Карта-схема изучения организованности коллектива
Эта карта-схема, предложенная Л.И. Уманским, представляет собой список специально подобранных суждений, характеризующих организованность коллектива. Независимые эксперты оценивают наблюдаемый коллектив по каждому из указанных слева и справа проявлений организованности, пользуясь специальной оценочной шкалой.
Положительные проявления организованности | Оценочная шкала | Отрицательные проявления организованности | ||||
Вколлективе имеются органы эффективного самоуправления | Вколлективе нет органов самоуправления | |||||
Коллектив всегда самостоятельно выбирает себе организаторов для различных видов деятельности | Коллектив не в состоянии без посторонней помощи что-то сделать | |||||
Члены коллектива всегда хорошо взаимодействуют друг с другом | Члены коллективе никогда не взаимодействуют друг с другом | |||||
Члены коллектива всегда оказывают друг другу помощь в работе | Никто и никогда в коллективе не оказывает помощь товарищам | |||||
Трудности, касающиеся согласования действий, всегда преодолеваются быстро | Ни одна из трудностей, связанных с согласованием действий, не преодолевается | |||||
Трудные условия, ситуации, опасности, неожиданно возникающие в работе, сплачивают коллектив | При возникновении трудностей, ситуаций опасности коллектив разрушается | |||||
Неудачи в достижений целей коллектива усиливают его стремление к ним | Неудачи в достижении поставленных целей расслабляют коллектив, ведут к отказу от них | |||||
Коллектив поддерживает устойчивые взаимосвязи, сотрудничает с другими коллективами | Коллектив не взаимодействует с другими коллективами, изолирует себя от них | |||||
Коллектив тесно связан с более широким объединением школьников, охотно включается в совместную с ним работу | Коллектив не взаимодействует с более широким объединением школьников, противится налаживанию с ним деловых контактов | |||||
В коллективе доброжелательно и с участием относятся к новым членам, стараются помочь им освоиться и включиться в совместную работу | Коллектив враждебно относится к новым членам, противодействует их адаптации и включению в совместную деятельность | |||||
Члены коллектива легко, эффективно согласуют свои действия | Члены коллектива не способны к эффективному согласованию своих действий | |||||
Имеющиеся в коллективе группировки по личным интересам хорошо взаимодействуют между собой | Имеющиеся в коллективе группировки никогда не взаимодействуют между собой | |||||
Коллектив активно сопротивляется любым попыткам его расформирования | Коллектив относится безразлично и легко поддается расформированию | |||||
Коллектив находит оптимальный способ взаимодействия между его членами в самых различных ситуациях и условиях | Коллектив никогда не способен найти оптимальный способ взаимодействия, каких бы условий это ни касалось | |||||
В коллективе есть хорошие, способные организаторы и достаточно авторитетные лидеры | В коллективе нет хороших и способных организаторов, а лидеры такими возможностями не обладают |
Настоящая методика достаточно проста, не требует длительного времени для сбора и обработки информации. Методика в целом надежна при условии правильного подбора экспертов.
В качестве экспертов для оценки организованности ученического коллектива могут быть привлечены классный руководитель, некоторые учителя-предметники, педагог-организатор внеклассной воспитательной работы. При изучении старших классов в качестве экспертов могут привлекаться также учащиеся.
ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