Понятие, сущность и основная идея здоровьесберегающей технологии
Современная система образования свою главную задачу видит в том, чтобы вооружить ребенка определенной системой знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе и самореализации. В соответствии с различными современными технологиями обучения происходит наращивание объема информации, ускорение темпа обучения, включение информационных продуктов в образовательный процесс, что может негативно сказаться на физическом и психическом самочувствии учеников.
Для решения проблемы сохранения здоровья детей педагогу самому необходимо владеть приемами и технологиями здоровьесбережения.
Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убедили педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья молодежи, создание условий для повышения качества образования, и в этих целях наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, студентов и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:
· реальной нагрузки содержания образования;
· использование эффективных методов обучения;
· повышение удельного веса и качества занятий физической культурой;
· организация мониторинга состояния здоровья молодежи;
· улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
· рационализация досуговой деятельности молодежи и т.д.
На этой основе разрабатываются и апробируются перспективные модели здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях различных типов и видов. Была разработана и апробирована федеральная междисциплинарная программа «Здоровье», ориентированная на школьников 1-11 классов.
Здоровье детей – это состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Выделяют следующие причины возникновения проблем со здоровьем у современных школьников:
· ухудшение экологической обстановки;
· плохие материально-технические условия;
· употребление наркотиков, алкоголя, табачных изделий;
· отсутствие навыков здорового образа жизни;
· неэффективность профилактических мероприятий;
· недостаточная сформированность мышления детей на момент поступления в школу;
· недостаточный уровень физической и психической зрелости;
· существует также проблема слишком большой учебной нагрузки учащихся. Большое количество учебных занятий, конкурсная система, экзамены, соревнования создают нервно-психическую перегрузку, с которой ребенок не всегда может справиться.
· чрезмерная интенсификация учебной деятельности из-за внедрения в практику школьного обучения инновационных педагогических программ и методов;
· значительное увеличение продолжительности аудиторных занятий и объема домашних заданий;
· недостаточная двигательная активность и т.д.
Это далеко не полный перечень причин возникновения различных проблем в сфере здоровья учащихся. Некоторые из названных проблем обусловлены внешними, а другие внутренними факторами развития. Задача современной школы состоит в том, чтобы сформировать у школьников потребность вести здоровый образ жизни.
В настоящее время в стране появились «Школы здоровья», ориентированные на реализацию здоровьесберегающих технологий. Такая школа работает в одну смену в режиме триместров с особым графиком каникул (дозированное распределение учебных недель: 5-6 учебных недель – недельные каникулы, две недели – новогодние каникулы, летние каникулы). Работа строится по 5-ти дневной (в гимназических классах по 6-ти дневной) рабочей неделе.
Образовательные учреждения, занимающиеся вопросами здоровьесрережения ориентируются на:
· оказание учащимся медицинской помощи;
· проведение диспансерных осмотров;
· ведение работы по профилактике острых и хронических заболеваний учащихся;
· мониторинг состояния физического здоровья учащихся;
· психологическое сопровождение учащихся;
· организация отдыха и оздоровления детей;
· физическое образование и физическое воспитание;
· образовательный курс для учащихся по вопросам охраны и укрепления здоровья;
· проведение просветительской работы среди родителей по вопросам сохранения здоровья детей;
· ведение паспортов здоровья школы и ученика;
· создание условий для индивидуального подхода к личности ребёнка с учётом состояния его здоровья;
· выполнение санитарно-гигиенических норм и правил;
· организацию правильного питания;
· организацию правильного режима дня;
· использование здоровьесберегающих педагогических технологий;
· профилактику детского травматизма.
Оздоровительные задачи реализуются через полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические занятия, особую организацию быта, создание фитомодулей, атмосферы образовательного учреждения и т.д.
Рассмотрим более подробно технологию реализации здоровьесберегающих подходов к организации учебно-воспитательного процесса.
1. Диагностические исследования состояния здоровья учащихся.
В состав группы, занимающейся диагностикой физического и психического здоровья школьников, могут входить медицинские работники, психологи, социальный педагог, учитель-логопед, учителя физической культуры, заместители директора.
