Этап исследования – постановочный (определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, гипотеза, проходит работа с терминологическим аппаратом)
Вслед за проблемой исследования определяются его объект и предмет. Объект– это то, на что направлено чье-то внимание, или деятельность.
Объект в гносеологии — теории познания — это то, что противостоит познающему субъекту (исследователю в данном случае) в его познавательной деятельности. То есть это та часть практики, с которой исследователь непосредственно имеет дело.
Неправильный выбор объекта исследования может повлечь за собой грубые как теоретические ошибки, так и в дальнейшем — ошибки, просчеты в массовой практике. Например, процесс формирования знаний, умений и навыков (так называемые ЗУНы) достаточно долго был объектом многих дидактических и методических исследований, что стало крупнейшим просчетом всей отечественной педагогики. А теперь мы говорим о необходимости исследования процесса разностороннего развития личности учащегося, студента, что существенно меняет не только направленность и содержание педагогических исследований, но и всю образовательную практику.
Поэтому точному определению объекта исследования необходимо уделить пристальное внимание в самом начале научной работы.
Объект педагогического исследования всегда лежит в области целенаправленного учебно-воспитательного процесса (в широком смысле слова): теории и методики организации, его содержания и принципов, изучения сложившихся и создания новых форм, методов, приемов и средств деятельности воспитателей и воспитанников, преподавателей и учащихся, студентов.
Приведем пример объекта исследования: процесс обучения биологии в основном звене школы.
Предмет исследования — это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений. Так, объект «учебный процесс» может изучаться дидактами, методистами, психологами, физиологами, гигиенистами и т.д. Но у них у всех будут разные предметы исследования.
Важно отметить то обстоятельство, что предмет исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию.
Приведем примеры:
- система методов и приемов развития познавательного интереса на уроках биологии;
- использование потенциалов биологии как учебного предмета для развития познавательного интереса;
- условия формирования профессиональной позиции учителя, ориентированной на развитие личности ученика.
На основе сформулированной проблемы, определенных объекта и предмета исследования устанавливается центральный момент исследовательской работы: ее цель
Цель исследования — это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы.
Как правило, цели педагогических исследований сводятся к не очень большому числу формулировок, которые можно передать в одном абзаце.
Итак, цели: разработка системы методов и приемов; или — выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических (дидактических, методических, методологических) условий (предпосылок и условий) развития...; или — обоснование содержания, форм, методов и средств...; или — разработка методики (методической системы) развития чего-либо; или — определение и разработка педагогических (дидактических) средств (системы средств)...; разработка теоретической модели чего-либо; или — разработка требований, критериев.
Следующий важнейший момент — построение гипотезы. Гипотезавообще — это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Гипотеза является одним из главных методов развития научного знания, который заключается в выдвижении гипотезы и последующей экспериментальной, а подчас и теоретической ее проверке, которая либо подтверждает гипотезу и она становится фактом, концепцией, теорией, либо опровергает, и тогда строится новая гипотеза и т.д.
Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели исследования. Естественно, гипотеза в процессе исследования неоднократно уточняется, дополняется или изменяется.
Приведем несколько формулировок гипотез. При этом еще раз обратим внимание на то, что гипотеза — это предположение, истинность которого не очевидна. Пример: развитие познавательного интереса школьников на уроках биологии будет эффективным, если учитель систематически использует следующие методы и приемы работы:...
По поводу гипотезы исследования необходимо еще отметить следующие обстоятельства. Во-первых, если такие разделы методики исследования как актуальность темы, противоречие, проблема, объект, предмет, цель могут быть, в основном, сформулированы в начале исследования (хотя, конечно, они неоднократно будут уточняться), то гипотеза в начале работы на стадии подготовки методики исследования может быть сформулирована лишь в самых выявить особенности коррекции математических знаний как части учебного процесса;
Сформулированные цель и гипотеза исследования логически определяют его задачи. Под задачей в гносеологии (науке о познании) понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Таким образом, задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.
Приведем примеры задач исследования: изучить особенности сформированности познавательного интереса подростков; разработать систему методов и приемов развития познавательного интереса; экспериментально проверить эффективность предложенной педагогической системы.