Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников в учебном процессе

Содержание

Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников в учебном процессе.

1.1. Понятие «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе.

Средства развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в учебном процессе.

Вывод по 1 главе.

Глава 2.

Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников в учебном процессе

1.1. Понятие «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе

Мотивация, возникающий на мотивах причинах, которые заставляют учиться, совершать какие либо поступки и действовать. Самый главный мотив – это интерес, который можно прокомментировать как проявление познавательного интереса потребностей, то есть желание познания какого либо явления или объекта. [5].

Интерес в целом играет главную роль в образовании человека. Педагоги трактуют его определения по разному, например, Б.Г.Ананьев дает следующее понятию этому понятию: «избирательная направленность внимания человека» [2, с. 105]. Л.А.Гордон считает, что интерес – это активатор разнообразных чувств[12]. По мнению С.Л.Рубинштейна – «проявление умственной и эмоциональной активности человека» [30, с. 250]. Н.Г.Морозова дает определение - «активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру» [22, с.116], а по К.П.Коралёву, интерес – «специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью» [18, с.36].

Большую часть общего явления интереса — это познавательный интерес, предметом, которого является познание человеком окружающей его мира, а именно - в желании познать его разнообразие, выражать в своем сознании значимые стороны, закономерности, противоречивость, причинно-следственные отношения.

Следует отметить, что главную роль познавательный интерес осваивается в первые годы обучения, когда становится главной частью жизни. Поэтому учителю необходимо у ученика вызвать не только интерес, но и направить его в нужное русло. «…Использование интереса, - как считает Л.С.Выготский, - предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес» [10, с. 117].

Отметим, что познавательный интерес, являясь включённым в познавательную деятельность, тесным образом связан с возникновением и развитием таких личностных отношений, как отношение к изучаемой области науки, участие в ее изучении, а также познавательная деятельность.

Познавательный интерес проявляется у человека в активном поиске изменения его окружающей среды. Также он активирует все психологические процессы человека, на высоком уровне его развития [13].

Спецификой познавательного интереса является его особенность стимулировать и обогащать процесс как познавательной, так и любой другой деятельности человека, так как познавательное начало находится в каждой из них. Например, человек в труде использует предметы, инструменты, материалы, он нуждается в познании их качеств и свойств. Какой-либо вид деятельности человека имеет в себе познавательное начало, творческие поисковые процессы, которые способствуют изменению действительности. Всякую деятельность облагороженный познавательным интересом человек, осуществляет более оперативно, с наибольшим интересом [8].

В процессе жизнедеятельности у человека развивается важное образование личности - познавательный, который создается в социальных условиях его существования и ни в коем случае не является неотъемлемо присущим человеку от рождения.

Роль познавательного интереса в жизни определенного человека трудно оценить. Интерес является самым энергичным стимулятором деятельности, реальных творческих, предметных, учебных действий и жизнедеятельности в целом.

Итак, познавательный интерес — это общие явление интереса, выступающий как совокупное образование личности. Он как имеет сложную структуру, составляющую как отдельные психические процессы: умственные, эмоциональные, регулятивные, так и субъективные и объективные связи личности с миром, выраженные в отношениях.

По мнению отечественных педагогов, познавательный интерес выражается в своём развитии некоторыми состояниями, которые принято условно различать: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес – это последовательные стадии его развития. Несмотря на то, что эти стадии выделяются символически, наиболее характерные их признаки являются общепринятыми. Рассмотрим их подробнее.

Любопытство - желание узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь. Эта особенность характера человека, заложенная самой природой. Считается, что любопытствоявляется одной из основных потребностей человека. Любопытство нужно оценивать нейтрально: любопытствуя, человек удовлетворяет потребность узнать что-нибудь новое. Однако необходимо различать любопытство и любознательность. Любознательность — это стремление к познанию, к наукам и т.п. Благодаря любознательным людям развиваются науки и искусство. Если бы человек не был любознательным, то безработными остались бы воспитатели, учителя, журналисты, преподаватели.