Диагностика здоровья должна быть комплексной и может включать разные методики. Проводится анализ медицинских карт учащихся (выявляются хронические заболевания, наследственные проблемы и т.д.), учитывается количество пропущенных по болезни дней, рассматриваются особенности организации учебно-воспитательного процесса в зависимости от возрастных особенностей детей и т.д. Диагностика психического здоровья (его составляющих) учащихся, осуществляется по следующим методикам – социометрии, экспертной оценки адаптированности ребенка к школе, тестам тревожности и др.
В результате в школе создается информационная база, включающая сведения: о состоянии здоровья (его динамики по годам обучения) школьников, методиках анализа качества образовательных услуг с позиции здоровьесбережения (усвоения знаний о здоровье и ЗОЖ; гигиенических умений; ценностного отношения к здоровью). Также в данном банке имеется научный материал о здоровье, ЗОЖ, индивидуальной культуре здоровья человека, о сущности ценностного отношения к здоровью, условиях его сохранения. Большое значение придается созданию комплекса целевых программ (учебных и опытно-экспериментальных) и методической копилки учебно-воспитательных проектов по сохранению и укреплению здоровья, воспитанию индивидуальной культуры здоровья школьников и педагогов.
2. Организация режима дня школьников.
Режим дня детей – порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток.
Рационально построенный режим способствует оптимальной работоспособности, предупреждает утомление, укрепляет здоровье учащихся. В основе режима дня лежит условно-рефлекторная деятельность. Со временем она приобретает характер динамического стереотипа, подготавливая организм к выполнению определенной деятельности в конкретное время и, значит, облегчает выполнение этой работы. С ростом и развитием ребенка режим дня претерпевает изменения в соответствии с другими интересами, ритмом жизни, что носит диалектически обусловленный характер. Режим дня считается правильным, если в нем предусмотрено достаточно времени для всех видов деятельности ребенка, в соответствии с гигиеническим регламентом.
Основными компонентами режима дня являются: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки), учеба в школе и дома, игровая деятельность по интересам, отдых по интересам, личная гигиена, питание.
Можно выделить распределение режимных моментов для младших школьников в часах в течение суток.
1. Учебные занятия для детей 7-8 лет должны занимать не более 4-х часов, для детей 9-11 лет – 5-6 часов.
2. Игры и спортивные занятия на воздухе для детей младшего школьного возраста – 3 – 3,5 часа.
3. Внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия по интересам, свободное время – 1-2 часа.
4. Утренняя гимнастика, закаливание, питание – 2-2,5 часа.
5. Учебная работа дома – 1-2 часа.
6. Сон – 10-11 часов.
Для 6-летних детей следует установить продолжительность уроков до 30 минут и 35 минут соответственно в первом и втором полугодии, а после 2-3 уроков необходимо проводить занятия в виде организованных спортивных игр и развлечений на воздухе. В середине же третьей четверти, наиболее длительной и утомительной, желательно провести недельные каникулы. Подобная организация учебной деятельности необходима и для некоторых 7-летних детей. Трудные уроки в расписании необходимо чередовать с легкими, а статические с динамическими. В понедельник и субботу расписание облегчается за счет уменьшения количества часов и включения в него более легких уроков. Не рекомендуется ставить в расписание подряд несколько предметов, предусматривающих одинаковый вид деятельности.
Эффективными приемами повышения работоспособности на уроке являются физкультурные минутки. Физиологически обосновано использование на 12-15 минуте урока упражнений, улучшающих мозговое кровообращение, мелкие статические упражнения. На 20-25 минуте рекомендуется применять массаж рук и т.д.
При построении рационального режима дня следует учитывать биоритмы функционирования организма. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга определяется в периоды:
1) 9-12 часов (в эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма; поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на 2—3 уроках)
2) 16-18 час.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2—4 уроках в середине учебной недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
Большое внимание в режиме дня уделяется разным видам отдыха (как активного, связанного с переключением на другой вид деятельности, так и пассивного). Разновидностью пассивного отдыха, обеспечивающего полноценное восстановление клеток коры головного мозга, является сон.Хроническое недосыпание ухудшает функциональное состояние коры головного мозга, является основой для формирования неврозов, вегетососудистых дистоний, снижает умственную и физическую работоспособность. Особенно этот негативный эффект проявляется у ослабленных детей.
