На примере детей с ДЦП. Выделяют 3 этапа обучения
Методика обучения конструированию детей с церебральным параличом разработана И.Мамайчук. Обучение рекомендуется начать с конструирования по наглядному образцу и только после этого переходить к конструированию по моделям. Эта методика включает несколько этапов.
На первом этапе необходимо ознакомить ребенка со строительным материалом, обучить его простым конструктивным действиям из деталей одинаковой величины и формы, обучить планомерному обследованию образцов и деталей постройки, словесному обозначению пространственных отношений предметов («рядом», «на», «над», «под», «около», «сзади», «спереди» и т.д.). Педагог строит образец и сопровождает свои действия словами, указывая на расположение деталей, а затем предлагает ребенку воспроизвести такую же постройку. На этом этапе могут быть рекомендованы следующие задания: конструирование башни из трех-пяти кубиков разного цвета, дорожки и заборы из разноцветных кирпичиков, конструирование гаража, дивана из одинаковых по величине блоков. Количество заданий необходимо варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его подготовленности.
Второй этап- "конструирование с нерасчлененных образцов моделей". Он включает обучение детей планомерному рассматриванию образцов моделей, обучение эффективным способам конструирования с использованием развернутых действий с деталями в виде их прикладывания к образцам, обучение пользоваться пространственными и метрическими признаками предметов в процессе конструирования, обучение составлению геометрических фигур соответственно форме и величине деталей, обогащение словарного запаса ребенка специальной пространственной терминологией («квадрат», «прямоугольник», «ромб» и т.д.). На этом этапе можно рекомендовать следующие задания:
конструирование объемных построек с образцов моделей из деталей одинаковой величины и формы (колодец, двух-трехэтажные дома и т.д.);
конструирование объемных построек из деталей разной формы и величины;
конструирование плоскостных моделей из деталей одинаковой величины и формы (квадрат, треугольник, ромб, разрезанные на несколько одинаковых частей);
конструирование плоскостных моделей из деталей разной формы и величины (геометрические фигуры, разрезанные на части, различные по форме и величине).
Программа второго этапа рассчитана на длительный срок. Он будет различен в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка. После того, как дети научились мысленно анализировать образцы моделей, овладели эффективными способами конструирования, научились использовать пространственные и метрические признаки предметов в процессе конструирования, следует переходить к следующему этапу - конструированию с образцов-рисунков. Здесь необходимо обучать детей анализировать образцы-рисунки, выделять в них существенные элементы постройки, учить детей правильно называть пространственные отношения "справа", "слева", "наверху", "внутри", а также воспроизводить в постройках пропорциональные взаимоотношения деталей. На этом этапе желательно иметь набор рисунков, где постройки исполнены в объемном и условном изображениях.
На третьем этапе занятий ребенку предлагается свободное конструирование, где он может самостоятельно использовать усвоенные им приемы "обследования" и исполнения. При этом могут выполняться следующие задания: конструирование дома для куклы, постройка улицы, города, конструирование по замыслу.
Содержание и методика трудового воспитания детей с ограниченными возможностями (3).
Трудовое воспитание —это целенаправленный процесс формирования элементарных трудовых умений, позитивной мотивации. У дошкольников трудовое воспитание направлено на формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и участия в различных видах трудовой деятельности. Воспитание навыков самообслуживания является начальным звеном в воспитании личности человека.
Трудовое воспитание детей с ограниченными возможностями характеризуется специфическими особенностями: нарушениями в моторном, интеллектуальном развитии.
Занятия по трудовому воспитанию можно разделить по формированию конструктивной мотивации к труду: занятия по анализу операций трудовой деятельности, занятия по коррекции мелкой моторики.
В процессе трудовой деятельности дети учатся планировать работу, вербализировать действия, анализировать трудовой процесс и оценивать отношение к труду.
Исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показали, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.
В.И. Глотова, С.М. Котлярова и др выделили три способа приближения детей к труду взрослых:
1) Наблюдение за трудом (няни, воспитателя, учителя, дворника);
2) Частичная помощь детей взрослым (уборка игрушек......);
3) Организация совместной деятельности взрослых и детей.
Программа воспит и обуч дошк с интеллект недостаточн под ред Баряевой Л.Б, Гаврилушкина О.П и др. Разделом Программы «Форм-е деят-ти» явл-ся подраздел «Трудовое воспитание и культурно-гигиенич навыки».
Основные задачи трудового воспитания детей:
1.Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему;
2.Обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;
3.Воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
4.Воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
Усвоенные детьми навыки закрепляются и совершенствуются в процессе выполнения режимных моментов в течение последующих годов обучения.
Определяя содержание и последоват-ть обучения детей трудовым умениям, нужно учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно-гигиенические требования к его организации.
В ходе обучения трудовым навыкам необходимо формировать у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Труд должен приносить детям радость.
Виды труда дошкольников.
Различают 4 основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Постепенно входит в обязанность.
Хозяйственно-бытовой труд.Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушения порядка в группов комнате или на участке и по собствен инициативе устранять его.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для R наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возмож-ти, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, аккуратнее).
Условия:
1) музыкальное сопровождение; участие родителей в уборке помещения, участка и т.д.; совместное обсуждение результатов труда с вручением наград;
2) организация материальной среды и оборудования способствует четкой организации труда детей. Необходимо соблюдение гигиенических требований, правильный подбор необходимого количества;
3) учет нагрузки - не перегружать детей подъемом тяжестей, длительным пребыванием в одной позе и т.п;
4) Учет индивидуальных интересов детей необходим, но при этом следует показывать и объяснять детям необходимость выполнения всех видов труда. Учитывая интересы и склонности детей к определенным видам труда, нельзя допускать, чтобы одни и те же дети выполняли постоянно одну и ту же работу.
Формы организации
(поручения; дежурства; общий, совместный и коллективный труд).
1. Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Первая форма организации труда. (Исследования В.Г. Нечаевой, А. Д. Шатовой).
2. Дежурства- предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. (Исследования З. Н. Борисовой, Г.Н. Годиной). Дежурства по столовой, в уголке природы, подготовке к занятиям - прослеживается общественная направленность. Эта форма организации труда вводится во 2-й младшей группе в конце 2-го полугодия. (см. учебное пособие «Дошкольная педагогика» под ред. Козловой С.А. стр. 197).
3. Общий, совместный и коллективный труд - объединяет общественная направленная цель детской деятельности (польза для всех).
Различия заключаются в условиях для закрепления коллективных взаимоотношений. (Исследовалась Р. С. Буре, Д. В. Сергеевой, В. Ф. Кушиной и др.).