектов.

Для активизации познавательной деятельности детей используются различные приемы: подбор названия к рассматриваемой картине, составление рассказа, придумывание ситуаций по опорным словам и т.п.

При использовании метода иллюстраций педагог должен четко представлять дидактическую направленность используемых средств наглядности. Желательно сочетать показ изобразительных средств наглядности с демонстрацией натуральных объектов.

Видеометод связан с использованием экранных источников информации (кодоскопы, проекторы, учебное телевидение, киноаппараты, видеомагнитофоны, компьютеры и др.). Он используется для изложения экологической информации, в частности при знакомстве детей с объектами природы в динамике, с явлениями, которые невозможно наблюдать непосредственно.

Дети при этом получают большой объем разнообразной и насыщенной наглядно-образной информации, которая воспринимается в динамике одновременно зрительным и слуховым анализатором. Она является наиболее доступной для восприятия детьми, усваивается легче и быстрее. Однако кино- и телеэкран слабо стимулируют развитие абстрактного мышления, творчества и самостоятельности. Развивающее воздействие экранной информации реализуется тогда, когда организуется ее обсуждение по мере показа, предлагаются упражнения по ее восприятию и запоминанию. Педагог может убрать звук и прокомментировать содержание фильма (для младших дошкольников).

Перед показом фильма ставится познавательная задача и дается конкретное задание, в котором указывается, на что обратить особое внимание при просмотре и осмыслении информации фильма. Педагог может также познакомить детей с натуральными объектами или их изображениями до просмотра фильма, провести беседу.

После просмотра организуется обобщающая беседа или индивидуальная проверка усвоенных знаний.

Сейчас специально для детей созданы видеоэнциклопедии, компьютерные обучающие программы, использование которых может повысить качество процесса экологического образования.

Познавательные игры.Игра - активный метод обучения, суть которого в освоении информации, деятельности, социальной роли через особую имитационную форму ее трансформации.

У дошкольников игра является ведущим видом деятельности. Так как установка на выполнение познавательной деятельности у детей еще не сформирована, то в экологическом образовании широко используются дидактические игры, формирующие устойчивый интерес к познанию и снимающие напряжение.

Значение игрового метода:

- стимулирующее (стимулирование мотивации, эмоциональной включенности и познавательного интереса);

- образовательное (расширение объема экологической информации, осознание практического использования знаний, формирование интеллектуальных и практических умений);

- развивающее (развитие воображения, мышления, памяти; опыта принятия решений, коммуникации, развитие лидерских качеств);

- воспитывающее (воспитание экологических качеств личности, изменение установок, социальных ценностей, эмпатии);

- релаксационное (снижение физических и психических нагрузок, создание положительного эмоционального настроя);

- диагностическое (осознание уровня своих знаний, оценка педагогом умений и навыков).

У игры есть своя структура - ее композиция, процессуальная и операциональная основа, наличие необходимых для конкретной игры структурных игровых единиц, их взаиморасположение.

Структурные компоненты игры:

Дидактическая (обучающая) задачаформулируется в соответствии с программой, с учетом возрастных особенностей детей. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется педагогом и

отражает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется в игровой деятельности, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Игровые действия (операции) составляют основу игры. Игра - всегда реальное действие и подобие настоящего действия. Действия в игре - это разнообразные двигательные реакции, приспособленные либо к целям, правилам, либо к игровым аксессуарам, игрушкам. Игровые действия - это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, умственные действия, выраженные в процессах мышления.

Правила игры- предписания, устанавливающие логический порядок игры. Через правила воспитатель доводит до детей свои педагогические требования, регулирует ход игры.Их содержание и направленность обусловлены задачами, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, направляют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, придумать, сравнить, найти способ решения поставленной игровой задачи. Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей.

Средства игры: пространство, речь, аксессуары. Игровое пространство, в котором протекают все игровые действия, определяется ее правилами. Язык участников игры продиктован ее сюжетом. Аксессуары (предметы, необходимые для игры), костюмы, атрибуты также заложены в фабуле игры.

Эффективное использование познавательной игры в процессе обучения предполагает знание педагогом не только возможностей и структуры дидактической игры, но и владение технологией ее организации.

