Основные категории педагогики
Введение
Педагогика, ох педагогика! Сколько людей с тоской и горечью вспоминают тот ужас, который вызывали у них толстые и сложные учебники по этой дисциплине. А в схемах, таблицах и опорных конспектах она выглядит вполне доступно, понятно, можно разобраться и выучить гораздо легче. Кому-то педагогика после такого изучения, может быть, станет интересной, осознается ее необходимость в педагегической деятельности. Пособие представляет собой краткий курс по педагогике, изложенный логико-графическим языком схем, таблиц и опорных конспектов. Заключает пособие список рекомендуемой литературы. Приложение содержит основные международные и отечественные документы по защите и реализации прав детей, которые должен знать каждый работающий с детьми.
Материалы пособия составлены на основе анализа учебников по педагогике последних лет, ряда словарей, современных педагогических и психологических источников с ориентацией прежде всего на Государственные стандарты по педагогике для вузов и средних педагогических учебных заведений. Курс педагогики разработан на основе целостного и личностно-ориентированного подходов к педагогическому процессу.
Пособие целесообразно использовать в сочетании с любыми учебными пособиями по педагогике и авторскими учебниками «Педагогика» (М., 2003, 2004). Необходимые определения можно найти в издании «Словарь по педагогике: междисциплинарный» Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова (М., 2005).
Схемы помогают выделить конкретные составляющие того или иного педагогического явления или категории, обозначить их связи. В таблицах представлен сопоставительный материал или дано раскрытие общего через совокупность его частей. Опорные конспекты и конспект-схемы — это тезисное обозначение узловых вопросов темы. Они включают в себя не только текстовой материал, но и небольшие схемы и таблицы.
Таблицы, опорные конспекты и схемы могут быть использованы как преподавателем в ходе лекции, объяснения нового материала, так и студентами для выступления с сообщением на семинаре, самостоятельно проработавшими ту или иную тему; для самопроверки. Предложенные наглядные средства могут применяться в качестве контрольных материалов на экзаменах, коллоквиумах, зачетах, при написании контрольных работ.
РазделI
Общиеосновыпедагогики
Педагогика как наука
овоспитании..................................... 8
Педагогика как наука.............................. 8
Педагогика как прикладная
философия........................................ 11
Категория «воспитание»........................ 12
Категория «формирование».................. 14
Основные вопросы педагогики............... 15
Направления развития педагогики........... 16
Цель воспитания................................. 17
Авторитарная и гуманистическая
педагогика.......................................... 18
Типы, модели, виды воспитания
и образования..................................... 19
Позиция личности
в воспитании.................................. 21
Педагогическая антропология
как философская база воспитания.......... 21
Личность как объект и субъект
воспитания.......................................... 22
Соотношение воспитания и развития
личности................................. .'......... 24
Система образования
и воспитания.................................... 25
Структура системы образования
и воспитания........................................ 25
Непрерывное образование................ 29
Дополнительное образование........... 31
Лагерь какдетско-оздоровительное
образовательное учреждение........... 32
Детские и молодежные общественные
объединения........................................ 34
Тенденции развития систем
образования за рубежом.................. 39
Методология педагогики и методы педагогических
исследований................................... 42
Методология педагогики................... 42
Научное педагогическое
исследование....................................... 44
Методы педагогического
исследования....................................... 46
Изучение и обобщение
педагогического опыта...................... 48
Опытная работа.................................... 50
Педагогика
Как наука о воспитании
Педагогика как наука
Педагогика— упорядоченная совокупность знаний, которая раскрывает сущность процессов воспитания, обучения и развития и дает возможность направлять их движение в соответствии с поставленными целями.
Предмет педагогики— воспитание как педагогическое явление; особенности организации педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников, формирования и становления личности воспитанника в педагогическом процессе.
Функции педагогики
Предмет исследования | Функции | Объект изучения |
Воспитание как педагогическое явление | Научно-теоретическая | познание сущности педагогических явлений и процессов раскрытие закономерностей, структуры, механизмов, специфики протекания педагогических процессов |
Конструктивно-техническая | планирование, методика организации и реализации совершенствование педагогического процесса | |
Прогностическая | развитие педагогической теории тенденции развития педагогических проблем и явлений перспективы развития образовательных учреждений разного типа и вида |
Педагогика, как любая наука, имеет категориальный аппарат, источники и свою структуру.
Основные категории педагогики
О Воспитание как педагогическое явление.
О Формирование личности.
О Образование.
О Обучение.
О Самовоспитание.
О Самообразование.
О Целостный педагогический процесс (ЦПП).
О Педагогическое взаимодействие.
О Принципы и закономерности ЦПП.
О Содержание, формы, методы и средства ЦПП.
О Педагогические технологии.
Структура педагогики
□ Педагогические теории.
□ Педагогические системы.
□ Педагогические технологии.
Источники педагогики
♦Теоретические раз
работки и исследова
ния учёных настоя-
. щего и прошлого.
♦ Педагогическая прак
тика и опыт.
Общемировые тенденции и приоритеты современной педагогики
Приоритеты Тенденции
©> Мир. сг= Творческое содружество педагогов мира.
©> Человек. ф= Изучение и обобщение исторического и совре-
©> Экология. менного опыта развития школы и педагогики
©> Сотрудничество. в мире.
, <ж- Усиление демократических и гуманистических
тенденций.