Семинарское занятие 5 . Воспитание культуры межнациональных отношений.
ППДО-12-01
Семинарское занятие 1-2. Зарубежный опыт поликультурного образования.
Вопросы для обсуждения:
- Теоретические основы и содержание поликультурного образования в США.
- Поликультурное образование в Канаде.
- Поликультурное образование и воспитание в Западной Европе.
- Содержание поликультурного образования в Австралии.
- Поликультурное воспитание в Азии и Африке.
Список рекомендуемой литературы:
- Гаганова О.К.Поликультурное образование в США: теоретические основы и содержание // Педагогика. - 2005. - №1. - С.86 - 95.
- Джуринский А.Н. Воспитание в многонациональной школе: пособие для учителей. – М., 2007.
- Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в России и за рубежом : учебное пособие / А.Н. Джуринский. – М.: ТЦ сфера, 2007.
- Корсунов В.И. Поликультурное образование и высшая школа США [Текст] // Педагогика. - 2010. - № 2. - С. 88 - 94.
Семинарское занятие 3.Тема: Теория и практика российского поликультурного образования.
Вопросы для обсуждения:
- Анализ состояния поликультурного воспитания в России.
- Поликультурное воспитание в постсоветском пространстве.
- Приоритеты и проблемы поликультурного образования на современном этапе.
- Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации
Список рекомендуемой литературы:
- Бережнова Л.Н. Этнопедагогика : учебное пособие для вузов. - М. : Академия, 2007. - 233с
- Джуринский А.Н. Воспитание в многонациональной школе: пособие для учителей. – М., 2007.
- Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в России и за рубежом : учебное пособие / А.Н. Джуринский. – М.: ТЦ сфера, 2007.
Семинарское занятие 4 Тема: Построение содержания поликультурного образования.
Вопросы для обсуждения:
- Цели и задачи поликультурного образования и поликультурного воспитания.
- Принципы отбора содержания поликультурного образования
- Выбор форм, методов поликультурной образовательной деятельности.
- Программы поликультурного образования для детей дошкольного, школьного возраста.
Список рекомендуемой литературы:
- Бережнова Л.Н. Этнопедагогика : учебное пособие для вузов. - М. : Академия, 2007. - 233с
- Джуринский А.Н. Воспитание в многонациональной школе: пособие для учителей. – М., 2007.
- Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: Поликультурное воспитание в России и за рубежом : учебное пособие / А.Н. Джуринский. – М.: ТЦ сфера, 2007.
Семинарское занятие 5 . Воспитание культуры межнациональных отношений.
План.
1. Значение и необходимость воспитания культуры межнациональных отношений.
2. Сущность культуры межнациональных отношений; содержание и структура.
3. Этнокультурные традиции: сходство и различие (показать особенности культур разных народов на конкретных примерах).
Литература:
1. Этнопедагогика Сибирского Севера. Учебно-методическое пособие. – Томск: изд-во ТГПУ; 1996.
2. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика : учебное пособие для вузов. - М. : Академия, 2007. - 233с
3. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М. 1983.
4. Волков Г.Н. Идея совершенного человека в народном воспитании. //Советская педагогика, 1971, - № 10. – С. 107 – 112.
5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары; 1974.
6. Гасанов З.Т. О психологии формирования общенациональных ценностей. // Сов. педагогика. 1991, № 9.
7. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. - М.; 1992
8. Измаилов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. - М.; 1991 .
9. Кон И.С. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго- Восточной Азии. - М.; 1983
10. Крысько В. Г. Этническая психология. – М., Изд. центр «Академия», 2002. - с.24 - 48.
11. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Р-на/Д., 2000. – стр. 119-132.
12. Культура межнационального отношения. // Сов. педагогика. 1991, № 3.
13. Куранов М. Культура межнационального общения.//Педагогика.-1992.-№7-8.
14. Стельмахович М.И. Народная педагогика. – Киев; 1985
15. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. - М.; 1992
16. Традиционное воспитание детей народов Сибири. / Под ред. И.С. Кона, Ч.М. Таксами - Л.: Наука; 1988 г. – 254 С.
17. Этнопсихологический словарь. / Под ред. В. Т. Крысько. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.
Задания для самостоятельной работы
Подготовить доклад «Народные традиции воспитания детей…» для участия в круглом столе.
Дополнительная литература:
1.Гармаева Т.Ф. Мудрые заповеди бурятской народной педагогики.//Начальная школа.-1994,-№4.-С.16-17.
2.Суслова Э.К. Общение с детьми разных национальностей средство интернационального воспитания детей.// Дошкольное воспитание.-1990.-№6.-С.11.
3.Сухова Е.И. Уроки народной педагогики.// Управление ДОУ, -2005.-№1.-С.118-122.
4.Якубов З.Я. Дагестанцы.// Педагогика, -1996.-№5.