Подготовка социальных работников в россии.
В 1991 году в России был официально введен институт социальной педагогики. В системе профессионального образования была утверждена новая специальность – «социальная педагогика».
В России подготовка и переподготовка социальных работников идет разными путями. Она осуществляется в университетах, педагогических, медицинских и других вузах и колледжах, на курсах повышения квалификации. Сроки обучения разные: от нескольких месяцев до 4–5 лет. В целом по стране можно выделить несколько уровней подготовки кадров.
1. Допрофессиональная подготовка на курсах, в школах, лицеях. Выпускники со средним образованием работают в отделениях по обслуживанию больных, престарелых, одиноких людей. Им предоставляется право поступать в средние специальные учебные заведения или соответствующие вузы.
2. Профессиональная подготовка. Обучение в средних специальных учебных заведениях. Будущие соц.педагоги обучаются в основном в педагогических и медицинских училищах и колледжах. После их окончания можно работать социальными педагогами. Основными видами д-ти выпускников являются: осуществление сотрудничества с родителями по вопросам воспитания; создание благоприятных педагогических условий для воспитания детей; оказание помощи детям в преодолении проблемных ситуаций при реализации соответствующей образовательной программы и др.
3. Обучение в университетах, академиях, отраслевых вузах (педагогических, медицинских и др.) на дневных, вечерних и заочных отделениях (срок обучения от 3 до 6 лет), на спецфакультетах (имеющие высшее образование обучаются 1–3 года).
К уровню подготовки лиц, завершивших обучение по программе «Социальная педагогика» предъявляются высокие требования. Социальная работа — это очень сложный процесс, который требует глубоких знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д.
По профилю д-ти социального педагога имеются следующие специализации: социальный педагог по работе с семьей; социальный педагог – организатор культурно-досуговой д-ти; социальный педагог – дефектолог и др.
Существует классификация специализаций, ориентированных на определенную категорию людей: соц.педагог по работе с инвалидами; по работе с беженцами; по работе с подростками девиантного поведения и др.
Специализация может быть связана и с местом работы: школьный соц.педагог; соц.педагог учреждения дополнительного образования и др.
Послевузовское профессиональное образование, нацеленное на научно-исследовательскую д-ть, осуществляется в высших учебных заведениях или научных учреждениях через аспирантуру и докторантуру и предполагает подготовку кандидатской или докторской диссертации.
36. Влияние мезофакторов на социализацию человека.
мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
Средства массовой коммуникации (СМК) в той или иной мере оказывают относительно направляемое влияние на социализацию. Отметим лишь два аспекта этого влияния. Во-первых, СМК весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование у них ценностных ориентаций в сфере политики, экономики, идеологии, права и пр. Во-вторых, СМК фактически представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения.
СМК (печать, кино, телевидение, интернет) все чаще используются и в процессе социально контролируемой социализации.
Субкультуры влияют на отношения ее носителей к миру и с миром, на их самоосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т.п.
Субкультурное влияние проявляется через следование моде, использование жаргона, что оказывает “прямо организующее влияние на речь, стиль, построение образов у носителей субкультуры” (М.Бахтин). Субкультурное влияние на социализацию подростков идет также и через те музыкальные пристрастия, которые им свойственны..
Осуществляя социальное воспитание, педагоги должны, как минимум, иметь представление об особенностях тех субкультур, с которыми сталкиваются их воспитанники, и характерных чертах подростково-юношеской субкультуры.
Особую роль в социализации играет тип поселения. В сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Поскольку жителей немного, связи между ними достаточно тесны, все знают всех и про всех.Все это приводит к тому, что даже школа, по причине ее тесной интегрированности в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений значительно меньше, чем городская.
Для города характерен слабый социальный контроль поведения человека .
Город предоставляет возможность широкого выбора кругов и групп общения. В современном городе ребенок является членом многих коллективов и групп.
Для города характерно многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных ориентаций. Юный горожанин не только видит и знает различные стили жизни, но и имеет возможность “примерять” их на себя. В целом роль города в социализации определяется тем, что он предоставляет каждому горожанину потенциально широкие возможности выбора кругов общения, систем ценностей, стилей жизни, а следовательно, и возможностей самореализации и самоутверждения.
Поселок – это специфический для России тип поселения. Поселок – абсолютно или относительно территориально-ограниченная концентрированная форма расселения людей: а) эмансипированных от сельского образа жизни, б) не укорененных в городском образе жизни.
Нормы жизни в поселке имеют свои особенности. Здесь еще большая, чем в деревне, открытость жизни каждого человека и одновременно довольно жесткая обособленность каждого.В то же время жизнь каждого настолько зависит от норм среды, что противопоставить себя ей практически невозможно. Поэтому молодежь здесь мало рефлексивна, мало склонна к эмоционально глубоким дружеским отношениям. Главное для подростков – раствориться в “стае”, найти свою “заводь”. Общий уровень культуры определяет и содержательный уровень общения – как правило, прагматичный, сугубо событийный, информационно бедный.
Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу – микрофакторы. К ним относятся факторы непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум.