Теории развития личности и их влияние на развитие подходов в воспитании и обучении
Факторы развития личности |
Личность — проявление социальной сущности человека.Но в понятие «личность» входит не только ее роль в обществе, но и особенности ее психологии:направленность, мотивация, способности, характер, темперамент. Ребенок в момент рождения не является личностью, и личностью он станет только в человеческом обществе. Все маугли, встречавшиеся в человеческой истории (кроме сказочного киплингского), не были личностями и, вернувшись в человеческое общество, не смогли восстановить свою социальную сущность.
В последнее время во все отрасли педагогики вошло понятие социализации— взаимодействия человека с обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление ("адаптация) к ней. В то же время — это процесс самоактуализации Я-концепции, самореализация личностью своих потенций и творческих способностей, нередко требующая преодоления влияния среды для сохранения своей независимости, индивидуальности, свободы, формирования собственной позиции. В результате происходит взаимное развитие и обогащение как личности, так и общества. Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях стихийного взаимодействия человека со средой. Воспитание по отношению к социализации может быть определено как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации; как механизм определенного управления ее процессами. Воспитание упорядочивает поток идущих на личность влияний и создает условия для ускорения процессов социализации.
Личность существует, проявляется и формируется в деятельностии общении.За счет развития личностных качеств человек включается в систему общественных отношений и творчески осваивает общественный опыт. В каждую исто-
рическую эпоху формировался свой определенный тип личности.
В процессе развития личности формируется ее культура,включающая в себя мотивационную, информационную и операциональную культуры. Мотивационная культура — социальные установки личности, желания, интересы, ценностные ориентации, убеждения и т. п., которые закладываются воспитанием. Система знаний всех видов и уровней (представления, понятия, учения, концепции, суждения, гипотезы, теории, законы) представляет собой информационную культуру личности и является результатом образования. Система умений всех видов и уровней (навыки, привычки, приемы, способы, методики, методы) образует операциональную культуру личности и является результатом обучения и воспитания. Три слагаемых культуры личности закономерно выводят единство трех основных педагогических процессов: образования, воспитания и обучения. Воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.
Движущей силой развития личностиявляются противоречия,разрешение которых происходит через формирование более высоких уровней деятельности и появление новых потребностей.
Отечественная психология и педагогика стоят на позициях признания значимости влияния на развитие личностикак биологических, так и социальных факторов при активной позиции самой личности. «Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной); воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности); собственной практической деятельности человека» (Б.Г. Ананьев).
На основе различных концепций развития личности формируются педагогические теории, в которых разрабатываются методы, средства и формы воспитания и обучения. Так, основой авторитарной педагогикиявляется бихевиористский подход. Гуманистические педагогические теорииразвиваются на основе теории личности экзистенциализма, гуманистических теорий личности, антропософии; ролевая педагогика— на основе интерракционистских теорий; религиозная педагогика— на теологических концепциях.
Вопросы и задания
1. Перечислите социальные и биологические факторы, влияющие на
развитие личности, и объясните, в чем проявляется их влияние. Приве
дите конкретные примеры.
2. На основе исторических знаний, художественной литературы и ис
торических фильмов попробуйте смоделировать типы личностей, кото
рые должны быть характерны для той или иной исторической эпохи.
Все подлежащее усвоению должно быть распределено
сообразно ступеням возраста так,
чтобы предлагалось для изучения только то,
что доступно восприятию в каждом возрасте.
Я.А. Коменский