Втехнологии экообразовательного процесса на основе игры можно выделить четыре этапа:

1. Ориентация. Педагог представляет изучаемую тему, дидактическую задачу, знакомит с основными представлениями, которые в ней используются. Дает характеристику игровых правил, имитации, общего хода игры.

2. Подготовка к проведению. Воспитатель излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых действиях и процедурах. Идет распределение ролей между участниками игры, проводится пробный "прогон" игры в сокращенном виде.

3. Проведение игры. Педагог организует проведение самой игры, по ходу фиксируя игровые действия, разъясняя ситуации затруднения.

4. Обсуждение игры (итог). Воспитатель дает обзор-характеристику хода игры. Обсуждаются возникшие трудности. Педагог побуждает детей к рефлексии - анализу своих собственных действий, поступков, мотивов. Учит соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Особое внимание уделяется сопоставлению имитации с соответствующими явлениями реального мира природы (социума).

Существуют различные подходы к классификации игр. По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные,групповые и коллективные; по длительности - на игры-миниатюры (3-5 мин.), игры-эпизоды (5-10 мин.), игры-занятия (25-30 мин.); по степени сложности выполнения действий - на элементарные игры, которые состоят из повторяющихся игровых действий, и сложные игры, включающие комплексы элементарных игр; по используемому материалу - предметные, настольно-печатные и словесные; по характеру и форме поведения - подвижные, сюжетно-ролевые, предметно-манипулятивные, конструктивно-строительные, игры-развлечения; по степени управления (стихийные и педагогически управляемые ); по характеру отражения действительности ( репродуктивные, творческие ); по способу проведения - компьютерные игры, имитационно-моделирующие, интеллектуальные и др.

У дошкольников проявляется большой интерес к сюжетно-ролевым играм. Сюжетно-ролевые игры ("Перекресток", "В театре", "На почте", "День рождения" и др.) помогают адаптироваться к разным типам социума, приобщают к сотрудничеству в познании, способствуют формированию навыков социального поведения, знакомят с правилами и нормами общения, усиливают самоопределение, развивают самооценку и ответственность. Дети разыгрывают различные роли - реальных персонажей, животных и растений, "оживших" предметов.

Игрушки рассказывают

Оборудование: предметы (игрушки) в бумажных пакетиках.

Каждый ребенок должен выбрать дома предмет, который может о нем рассказать много интересного, положить его в бумажный пакет и принести на занятие. Дети садятся в круг. Все пакеты складываются в центр круга. Педагог достает предметы, а дети определяют, кому он принадлежит. Затем хозяин предмета рассказывает от лица предмета, как этот предмет представляет его. В итоге игры проводится обсуждение: Как попадают к нам вещи? Как они помогают нам? О чем могут рассказать наши вещи? Как мы относимся к своим вещам, заботимся о них? Почему нужно беречь вещи? Понравилось ли рассказывать о своей вещи? Что чувствовали, когда слушали других?

Сюжетно-ролевые экологическиеигры основаны на моделировании содержания экологической деятельности («Экскурсия по зоопарку», "Магазин цветов", Экологический театр", "Экологическое путешествие", "В гостях у Лесочка", "Школа хранителей природы" и др.) или имитации природных процессов, отношений между объектами природы ("Как дерево превращается в почву", "Пищевая цепь", "Приключения Экоколобка", "Маскировка" и др.). Такие игры в форме разыгрывания сюжетов экологических сказок (игры-драматизации и игры-театрализации) дают возможность передать взаимодействие в мире природы в собственной интерпретации детей. Сюжетно-ролевые игры учат решать экологические проблемы через понимание и сотрудничество, поощрение личного участия и личной ответственности; развивают образную память и воображение как способность проектировать различные экологические ситуации и их последствия. Сюжет и атрибутику ролевой игры могут иметь театрализованные экологические праздники, конструкторские игры, труд детей в природе. При организации наблюдений создаются игровые ситуации, когда дети представляют себя детективами или инопланетянами, которым придется заниматься поисками тех или иных природных предметов (опавших плодов и семян, насекомых и следов их деятельности и т.п.).

Кораблекрушение

Оборудование: карты острова, карточки с перечнем природных ресурсов.

Играют две-три группы. Каждая группа получает идентичные карты острова и карточки с изображением имеющихся в распоряжении природных ресурсов. По условиям игры на острове предстоит провести некоторое время. Запасы пищи, полезные ископаемые, материалы для построек и одежды имеются на острове в достаточном количестве при разумном распределении всех основных работ (сбор растительной пищи, рыбная ловля, выращивание овощей и т.д.). В каждой из групп стоит общая задача - выжить. Однако организация жизни в группах ориентирована на разные виды занятий (земледелие, рыбоводство и т.д.).

Игровые инструкции ориентируют участников игры на организацию своего варианта устройства жизни. Например: Что может дать вам природа? Где находятся природные богатства, которые будут вами использованы? Что вы будете производить? Где можно расположить транспортные линии, по которым будут привозить сырье, отправлять готовую продукцию? Где будут жить люди? Какие отходы производства могут попасть в окружающую среду? Как загрязнение окружающей среды повлияет на растительность, животный мир, людей? Какие меры защиты природы нужно предусмотреть? и т.д.

После работы в группах проводится фронтальное обсуждение проектов, подводятся итоги игры.

Предметно-манипулятивные игры игры ("Коллекционер впечатлений", "Отгадай по описанию (по звуку)", "Ящик ощущений", "Найди дерево", "Экологический тир", "Найди лишнее" и др.) ориентированы на совершенствование детского опыта восприятия природы, на обучение стратегиям и технологиям взаимодействия с природными объектами. Они нацелены на формирование экологических представлений о свойствах, качествах природных объектов и явлений, на развитие умений выделять и описывать экологические условия жизни растений и животных, оценивать экологическое состояние объектов природы, группировать объекты по экологическим признакам. Такие игры развивают сенсорику, познавательный интерес, образно-логическое мышление детей.

Пищевая сеть

Оборудование: карточки с изображением растений и животных, клубок ниток.

На карточках рисуются или приклеиваются картинки: растения - с почками, с листьями, с цветами, с ягодами, с семенами, травянистые растения, растения, покрытые корой; травоядные животные - мышь, олень, белка, птица, личинка бабочки (гусеница); плотоядные животные - землеройка, сова, орел, лиса, - волк; организмы-разлагатели, питающиеся падалью, - бактерии, грибки, многоножки.

Дети получают карточки и встают в круг, - так, чтобы разные виды живых существ были распределены равномерно по всему кругу. Какое-нибудь “растение” берет кончик нитки, сообщает о себе информацию и передает клубок “травоядному животному”. Тот передает клубок “плотоядному животному, а это животное - организму-разлагателю; а этот организм, в свою очередь, передает клубок “растению” - и так до тех пор, пока не образуется сеть, связывающая всех участников игры.

Подводя итоги, необходимо обсудить, что произойдет, если погибнут растения. Каковы будут последствия гибели, например, организмов-разлагателей (в почву перестанут поступать питательные вещества, и растения, а с ними и животные тоже погибнут).

Подвижные игры экологического содержания ("Волки и овцы", "Комары и лягушки", "Пищевая пирамида" и др.) носят имитационный характер, связаны с сюжетом и ролью. Они учат детей видеть экологические аспекты взаимоотношений в природе. Выполняя активные двигательные игровые действия (построение цепей питания, "охота" на жертву, передача "энергии" по энергетической пирамиде и т.п.) в соответствии с сюжетом игры, дети знакомятся с экологическими связями и отношениями ("хищник - жертва", "производители - потребители - разрушители") в природе, экологическими ролями, защитными приспособлениями растений и животных, учатся понимать и действовать в различных экологических ситуациях. Особенностью подвижных игр является их соревновательный, коллективный характер.

Пищевая пирамида

Оборудование: семь чашек одного размера, ведро с водой.

Когда дети усвоят, что такое пищевая цепь, можно рассказать им, как распределяется солнечная энергия по звеньям этой цепи. Для этого детям предлагается смоделировать пищевую пирамиду. Дети делятся на команды, и в каждой команде распределяются роли - четыре человека будут играть роль растений-производителей (пшеница), два - роль первичных потребителей (полевки) и один - роль вторичного потребителя (змея). Может быть любой другой вариант пищевой (энергетической) пирамиды.

Каждый участник пирамиды берет себе по чашке и занимает свое место в пирамиде: “растения” садятся на пол, “первичные потребители” становятся на колени за их спиной, а “вторичный потребитель” - позади всех.

Детям объясняется, что ведро с водой символизирует солнечную энергию, поступающую на Землю. Растения в процессе фотосинтеза запасают ее в своих органах. После этих слов “растения” наполняют свои чашки водой из ведра. Потребители - растительноядные животные - для поддержания своего существования должны поедать растения: так они получают энергию, запасенную растениями. После этих слов “растения” переливают свою “энергию” в чашки “потребителей”. Часть воды при этом проливается мимо чашки - это та “энергия”, которую первичные потребители расходуют на поддержание тепла собственного тела. Эта энергия уходит обратно в атмосферу. Первичные потребители - растительноядные животные, в свою очередь, служат пищей для вторичных потребителей - плотоядных животных, пополняющих свои запасы энергии. “Полевки” переливают свою “энергию" в чашку "змеи”, при этом часть воды проливается - это та энергия, которая затрачивается на поддержание жизни вторичного потребителя.

Побеждает та команда, которая быстрее и с меньшими потерями справится с заданием.

С помощью этого же приема можно наглядно продемонстрировать, как происходит накопление пестицидов и других ядовитых веществ в высших звеньях пищевой пирамиды. Для этого в чашку каждого “растения” кладется по небольшому камню. По мере того как вода передается вверх по пищевой пирамиде, в чашках становится все больше камней, пока наконец все камни не окажутся в чашке змеи. Можно разработать разные варианты этой игры

Конструктивные игры ("Экологический конструктор", "Экологические кубики", "Мастерская Лесовичка", "Экоград" и др.) связаны с моделированием, художественным творчеством, ручным трудом и предусматривают создание каких-либо предметов (моделей). У детей формируются представления об освоении новых территорий, проектировании городов, машин в соответствии с природоохранными требованиями. Конструирование может выступать этапом подготовки других игр: изготовление предметов реквизита к играм-драматизациям или моделирование реальных и фантастических средств к играм-путешествиям.

В подобных играх дети знакомятся со свойствами материалов естественного и искусственного происхождения, с видами профессиональной деятельности человека, учатся видеть целостность и красоту окружающего мира, строить гармоничное взаимодействие с окружающей социоприродной средой.

Экополис

Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, краски.

Детям предлагается создать Экополис - красивый и гармоничный город, который дружит с природой. В таком городе уютные дома, много парков и садов, потому что все люди заботятся о месте, где они живут.

Дети называют объекты, характерные для городов. Затем эти объекты группируются в соответствии с выполняемыми функциями.

Раздаются большие листы бумаги, на которых ребята рисуют карту Экополиса, выделив на ней функциональные зоны разным цветом: места обитания растений и животных (зеленый); площадки для игр (желтый); жилые дома (синий); предприятия (оранжевый), проезжая часть (красный) и т.д.

После этого дети создают трехмерный макет города. Для этого можно использовать упаковки из-под продуктов (коробки, пластиковые стаканы, наклейки и т.п.) и цветную бумагу. Дети вырезают из старых журналов и газет изображения людей, деревьев, автомобилей и того, что можно увидеть в городе. Наклеивают их, чтобы картинки могли стоять вертикально.

Проводится обсуждение проекта Экополиса по вопросам: Выполняет ли их город все необходимые функции? Какие службы или территории можно добавить, чтобы улучшить Экополис? Какие материалы лучше всего использовать при строительстве? Каким транспортом будут пользоваться люди? Каковы источники опасности, о которых необходимо знать детям в городе? Как будут называться улицы и площади? Какие там сады и парки? Есть ли там река или озеро? Где можно отдохнуть в городе?

Где могут жить птицы и звери в их городе? Что могут сделать дети, чтобы улучшить свой город, микрорайон, двор? Каким станет их родной город или поселок через 100 лет?

Игры в природе. На экскурсиях и прогулках проводятся игры, в которых дети овладевают широким спектром способов познания окружающего мира. В процессе активного взаимодействия с миром природы у дошкольников развивается наблюдательность, образное и логическое мышление, воображение, память. Главная задача педагога - интегрировать знания, способы деятельности и ценностные ориентации обучения, а не выступать простым передатчиком информации..

Познание через ощущения.

Оборудование: повязки на глаза, бумага, карандаши.

Детям предлагается подумать, как разные животные и человек воспринимают окружающий мир. Педагог сообщает, что информацию об окружающем мы получаем с помощью зрения. Чтобы «включить» в работу другие органы чувств, надо «отключить» зрение, т.е. попросту завязать глаза.

