Этапы работы над задачей определенного вида
Мы знаем, что ОРЗ – это процесс взаимодействия учителя и учащихся, направленное на формирование умения решать задачи.
Царева С.Е. выделяет 2 вида умений:
1. Умение решать задачи определенного вида
2. Общее умение решать задачи
В этой лекции - умение решать задачи определенного вида.
Царева С.Е. отмечает, что умение решать определенного вида состоит из:
Выделять (узнавать) задачу данного вида по ее существенным признакам,
Выбирать способ решения, адекватный виду задачи,
Применить этот способ к решению конкретной задачи,
Применить соответствующие виды проверки.
Для того, чтобы сформировать умение решать задачи определенного вида в методике при обучении решении задач каждого вида выделяют 3 этапа.
Рассмотрим пример: ОРЗ на разностное сравнение.
I. этап: подготовительная работа.
Для выделения подготовительной работы попробуем обосновать выбор действия в простой задаче на разностное сравнение.
С – 8м.
К – 6м. на ? б.
Чтобы узнать на сколько марок у С больше, чем у К, надо из Сашиных марок убрать столько марок, сколько их у Коли.
Чтобы дети смогли так сказать, надо выполнить специальные подготовительные упражнения.
Вариант №1 (по Бантовой)
- На сколько больше кругов, чем треугольников? (узнаем, когда составим пары)
- О чем говорит один оставшийся круг? (кругов больше, чем треугольников)
- Как мы это узнали? (убрали столько же кругов, сколько и треугольников).
Вариант №2 (по Микулиной)
3 одинаковые банки
Вариант №3 (по Аргинской)
Стопки книг
Все варианты создают теоретическую основу для выбора действия.
Рассмотрим 2-е направление подготовительной работы: в процессе специальных заданий дети должны усвоить связь между взаимнообратными понятиями (больше - меньше, шире - уже). Например: продолжи предложение: Если Лена выше Светы, то …(Света ниже Лены)
Еще вариант направления: решение задач, связанных с новой задачей:
- на к.с. –
- увеличение – уменьшение числа на несколько единиц.
II. этап. Знакомство с задачей нового вида.
Должны внести новые знания (признаки задачи нового вида, моделирование, обоснование выбора действия, запись ответа, проверка) – каждое знание вводим отдельно, причем для каждого знания целесообразно предлагать определенный прием и руководствоваться этапами.
При введении задачи будем использовать прием сравнения
С – 8м. ?
К – 6м.
С – 8м.
К – 6м. на ? б.
- Ребята, прочитайте 1-ю задачу, прочитайте 2-ю задачу
- Чем эти задачи похожи? (числа, условия, сюжет)
- Отличаются? (вопросом)
- Какая задача кажется более легкой? (1)
- Почему? (решали похожие)
- Давайте докажем. Решите ее.
- Какие модели мы знаем?
- Каким способом решаем? (сложение)
- У кого были проблемы?
- Перейдем ко второй задаче. Решали ли мы такие задачи? (нет)
- Попробуйте сформулировать вопрос задачи по-другому.
- Какова тема нашего урока?
- Чему мы должны научиться?
- к.о. – модели – какие существуют – предположения (не знаем, где поставить вопрос)
Вводим знак на ?б.
- Какая модель еще бывает? (рисунок)
- Какая модель поможет выбрать действие? (рис.)
- Чтобы найти разницу, мы убираем, поэтому мы решаем…(вычитанием)
- Значит, что мы делаем? (убираем из Сашиных марок столько, сколько марок у Коли)
Решили
- Как запишем ответ? (на 2 больше)
- Проверим по рисунку.
- Как мы узнаем эту задачу? (вопрос и условие)
- Что узнали о моделях? Ответе?
- Какой этап показался самым трудным?
III. этап. Формирование умений решать задачи данного вида. (длинный этап)
Формируются умения:
- узнавать (умение выделить) задачи данного вида по существенным признакам)
- умение выполнить модель к задачам конкретного вида
- умение выбирать и применить способ решения, адекватный к виду задачи
- умение применить способ проверки, подходящий для данного вида задачи
Для формирования каждого вида умений, необходимо владеть соответствующими приемами.
Например: умение узнавать задачу по признакам.
Возможны приемы: - составь (найди) похожую
- решение усложненных задач по структуре - содержанию и др.
Умение выполнить модель:
- составь задачу по модели
- из нескольких моделей подбери модель к нашей
- дополни модель так, чтобы она соответствовала решению
С – 8м.
К - ?...
8+1=9 (м.)
и др.
На этом этапе большое внимание уделяется реализации индивидуально-дифференцированного подхода, что связано с качественной диагностикой, увеличивается самостоятельность детей, происходит интероризация некоторых действий.
Диагностика
Чтобы выяснить наличие и уровень умения решать задачи определенного вида, учащимся можно предложить несколько задач, среди которых есть задачи тех видов, умение решать которые нас интересует. Например: выбрать те задачи, которые знаешь, как решать, и решить их. Если ученик выполнит это задание, значит, он владеет соответствующим умением. Уровень и качество этого умения определяются сложностью решенных задач и тем, насколько осознан и обоснован выбранный учеником способ решения. (Царева С.Е.)