Особое беспокойство исследователей вызывает вопрос утомления школьников на уроке. Утомление - естественное следствие учебной деятельности и играет определенную биологическую роль для организма. Прежде всего, это защита от переутомления, т. е. истощения организма и, кроме того, утомление стимулирует восстановительные процессы и повышает функциональные возможности организма. О начале развития утомления свидетельствует: снижение продуктивности труда (увеличение числа ошибок и неправильных ответов, удлинение времени выполнения рабочих операций), появление двигательного беспокойства, снижение внимания, нарушение дыхания, сердцебиение, ухудшение самочувствия. Признаки утомления возникают позднее, если школьник находится в благоприятных условиях.
В состоянии переутомления у школьника значительно уменьшаются защитные свойства организма, он становится восприимчив к любым неблагоприятным воздействиям. Кратковременный отдых не дает стойкого эффекта. Необходим длительный отдых, а иногда и комплексное восстановление (отдых, полноценное питание, лечебная гимнастика, плавание, сон, медикаменты). Если такие мероприятия не предпринимаются и продолжается учеба на фоне переутомления, то развивается невроз с вовлечением в патологический процесс других систем организма. Развитию переутомления способствуют нарушение санитарно-гигиенических условий учебной деятельности, несоответствие режима труда и отдыха индивидуальным особенностям детей и подростков. В настоящее время предельная недельная учебная нагрузка составляет в начальной школе 20-25 часов.
3. Организация специальных занятий по формированию у школьников здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни–гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных принципах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижения активного долголетия (международный терминологический словарь «Санитарное просвещение»). Большую роль в этом играет способность человека овладеть искусством здоровой жизни, уметь укреплять свое здоровье.
Теоретическую и научную основу здоровьесбережения заложили русские физиологи И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский и другие. Хотя основы здорового образа жизни были в самом укладе жизни русского народа (физические нагрузки, умеренное питание (с соблюдением постов), баня, система закаливания и т.д.), что помогало растить здоровых и крепких детей, которые могли выносить все невзгоды и трудности.
В настоящее время проблема формирования здорового образа жизни тесно связана с предупреждением, профилактикой вредных привычек и поведения, которые оказывают разрушительное влияние на физиологическое и психическое здоровье школьников и имеют серьезные социальные и морально-психологические последствия. К таким вредным привычкам относится курение, употребление алкоголя, наркотиков, ранняя половая жизнь, сексуальная распущенность. Задача школы и общества по формированию здорового образа жизни – привитие негативного отношения к такому образу жизни, его категорического неприятия, а также утверждение в сознании школьников социально одобряемых ценностей и поведения, которое не вредит здоровью.
В последние годы было введено понятие «культура здоровья» личности, подразумевающее определенное отношение человека к себе, к окружающим людям, к природе и своему здоровью.
Культура здоровья - неотъемлемая часть общей культуры человечества. Современные дети ведут малоподвижный образ жизни. Движение подменяют многочасовым сидением у телевизора, компьютера. Гиподинамия - это не просто недостаток движения, это своеобразная болезнь, которую можно охарактеризовать так: "Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности".
Однако следует отметить, что на развитие организма негативно влияют и чрезмерные физические нагрузки, особенно у ослабленных детей, что приводит к перенапряжению всех систем организма, понижению сопротивляемости инфекциям.
Выделяют три уровня формирования культуры здоровья:
1. Профилактический. Данный уровень построен на информировании школьников о здоровом образе жизни, вреде вредных привычек и т.д. Однако программы, построенные только на теории вопроса, не оказывают должного положительного влияния.
2. Образовательный. На данном уровне происходит не просто знакомство с проблемой, но и принятие ребенком определенного решения на основе полученных сведений.
3. Радикально-политический. Включает в себя содействие становлению здорового образа жизни. Иногда требуется изменение внешних обстоятельств, для того, чтобы помочь ребенку в принятии правильного с точки зрения здоровья решения[30].