Дети должны исследовать участок местности с помощью различных органов чувств. Каждый ребенок выбирает себе место, которое он будет исследовать. Можно сесть под деревом, лечь на коврик, расстеленный на траве или устроиться на поваленном стволе - главное, чтобы ничто не мешало. Когда дети устроятся поудобнее, они завязывают себе глаза и отдаются во власть своих ощущений: вслушиваются в звуки, вдыхают запахи и пробуют определить на ощупь, какие предметы окружают их. Далее детям дается задание - выразить свои впечатления в стихах, в коротких рассказах или в рисунках.

Вариантами этого упражнения могут быть “слепая прогулка" (дети с завязанными глазами идут друг за другом, положив руку на плечо впереди идущего) и "прогулка босиком". Каждый из этих видов деятельности приносит новые ощущения, новую информацию.

Эффективность использования игр зависит от ряда дидактических условий:

1.Соответствие игры дидактическим целям занятия. Содержание игр должно прежде всего отражать учебный материал.

2.Разнообразие игр по содержанию и формам проведения. Необходимо предусмотреть несколько вариантов использования игры, учитывая:

- уровень познавательной деятельности (от репродуктивного поиска аналогов к переносу знаний и способов действий в нестандартную ситуацию и далее к творчеству, к прогностическому поиску, связанному с созданием принципиально нового, благодаря обращению к фантазии или простейшему экспериментальному исследованию);

- уровень коллективности (от индивидуальных игр к групповым и коллективным);

- характер организации (от организации игры педагогом до самоорганизации).

3. Определение места дидактической игры в структуре занятия, времени и методики ее проведения.

4.Активная творческая позиция каждого участника в игре. Нужно так построить игру, чтобы каждый ребенок захотел и смог самовыразиться, показать свои знания, умения и способности.

5.Доступность и привлекательность игры для детей. Условия игры должны быть понятны и доступны детям, а цель - привлекательной для них. Только в этом случае можно вызвать у детей хорошее настроение, удовлетворение от удачного ответа.

6.Эмоциональность игры. Немаловажную роль имеет внешнее оформление игры, оно должно быть красочным и зависеть от содержания игры. Особую педагогическую нагрузку несет элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры.

7. Подготовка педагога к руководству игровой деятельностью и обучению детей умению играть.

4.3. Методы формирования

субъективного отношения к природе

Формирование экологического отношения начинается с накопления опыта в эмоционально-перцептивной сфере через непосредственный контакт с естественной природой («вчувствование»). «Чувства являются как бы плодородной почвой, на которую падают семена знаний», – писал В.А. Сухомлинский. Общение с природой помогает создать чувственный образ мира, ощутить единство и гармонию природы и человека.

Для активизации эмоционального сопереживания, сочувствия природным явлениям и объектам, каждый из которых неповторим, уникален в своих ценностных свойствах, применяется метод экологической идентификации– отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Большую опору в поиске приёмов «вживания в образ» можно получить, обращаясь к фольклору – народным сказкам, песням, загадкам. Эти древнейшие жанры искусства сохраняют приёмы одушевления, очеловечивания природы. Для углубления эстетического видения природы используются музыка и пластика, которые не только отражают звуки природы и выразительность движений, но и человеческое переживание, отношение к чему-либо.

Переживаемое ребенком чувство становится объектом экологического суждения и экологической оценки, создает экологические ориентиры, влияющие на выбор поступка и дающие пищу для новых размышлений.

В ДОУ в последние годы широкое распространение получил игровой экологический тренинг, направленный на развитие сенсомоторной культуры детей и формирование социальных качеств, являющихся базисными характеристиками экологичной личности. Специально для детей разработаны такие упражнения, как «Человечек из коры», «Мир кролика и мир муравья», «Экологическая этика», «Сороконожка», «Подарок на день рождения» и др.

Упражнение «Человечек из коры».

Цель: расширить опыт восприятия мира природы, развивать воображение.

Материалы: кусочки коры различных деревьев, бумага, цветные карандаши.

Процедура.

Участникам предлагается внимательно исследовать кусочки коры и рассказать в группе о своих ощущениях, стараясь передать максимум информации. Далее дети должны представить, что кусочки коры превратились в человечков. Этих человечков нужно нарисовать, отразив в рисунке сходство человечка с деревом, свои ощущения, полученные при исследовании коры. В конце упражнения дети определяют по рисункам, из какой коры «родился» каждый человечек.

