Принципы системы профессиональной подготовки
1. Принцип доминантно- мотивационной установки в организации педагогического процесса профессиональной подготовки
2. Принцип целостной пространственно-временной интеграции средств
профессиональной подготовки.
3. Принцип специализированности педагогического процесса профессиональной подготовки.
4. Принцип разнонаправленной ритмичности процесса профессиональной подготовки.
5. Принцип обратной связи в педагогическом процессе профессиональной подготовки.
Для того, чтобы осуществить педагогическийпроцесс профессиональной подготовки необходимо провести оптимизацию основных компонентов учебно-воспитательного процесса. Однако сама оптимизация требует своего комплексного осмысливания. В свете изложенных ранее концепций оптимизация основных компонентов процесса профессиональной подготовки должна осуществляться по строго детерминированным параметрам сложного и разнохарактерного по структурной и функциональной сущности интегративного педагогического процесса. Получить прогнозируемый педагогический результат можно при условии научно обоснованной конструкции модели профессиональной подготовки с жестким упорядочением всей пространственной структуры подготовки профессионала, в том числе и межпредметных связей профессиональной подготовки.
Основной смысл системного подхода, как методологической основы организации интегративного педагогического процесса профессиональной подготовки, заключается в том, что любой частный педагогический процесс, формирующий отдельные качества, может быть вписан в один из механизмов внутренней архитектоники (организации) и выполнять в нем свои интегративные функции. Это значит, что целое больше суммы входящих в него частей, т.е. за счет взаимодействия происходит прирост качеств и закономерностей по сравнению с исходным. Иными словами: в данном случае интеграция (как и результат) выступает в роли системообразующего фактора (5.112).
Иными словами: структура модели организации интегративного педагогического процесса при его функционировании отражается в принимающей системе на новой вещественно-энергетической основе. Но для этого принимающая система должна обеспечить "строительным" материалом все «наряды» передающей системы. Вот почему основным, упорядочившим организацию профессиональной подготовки, стержнем должна быть напряженность педагогического процесса, которая дозирует степень вовлечения нервно-эмоциональных ресурсов организма обучаемого в построение целесообразных адаптационных функциональных систем.
Таким образом, принципы научной организации системы профессиональной подготовки должны объяснить и научно обосновать:
- пути надежной адаптации на основе учета закономерностей доминантных и мотивационных установок в процессе профессиональной подготовки;
- разработку дидактических основ профессиональной подготовки;
- пространственно-временную интеграцию средств профессиональной подготовки;
- параметры оптимизации основных компонентов процесса профессиональной подготовки;
- временную динамику напряженности функционирования средств профессиональной подготовки;
- соотношение функционирования общих и специальных средств профессиональной подготовки и математические описания степени специализированности средств такой подготовки;
- ритмичность педагогических процессов в целостной пространственно-временной структуре профессиональной подготовки, создавая условия восстановления энергетического ресурса организма;
- активное целеустремленное управление системой профессиональной подготовки;
- математический аппарат количественного измерения напряженности и расчета ритмичности информационного процесса профессиональной подготовки.
Разработка организационных принципов профессиональной подготовки летного состава в русле изложенных концепций позволит на научной основе организовать сложные интегративные процессы формирования высокой профессиональной надежности летного состава и вплотную подойти к решению проблем надежного освоения летательного аппарата, безопасности полетов по человеческому фактору и сохранения профессионального долголетия.
Принцип доминантно- мотивационной установки в организации педагогического процесса профессиональной подготовки обоснован нами на базе закономерностей, обоснованных П. К. Анохиным, Ф. 3. Меерсоном, Б. Г. Ананьевым, М. И. Махмутовым, объясняющих активизацию познавательной деятельности учащихся и построение целесообразных адаптационных систем (таблица ).
Таблица. Закономерности, обосновывающие принцип доминантно-мотивационной установки
Закономерность | Основное содержание закономерности и ее педагогическая специфика |
Закономерность построения функциональных адаптационных систем | Построение адаптационных функциональных систем организма происходит с целью получения приспособительного результата. Результаты педагогического процесса находят свою материальную основу в адаптационных функциональных системах. |
Закономерность пластического обеспечения функций организма | Всякая привилегированная деятельность должна функционировать при условиях, обеспечивающих исключение «разоружения» пластического эквивалента организма, что может иметь место при одновременном доминировании нескольких видов деятельности или при долговременном предельном доминировании одного из ее видов. |
Эмоциональная напряженность является ядром работоспособности – психологическая закономерность | Эмоциональная напряженность определяет степень надежности при работе как умственного, так и физического характера. |
Общая закономерность активизации познавательной деятельности учащихся | Напряжение интеллектуальных сил ученика рождается при наличии проблемной ситуации, высокого интереса к теме, эмоционального настроения и волевого усилия. Важную роль в усвоении материала играют процессы доминирования волевого усилия и эмоциональных настроев. |
Поскольку педагогический процесс профессиональной подготовки имеет своей целью формирование адаптационных, функциональныхсистем, то принципиально важным обстоятельством является естественно-научная основа становления конечного результата. И здесь чрезвычайно важно понять механизмы организации функциональных систем организма в процессе достижения цели. А.Н. Леонтьев (указывает, что у человека формирование специфических для него функциональных систем происходит в результате овладения им орудиями (средствами) и операциями. Эти системы представляют собой не что иное, как отложившиеся, овеществленные в мозге внешне - двигательные и умственные - например: логические - операции. Но это не простая их «калька», а скорее их физиологическое иносказание. Для того, чтобы это иносказание было прочитано, нужно пользоваться уже другим языком, другими единицами. Такими единицами являются мозговые функции, их ансамбли – функционально-физиологические системы (
Однако из теории и практики формирования физических и профессиональных качеств известно, что получить интегративный, как бы собранный, приспособительный результат весьма трудно, а в большинстве случаев (в сложных видах деятельности) практически невозможно, т.к. формирование «тонких» механизмов адаптации сложно совмещать с информационным процессом формирования «грубых» физических качеств, а также в силу «несовместимости», в процессе формирования многих качеств, определяющих динамическую работоспособность. Усиленное формирование, например, качества выносливости при определенных условиях, может затормозить формирование или притупить качество скорости и т.д. Система адаптации включает компоненты, отобранные по одному единственному критерию: в какой степениэтот компонент способствует, облегчает получение конкретного приспособительного результата в ответ на воздействие информационного процесса профессиональной подготовки. Поэтому на каждом конкретном этапе подготовки видимо должны доминировать средства подготовки, наиболее способствующие получению полезного результата, выражающегося в уровне функционирования адаптационных систем. Уровень организации и функционирования адаптационных: функциональных систем на каждом этапе, в таком случаев, должен определяться его задачами в интересах достижения (в конечном итоге) результата цели..