В работе со школьниками большими возможностями в укреплении здоровья обладают уроки физической культуры (но только если учителя учитывают индивидуальные особенности учащихся, а не ориентируют школьников на достижение высоких спортивных достижений) и природоведения (когда в рамках отдельных тем можно вести разговор о влиянии леса, водоемов и т.д. на здоровье человека). Эффективными в работе с детьми младшего школьного возраста являются проблемные ситуации и задания, затрагивающие интересы детей, предлагающие альтернативные решения. При этом следует предлагать детям не только негативные примеры, а по большей части позитивные, сопровождая их стихами, фильмами, различными иллюстрациями, которые могут иметь эмоциональное воздействие на школьников.
Для воспитания твердого убеждения в необходимости сохранения и укрепления собственного здоровья можно предложить учащимся вести «Дневник здоровья», где ребенок запишет сведения о себе (вест, рост, группа крови, перенесенные заболевания, телефон педиатра и т.д.), но и будет ежедневно отмечать свое самочувствие (отличное, удовлетворительное или неудовлетворительное). В конце недели будет подсчитываться количество дней с хорошим и неудовлетворительным самочувствием, проводиться анализ ситуации. Таким образом, у детей развиваются процессы самонаблюдения, самоанализа для корректировки собственного образа жизни.
Внеурочная деятельность обучающихся должна строиться с учетом задач здоровьесбережения. Основные направления:
· спортивно-оздоровительная деятельность (спортивные секции, соревнования, Дни здоровья и т.д.);
· туристко - краеведческая работа (экскурсии, походы в лес и т.д.);
· санитарно - просветительская деятельность (классные часы, тематические родительские собрания, работа санитарных постов, выпуск газет и др.);
· профилактическая работа (беседы с разными специалистами);
· социально-психологическое (диагностика, индивидуальные консультации для детей и родителей).
3. Создание фитомодулей, фитобаров.
Фитомодуль - это набор определенных растений, способных поддерживать здоровый микроклимат школьных помещений.
Фитомодуль выполняет несколько функций:
· очистки воздуха от вредоносных бактерий;
· насыщения воздуха фитонцидами (профилактика простудных заболеваний и заболеваний дыхательных путей);
· создания эстетически комфортной среды.
В фитомодуль входят только полезные, лекарственные растения, очищающие воздух или насыщающие его фитонцидами. За последнее десятилетие отклонения в состоянии здоровья детей становятся все более распространенными и более выраженными. Среди них особо выделяется группа так называемых «школьных болезней», которые формируются под влиянием школьных факторов риска.
Лекарственные комнатные растения помогают нейтрализовать или хотя бы сгладить эти факторы.
Некоторые растения поглощают углекислый газ, другие — пыль, а третьи способны убивать бактерии. Например, для поглощения углекислого газа и выделения кислорода особенно хороша сансивиерия, она же — известный нам «тещин язык» и неприхотливый, выносливый хлорофитум. Прекрасно озонирует воздух и кофейное дерево. Фитонциды герани успокаивают нервы, улучшают сон, облегчают состояние людей, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта, печени, желчного пузыря. Рекордсменом растительного мира по очистке воздуха является хлорофитум. Ученые проводили эксперимент: поместили в небольшую освещаемую камеру растения нескольких видов и закачали туда газы, загрязняющие воздух. Наиболее «работоспособным» оказался хлорофитум. За сутки он полностью очистил камеру от всех вредных примесей. Если добавить в горшок с хлорофитумом активированного угля, он заработает еще эффективнее.
Интерьерные растения в детских учреждениях предназначены не только для создания декоративно-эстетического эффекта и очищения воздуха, но и для развития у детей навыков ухода и наблюдения за ними.
В школах растения размещают в вестибюле, классах, кабинетах, столовой, коридорах. Активно используют вертикальное озеленение, стационарные цветочницы, аквариумные сады и флорариумы. При подборе видов растений руководствуются не только их способностью очищать воздух, насыщать его фитонцидами, но и привлекательностью и неприхотливостью, географическим и экологическим разнообразием. В школе растения могут стать и объектом изучения.