Упражнение «Мир кролика и мир муравья»

Цель: развитие идентификации с живыми существами, приобретение опыта новых ощущений.

Материалы: пятирублевые монетки, лупы и пластиковые пинцеты.

Процедура.

Участникам предлагается разместиться широким кругом, встав на четвереньки и представить себя кроликами (подвигаться прыжками, понюхать землю и воздух и т.п.). Обсуждаются «кроличьи проблемы»: откуда можно ждать опасность? Где можно спрятаться? Что можно съесть?

Затем дети должны пригнуться еще больше и представить себя муравьями. А чтобы лучше почувствовать мир муравья, надо воспользоваться лупой. Предлагается собрать коллекцию предметов из мира муравья, разместив их на монетке. В конце упражнения дети обмениваются впечатлениями, сравнивают миры муравья, кролика и человека.

В экологическом воспитании дошкольников широко применяется метод экологической эмпатии– сопереживание и сочувствие природным объектам. Эмпатия - способ постижении эмоционального состояния другого человека, предмета, явления, путем соотнесения, проникновения, уподобления, вчувствования. В самом широком смысле вчувствование обозначает процесс переноса переживаний и внутренних вчувствований на воспринимаемые предметы внешнего мира. Недифференцированность детского восприятия, неотделимость его от эмоций и моторики, создает особое ощущение органической связи с миром, суждение об окружении по аналогии с собой, способности вступать в чувственный контакт-диалог с природной средой. Я. Корчак писал, что светлый ребячий демократизм не знает иерархии, близки ему собака и птица, ровня бабочка и цветок, в камушке и ракушке он видит брата, ребенок не знает, что душа только у человека.

Возможность активного использования эмпатийной проекции в качестве способа познания мира подтверждается практическими примерами из вальдорфской педагогики, в которой психофизиологическое уподобление предметам окружающего мира понимается буквально и реализуется в педагогическом процессе. В вальдорфской школе понимание и познание окружающего мира происходит в иммагинациях, содержащихся на протяжении всего процесса обучения. Иммагинация - погружение в природу вещей, научение видеть предмет не только во внешней чувственно данной форме, но сливаясь с самой его жизнью, освобождение разума от своей отражательной способности, вживание в предмет. Очевидно, что такая форма познания и освоения действительности есть не что иное, как развитие эмпатийных реакций, внутренней чувственности, отзывчивости, что особенно актуально в дошкольном возрасте.

Воздействие на эмоциональную сферу ребенка усиливается посредством использования других эмоциогенных средств таких как чтение стихов, слушание музыки, пение песен.

Анализ эпитетов, метафор, олицетворений, антропоморфных образов в художественных произведениях, несущих экологический смысл усиливает чувство слитности с природой. Ребенок учится оценивать реальное бытие природы с позиций поэта, художника, ученого-исследователя, выражает собственное субъективное отношение к миру природы, ищет ценностный смысл.

Диалог с природой – метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности. Учитывая специфичность мироощущения младших школьников, мифологичность их мировосприятия, преобладание правополушарного типа мышления, в ДОУ широко используется метод диалога - воображаемого, но с реальными представителями животного и растительного мира. Диалоги осуществляются в различных вариантах: “секретные” (“один на один” с природой) или “открытые” (устные обращения), вербальные и невербальные (посредством мимики и жестов, средств изобразительного искусства, музыки, танца).

Секретный разговор

Первый этап - прогулка в лес или парк, где каждый ребенок выбирает себе собеседника из числа окружающих растений (дерево, цветок, веточку кустарника, травинку, листок, бутон...) и “по-секректу” разговаривает с ним. Вернувшись с прогулки, дети рассказывают друг другу о своих новых друзьях в природе.

Примером такого общения может служить следующий диалог с цветком: “ Я гуляла по лесу. Вдруг увидела мой любимый цветок Иван-да-Марья. Этот цветок красив тем, что у него есть мои любимые цвета - фиолетовый и желтый. Я спросила его: “Что ты любишь? ” Он мне ответил: “Я люблю свет и воду. ”Я спросила: “А где твой дом?” Он ответил: “Лес...”

Наши рекомендации