Прочитайте текст. Определите, какие ошибки намеренно допускает автор для создания образа героя, его речевой характеристики
Ой, где был я вчера – не найду, хоть убей.
Только помню, что стены с обоями.
Помню, Клавка была и подруга при ей,
Целовался на кухне с обоями.
В. Высоцкий
Выберите нужное местоимение из данных в скобках, обоснуйте свой выбор
1. Я старалась приучить (меня, себя) к вдумчивому чтению. 2. Он любит (его, свой) класс и никогда не подведёт (его, своих) товарищей.
3. Вдруг я услышал (моё, своё) имя. 4. Мы должны сдерживать (нас, себя).
5. Они настойчиво готовили (их, себя) к состязаниям. 6. Для (его, него) этот вопрос труден. 7. Мой брат моложе (неё, её) сестры на два года. 8. Вокруг (их, них) разгорелся спор. 9. Навстречу (нему, ему) двигался конный отряд. 10. (Их, ихние) книги я не брал.
¨ Особенности употребления в речи глагола и его форм
· глагол (обозначает действие);
· причастие (обозначает признак предмета по действию);
· деепричастие (обозначает признак признака предмета).
Русский глагол – самая сложная и интересная часть речи. Именно образование глагольных форм по сравнению с другими частями речи имеет большее число отклонений от традиционных моделей словообразования, словоупотребления, использования в речи. Не случайно одно из значений слова «глагол» – «слово, речь».
Глагол имеет самое большое количество грамматических категорий (11), среди которых выделяют наиболее значимые с точки зрения культуры речи:
1) вид (совершенный и несовершенный);
2) наклонение (изъявительное, сослагательное (условное) и повелительное);
3) время (настоящее, прошедшее и будущее);
4) лицо (1-е ед. и мн. числа; 2-е ед. и мн. числа; 3-е ед. и мн. числа);
5) залог (действительный, страдательный, возвратный).
Глагол – это основной элемент морфологического уровня, организующий текстовое пространство. Глагольные предложения характеризуют прежде всего повествовательный текст, подчёркивая его динамичность.
Категория вида глагола
Владеющему русским языком как родным не всегда просто определить смысловые оттенки, содержащиеся в глаголах совершенного и несовершенного вида. Совершенный вид (глагол отвечает на вопрос что сделать?) указывает на то, что действие свершилось, состоялось. Основным для глаголов совершенного вида является значение конкретного единичного действия, иногда совершающегося несколько раз, но представленного как факт:Сергей пять раз переписал этот текст. Вот так всегда, придёт, накричит на всех, испортит настроение и уйдёт. Следует помнить, что глаголы совершенного вида способны образовать формы или будущего, или прошедшего времени, сравним: (совершенный вид) сказать –сказал (прош.), скажу (буд.); но(несовершенный вид) говорить – говорил (прош.), говорю (наст.), буду говорить (будущее сложное).
Несовершенный вид указывает на то, что действие находится в развитии. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос Что делать? и обозначают процесс, протяжённый во времени, или обычно повторяющееся действие: Молодой человек долго рассказывал о своих приключениях во Франции. Обычно обедаем в два. Некоторые русские глаголы могут образовать двоякие (параллельные) формы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-и чередующимися корневыми гласными -о-/-а-. В истории русского языка таких пар было достаточно много. Постепенно один из членов пары оставался за пределами нормы, и сейчас словари указывают на несколько возможных вариантов: заподозривать и заподазривать, обусловливать и обуславливать, сосредоточивать и сосредотачивать, удостоивать – удостаивать, унавоживать и унаваживать, условливаться и уславливаться и некоторые другие. при наличии подобных вариантов надо учитывать, что формы с -а- свойственны разговорному и отчасти публицистическому стилям. Учитывая нормы современного русского литературного языка, необходимо выбирать следующие глаголы:
Глаголы с гласной -а- в корне | Глаголы с гласной -о- в корне |
заболачивать | захлопывать |
замораживать | обеспокоивать |
засаривать | обезболивать |
застраивать | озабочивать |
затрагивать | опозоривать |
облагораживать | опорочивать |
обрабатывать | опошливать |
осваивать | отсрочивать |
оспаривать | подытоживать |
присваивать | приохочивать |
приспосабливать | приурочивать |
удваивать | просрочивать |
удостаивать | разрознивать |
усваивать | сморщивать |
успокаивать | узаконивать |
уполномочивать | |
упрочивать | |
ускоривать |
Кроме того, существуют глаголы, называемые двувидовыми, так как их видовую принадлежность можно определить только в контексте. например: В данный момент я исследую напряжение в сети, а в следующем году я исследую поведение аквариумных рыбок. Не допускается образование глаголов несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива- от двувидовых глаголов типа адресовать, использовать. Не следует употреблять и форму «организовывать», потому что в современном русском литературном языке глагол организовать имеет значение как совершенного, так и несовершенного вида.
Большинство глаголов могут составлять пару с близким по лексическому значению, но противопоставленным по виду глаголом, образуя так называемые видовые пары. Чаще это однокоренные слова, различающиеся:
а) приставкой: делать – сделать, писать – написать, штрафовать – оштрафовать;
б) суффиксом: отказать – отказывать; выполнить – выполнять; встретить – встречать;
в) ударением: нарезать – нарезать;
г) основой в результате чередования: догнать – догонять; обнять – обнимать.
Пару могут составлять и глаголы с разными корнями (синонимы): взять – брать, уложить – укладывать.
Носители русского языка редко задумываются над выбором формы, употребляя видовое значение по интуиции. Но, употребив «не ту» видовую пару, говорящий может попасть впросак. Нужно различать уместность произнесения просьбы и приказа: Не наступи на стекло – Не наступай на стёкла! Правильный выбор видовой формы позволяет выразить мысль адекватно ситуации, а слушающему – понять говорящего. Вид глагола нередко определяет степень категоричности, вежливости, экспрессивности побудительного высказывания. Ср. Встаньте, пожалуйста! – совершенный вид, но Вставайте! – несовершенный вид.