Также в некоторых школах организуют фитобары, в которых детям предлагают витаминные чаи из различных лекарственных растений. Чаще всего заваривают липовый чай, чай из листьев смородины, облепихи и т.д. При этом в отдельных школах организуют сбор материала для фитобара самими детьми в период летней пракики.
4. Организация предметной - пространственной среды в школе.
Исследователи предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях (Е.А. Екжанова, Т.С. Комарова, Е.А. Пелих, О.В. Цаплина и др.) отмечают, что в современных условиях среда часто бывает перегружена, недостаточно продумано выделение зон для разнообразных видов деятельности детей. Перегруженность предметной среды не позволяет детям сосредоточиться на чем-то одном, чем хотелось бы заниматься, развивает рассеянность, притупляет наблюдательность и вызывает нервные перегрузки и переутомление.
Интерьер кабинета должен быть из экологически чистых материалов, комфортным для учащихся, соответствовать преподаваемому предмету (к сожалению, не во всех учебных заведениях придается значение данному требованию, помещения чаще всего универсальны) и т.д. Принцип природосообразности, существующий в педагогике и предполагающий осуществление учебного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей и ориентируясь на природу, на естественность, в данном случае предполагает не только соблюдение цветовой гаммы помещения (что тоже очень важно), но и наличие предметов, которые оказывали бы положительное влияние на эмоциональный фон занятия и климат помещения (например, присутствие цветов, растений, картин, аквариума с рыбками и т.д.). Большое значение для здоровья учащихся в плане организации предметно-пространственной среды в школе имеет гигиеническая уборка помещений, что не позволяет развиваться бактериям и улучшает самочувствие школьников.
Многие педагоги, физиологи предлагают различные варианты разрешения проблемы сохранения здоровья школьников: пересмотр содержания образования, учебных программ, учебников, построение обучения на ценностно - антропологической основе, персонифицированное образование, создание психолого-педагогического комфорта в школе, оптимизация двигательной активности и модернизация системы физического воспитания школьников. За последние годы появились работы, в которых проблему сохранения психосоматического здоровья школьников предлагается решать через валеологизацию образования - валеологическое обеспечение образовательной деятельности, валеологическое образование школьников и учителей, создание атмосферы валеологической комфортности, валеологически обоснованное физическое воспитание учащихся и т.п.
Список использованной литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект пресс, 1999. – 376 с.
2. Афанасьев В.В. Социально-педагогические технологии: Учебное пособие. – Рязань: Издательство «Литера М», 2010. – 196 с.
3. Басов Н. Ф., Басова В. М., Кравченко А.Н. История социальной педагогики. – М.: Академия, 2005. – 256 с.
4. Белозерцев Е.П. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей // Советская педагогика, 1982. № 9. – С. 84-89.
5. Беннер Д. Педагогика между модернизацией и кризисом новых тенденций / Д. Беннер // Alma Mater. Вестник высшей школы. – 2009. – № 8. – С. 55-64.
6. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Исследования в области образования: проблемы управления качеством: монография [Текст] / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – Москва, РАО, 2007. – 150 с.
7. Берталанфи Л. Общая теория систем – критический обзор // Исследования по общей теории систем: Сборник переводов / Общ. ред. и вст. ст. В. Н. Садовского и Э.Г. Юдина. – М.: Прогресс, 1969. С. 23-82.
8. Богуславский М.В. Инновационный потенциал разработки теории содержания образования и образовательных технологий (в отечественной педагогике второй половины ХХ века). М.: ИТИП РАО, 2008. – 130 с.
9. Борытко Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования. Волгоград, 2001. – 46 с.
10. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы: Пособие – М.: Аргус, 1994. – 207 с.
11. Бочкина Н.В. Образовательные технологии: особенности развития и значение в подготовке педагога // Подготовка специалиста в области образования: Технологии образования. Вып. V. Спб., 1997. С. 9
12. Виктор Александрович Штофф и современная философия науки, Изд. Санкт-Петербургского университета, 2007. – 464 с.
13. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. 1-е изд.: М.: Прогресс, 1990. – 719 с.
14. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь коллектива. М.: Просвещение, 1978. - 168 с.
15. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М.: Флинта, 1998. – 201 с.
16. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов /А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – 4-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 200 с.
17. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: СИНТЕГ. – 668 с.
18. Новикова Л.И. Концептуальные основы теории воспитательных систем / Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова // Современные концепции воспитания: Материалы конференции. Ярославль: Изд.-во ЯИПКПРО, 2000. –148 с.
19. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982. – 256 с.
20. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
21. Роджерс К.Р., Фрейберг Дж. Свобода учиться / пер. с англ. М.: Смысл, 2002. – 527 с.
22. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах / М. И. Рожков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2002. – 160 с.
23. Рубинштейн C.Л. Избранные философско-психологические труды / Отв. ред.: А.В. Брушлинский, В.А. Кольцова. – М., 1996. – 462 с.
24. Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе. Учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений / В.М. Сафронова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.
25. Селезнева Н.А. Социальные нормы по качеству развития человека как цели образования и самообразования: Тез. докл. междунар. науч.-метод. конф. – Уфа, 1993. – С. 7-8.
26. Сергеева В.П. Проектно-организаторская функция учителя в воспитательной деятельности: Монография. М., ЦГЛ, 2004. – 128 с.
27. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования / И.И. Фришман. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 160 с.
28. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992. – 429 с.
29. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 63 с.: ил. (Серия «Новые стандарты»).
30. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентностный подход к моделированию последипломного образования // Теория и практика последипломного образования: Сб.науч.статей / Под ред. проф. А.И. Жука. – Гродно: ГрГУ, 2003. – С. 256-260.
31. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 186 с.
32. Черняева Т.Н. Детский оздоровительный лагерь как условие позитивной социализации детей и фактор профессионального становления студентов педвуза // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. – 2008. – Т. 1. – № 1-2. – С. 83-93.
33. Чистякова С.Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения школьников / С.Н. Чистякова, П.С. Лернер, Н.Ф. Родичев, Е.В. Титова. М.: Новая школа, 2004. – 112 с.
34. Шаврина О.Ю. Формирование педагогической рефлексии в подготовке будущего учителя: автореф. дис.. канд. пед. наук. Уфа, 2000. – 19 с.
35. Шадриков В.Д. Линостные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вестник Ярославского государственного университета. – 2006. – № 1. – С. 15-20.
36. Шевкун А.В. Коммуникативная компетентность как средство социальной адаптации студентов первого курса: Автореферат канд. пед. наук / А.В. Шевкун. – Чита, 2007. – 19 с.
37. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.education-medelle.com/articles/detskie-mezhdunarodnie-lagerya.html
38. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Пионерский_лагерь
39. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.glavsprav.ru/spb/vpo/spravki/vpo/4/
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.trn.ua/articles/3041/
Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. М.: Изд. Центр «Академия», 2006
Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебн. пособие для высших учеб. заведений / В.М.Сафронова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007, С. 162 – 173.
Сергеева В,П., Подымова Л.С. Инновации в образовательном процессе: учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов высш. учебн. заведений. – М.: УЦ «Перспектива». 2012. – 182 с.
Управление инновационными проектами: Учебное пособие / Под ред. проф. В.Л.Попова. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 336 с.
Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник.— М.: ИНФРА-М,2008.—368 с.
Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. – М. – Воронеж, 1998.
Безруких М.М. Здоровье детей и школьные факторы риска.// Здоровье детей.-2005.- № 17, 18, 19.
Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. – М., 2000.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. № 6. 1966.
Гринченко (Сергеева) И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. – М., 2008.
Гросс К. Душевная жизнь ребенка. – Киев, 1996.
Игры для интенсивного обучения / под. ред. В. В. Петрусинского. – М., 1991.
Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская4 Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 288 с.
Подымова Л.С., Сергеева В.П., Сороковых Г.В. Интерактивные методы в обучении воспитании в системе общего, среднего и высшего профессионального образования: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЕЗАУРУС, 2011. - 248 с.
Теоретические основы воспитания: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина и др.; под ред. В.П. Сергеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 272 с.
Методика воспитательной работы: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина и др.; под ред. В.П. Сергеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2015 – 368 с.
Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина и др.; под ред. В.П. Сергеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 320 с.
PS. Прошу вас выставить все источники по алфавиту.
Приложение № 1