Целостность процесса обучения
Характеристика процесса обучения, как целостность системы
Целостность процесса обучения
В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды. Целостность способна возникнуть на одном этапе их развития и исчезнуть на другом.
Аспекты целостности педагогических объектов:
1) Целостность является как закономерное свойство учебного процесса. Она объективно существует постольку, поскольку существует в обществе школа, сам процесс обучения. Единство преподавания и учения, единство содержательной и процессуальной стороны этого процесса (В. Краевский).
2) В реальной педагогической практике, целостность процесса обучения специально и целенаправленно формируется, конструируется. Единство образовательной, развивающей и воспитательной функции. Все эти три функции находятся в сложных переплетающихся связях.
Системность и комплексность процесса обучения
Система — это множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегративными свойствами и закономерностями.
Обучение содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства педагогической коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебной и другими видами деятельности и поведения учащихся.
Системообразующими понятиями процесса обучения как системы выступают цель обучения, деятельность учителя, деятельность учащихся и результат.
Процесс обучения рассматривается в дидактике, как деятельность, и потому в нем четко просматриваются:
· анализ исходной ситуации, определение и постановка цели обучения и принятие ее учащимися;
· планирование работы, отбор содержания и средств достижения цели — предъявление нового фрагмента учебного материала разными способами и его осознанное восприятие;
· исполнение обучающих и учебных операций, организация учебной работы учителя и учеников (организация и самоорганизация учащихся при применении нового учебного материала до оптимального его уровня в данных условиях);
· организация обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала и самоконтроль;
· анализ и самоанализ, оценка результатов обучения;
· подготовка и работа учащихся вне школы.
ИЛИ
Охарактеризовать процесс обучения как систему можно, только проследив эту систему в ее динамике, т.е. выявив каким образом изменяется ее состав , в соответствии с ее функциями.
Целостность процесса обучения
В педагогической науке пока нет однозначной трактовки этих понятий. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды. Целостность способна возникнуть на одном этапе их развития и исчезнуть на другом.
Аспекты целостности педагогических объектов:
3) Целостность является как закономерное свойство учебного процесса. Она объективно существует постольку, поскольку существует в обществе школа, сам процесс обучения. Этот аспект находит отражение в инвариантных характеристиках учебного процесса. Например, для процесса обучения, взятого в его абстрактном понимании, такими характеристиками являются единство преподавания и учения, единство содержательной и процессуальной стороны этого процесса (В. Краевский).
4) В реальной педагогической практике, целостность процесса обучения специально и целенаправленно формируется, конструируется. Вариативной, конструируемой характеристикой процесса обучения в данной ситуации выступает уже единство образовательной, развивающей и воспитательной функции. Все эти три функции находятся в сложных переплетающихся связях.