Любознательность определяется желанием ребенка проникнуть за границы увиденного и узнанного им. Это ценное состояние личности, когда обнаруживаются более глубокие выражения эмоций радости познания, удивления, удовлетворённости своей деятельностью. Сущность этого явления интереса как активного мировоззрения личности заключается в появлении загадок и их разгадке. Любознательность должна формироваться и развиваться не только во время школьных занятий, но и в самом труде, когда школьник отрешён от обыденного исполнения деятельности и пассивного запоминания. Любознательные личности не безразличны к окружаемому миру, они постоянно находятся в поиске. Любознательность же, становится устойчивой чертой личности, имеет огромную ценность в развитии человека [24].

Когда любознательный ребенок начинает тратить свое свободное время на предмет познавательного интереса, проявляется новая стадия - познавательный интерес, который принято характеризовать познавательной активностью, очевидной избирательной направленностью учебных предметов, а также ценной мотивацией, где важную роль играют познавательные мотивы. Познавательный интерес способствует проникновению личности в значимые для нее отношения, связи и закономерности познания. Данная стадия определяется постепенно растущей познавательной деятельностью ребенка, поиском интересующей его информации [32].

Последней ступенью познавательного интереса, условно принято считать теоретический интерес. Он напрямую связан и со стремлением к познанию более сложных теоретических вопросов и проблем изучаемого предмета, и с использованием их как способа познания. Данная стадия активного влияния человека на переустройство окружающего мира, непосредственно связана с мировоззрением личности, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Таким образом, теоретический интерес характеризует как познавательное начало в структуре личности, так и человека - деятеля, субъекта, личность.

В жизнедеятельности ребенка, перечисленные стадии познавательного интереса выражают сложные взаимосвязи и сочетания. Следует отметить, что в познавательном интересе случаются иногда и рецидивы, связанные со сменой предметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытство перетекает в любознательность.

В современных условиях обучения, познавательный интерес проявляется в расположении школьника к познавательной деятельности какого-либо учебного предмета и к учению в частности.

Анализируя психолого-педагогические исследования, мы пришли к выводу, что интересы младших школьников отличаются ярко выраженным эмоциональным отношением к тому, что наиболее эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес у школьника, как правило, проявляется к впечатлившим его фактам (к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории). Нужно помнить, что учитель играет не последнюю роль в формировании познавательного интереса у школьника, например, наблюдения за миром с помощью учителя, могут породить у ребенка интерес к явлениям окружающей среды. Что позволяет нам говорить о широте интересов младших школьников, в значительной мере зависимых от обстоятельств учения и от своего учителя. Вместе с тем практические занятия с растениями, животными во внеурочное время еще больше формируют кругозор детей, тем самым, повышая интерес, провоцируют исследовать причины явлений окружающего мира. Обогащение кругозора младших школьников вносит в их познавательные интересы изменения [37].

По мнению И.П.Подласова, интересы младшего школьника в учебно-познавательной деятельности иногда не сосредоточены, так как объём систематизированных знаний и опыт их приобретения незначительны. В связи с этим попытки учителя сформировать способы обобщения, а также поиск детьми обобщённых приемов решения поставленных задач, могут стать безуспешными, что сказывается на характере интереса личности ребенка, обращённого обычно не только к самому процессу учения, но и в большей степени к его практическим результатам (решил, сделал, сумел). Поэтому близость к цели деятельности, к его результату становится для младшего школьника немаловажной основой, укрепляющей его интерес. Но стоит помнить, что частые переключения интереса нередко отрицательно влияют не только на укрепление интереса к учению, но и на сам процесс формирования личности младшего школьника. Только с приобретением опыта познавательной деятельности, безошибочно направляемой учителем, осуществляется постепенное познание обобщённых способов, позволяет решать сложные задачи обучения, обогащать интерес младшего школьника [29].

Многочисленные исследования Т.А.Куликовой, И.Г.Морозовой, Г.И.Щукиной доказали, что познавательный интерес не является неотъемлемо присущим человеку от рождения, а складывается в социальных условиях его существования, формируется в процессе жизнедеятельности человека [25]. В то же время развитие интереса младшего школьника протекает в несколько этапов: от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающей действительности к проникновению в их сущность, к обнаружению связей и отношений, которые существуют между ними.

Итак, познавательный интерес в общей трактовке можно рассматривать, как избирательную деятельность младшего школьника, направленную на познание предметов, явлений и событий окружающего мира, которая активизирует психические процессы, деятельность ребенка, его познавательные возможности.

Наши рекомендации