Следовательно, этапность специфической многоплановой подготовки выступает как необходимый инструмент организации информационного процесса. Этапность является детерминантом целей и задач информационных процессов профессиональной подготовки, определяя целесообразность средств педагогического воздействия, и специфическую направленность для достижения цели этапа и цели профессиональной подготовки в целом.
С практической точки зрения, с помощью экспертных оценок и корреляционного анализа, все средства подготовки должны быть ранжированы по значимости для целевой (летной) деятельности. В соответствии с конечной целевой деятельностью необходимо весь период подготовки оператора «разбить» на этапы. Этапность подготовки – это инструмент регулирования функционирования напряженности педагогического процесса различных средств профессиональной подготовки летчика в различные конкретные целевые временные интервалы. Самые «сильные» (в профессиональной подготовке) формирующие средства должны доминировать, предшествуя конечной целевой деятельности летчика, обеспечивая тем самым необходимый запас специфических функциональных адаптационных систем организма. Как показали исследования продолжительность этапов для обеспечения формирования профессиональных качеств, при 3-х разовом в неделю занятии, будет составлять 2-2,5 месяца. Следовательно, наиболее специализированные средства (учитывая период летного совершенствования) профессиональной подготовки должны доминировать в течение 2-2,5 месяцев (не менее), например, до вывозной программы в первоначальный период освоения летательного аппарата. «Менее важные» средства получают привилегированное положение на начальных этапах. Всякая же, привилегированная на любых этапах подготовки, деятельность «охраняется» от захвата ее пластических ресурсов пониженным доминированием «второстепенных» информационных процессов в конкретное время. Это одно из важнейших положений организации профессиональной подготовки летного состава.
Здесь мы подошли к другому очень важному вопросу организации профессиональной подготовки летчика – роли мотивации в адаптации к информационному процессу. При этом важно подчеркнуть, что всякое приспособительное поведение может быть только мотивированным. Эмоции выполняют функциюсубъективных отношений к объективно существующим явлениям, а не объективности такого отношения. Мотивационный же процесс представляет собой форму эмоционального процесса. Как указывает Я. Рейковский мотивация - это эмоция плюс направленность действий. Разумеется, что эмоции также не лишены направленности. Однако, в отличии от мотивации, эмоции имеют экспрессивную направленность (не ищут путь к достижению цели). Мотивационный процесс всегда целенаправлен. В то же время эти два процесса едины всвоем проявлении и выражают интегративный эмоциональный мотивационный процесс. Весьма важно учитывать и то обстоятельство, что у человека формирование установки на определенные действия всегда связано с программой достижения цели. Знак эмоций определяется степенью соответствия программы действий с реально существующей обстановкой .
Изменение сложившейся ситуации или изменение самого субъекта к такой ситуации, вызывающие активность к достижению определенных результатов. Вот почему в процессе профессиональной подготовки важным является постоянная тренировка поисковой активности, мобилизация психических и физиологических механизмов на достижение цели.
Изложенное имеет особо важное значение в поиске конкретизации «дерева целей» в процессе организации профессиональной подготовки летчика. Мотивация же на упорядоченную деятельность приводит к достижению результатов путем "просеивания" в процессе отбора нейронов с "полезными" (мотивированными) функциями и интегрирование их с целью получения необходимой функциональной системы, исключая элементы с «лишними», для определенного времени, функциями.
Мотивация является одним из ведущих компонентов в «достраивании» функциональной системы целесообразной адаптации. Bот почему особенно важно определить место субсистем при организации профессионального обучения. Такое место должно одновременноучитывать связи и взаимосвязи систем всех уровней и доминантно-мотивационные установки.
Таким образом были найдены предварительные наиболее оптимальные уровни напряженности информационного процесса. Принцип доминантно-мотивационной установки в организации профессиональной подготовки летчика определяет основу конструкции информационного процесса в интересах получения программированного результата в необходимое время.