Упражнение описано М. А. Чеховым в технике актера: Чехов М. А. Литературное наследие: В 2-х т. М.: Искусство. 1995. Т. 2. С. 183
Выберите одну атмосферу. Попробуйте сделать в соответствии с ней только один жест. Какие «картинки» возникают? Какие обстоятельства? Меняется ли атмосфера? От жеста перейдите к простому физическому действию.
Объединитесь парами, один ведущий (остается в своей атмосфере), другой ведомый (почувствовать атмосферу партнера, делать в ней свое физическое действие или помочь ведущему).
Было. Конечно, сложные «обстоятельственные» атмосферы вроде штурма Белого дома, хотя много об этом говорили и смотрели по телевидению, не получились. И не должны были, они требуют не только «состояния души», но и ума — знаний. Что касается лунной ночи, то ее выбрали почти все, а кто не выбрал сразу, захотел быть ведомым и переключился в нее. Почему?
Есть связи и противоречия в механизмах атмосферы и действия. Обстоятельства «материализуют» атмосферу, а действие иногда разрушает ее. Не все обстоятельства можно проговорить. В старом замке есть полумрак, сырость, сквозняки, эхо, странные запахи и необъяснимые страхи. Но есть что-то еще, не переводимое в слова. Может быть, это смирение перед многовековой историей, которое не зависит от знаний, но влияет на физическое самочувствие, на дыхание, на тело, может быть, это наши мистические страхи. Цель, действие — опасные слова для сохранения почти мистического, а не физического самочувствия. С ним нужно обходится осторожно.
Атмосфера — это окраска, интонация события. К сумме предлагаемых обстоятельств здесь добавляется эмоциональная память каждого участника. Память ощущений развивается вместе с развитием органов чувств, а как развивать страстность, склонность к отчаянию, безумный оптимизм? Перевоплощение — это присвоение ассоциативного ряда, реакций организма, способа думать. Это много труднее, чем поступки. А мы начинаем навязывать действие, ведь поступки раскрывают нам человека. Так нас учили. И все остается мертвым, на уровне партитуры физических действий, вне мышления, вне реактивности—восприятия.
25.11.93
Пробую помочь студентам попасть в атмосферу.
Даю сложную физическую нагрузку до изнеможения. После этого лежат на полу и учащенно дышат. Добиваемся не только расслабления тела, но и освобождения сознания. Прошу представить на внутреннем
экране голубое небо без единого облачка, если мысль — облако — возникает, то нужно проследить, как оно уплывает с экрана. Безмыслие. Постепенно как будто черная туча наползает и закрывает собой все небо — экран, ничего не видно. Только отсвет чего-то в глубине. Что это? А! Оказывается мы в подвале, и там, за углом горит мутная лампочка, почти ничего не освещающая. Пойдем к ней. Спускайтесь осторожнее, здесь ступеньки;
По отзывам студентов, после выполнения им удалось попасть в подвал почти до галлюцинаций, услышать затхлые запахи, ощутить сырость, у И. от страха вспотели ладони. А самое главное, что у всех появилась цель — зачем они здесь.
02.03.94
План. Читать незнакомый текст и одновременно в уме определить, какой по счету будет в алфавите буква «К» (концентрация вн-имания — два сильных объекта мышления).
Идти по кругу босиком и по команде ведущего «менять» почву под ногами: горячий песок, битое стекло, вода, снег (переключение сенсорно-моторного внимания).
Выбрать «почву», где лучше всего помнятся ощущения, например вода, идти по воде долго, должны возникнуть обстоятельства, цель, действие.
Память на пластический рисунок (парами). Ведущий любым способом задает пластический рисунок (танец, физические действия), ведомый повторяет, точность выполнения в повторении не только физического движения, но и в «обезьяничаньи» настроения, самочувствия, атмосферы, то есть обстоятельств, в которых находится ведущий.
Было. Первое упражнение превратилось в веселую игру — «кто больше текста прочтет и запомнит, пока досчитает до заданной буквы». Значит, упражнение не годится, оно не трудное, а, следовательно, не тренирует концентрации внимания.
Переключение из одной «почвы» под ногами в другую мы делаем часто и давно, но обстоятельства стали возникать от одного только заданного физического совсем недавно. Раньше выбирали для себя «трудную» «почву», например, битое стекло. Мне кажется, это от того, что там легче наиграть, показать, как «мне трудно идти, как я порезал ступню — вот и действие». Сейчас действительно выбирают то, что сегодня вспомнилось лучше всего (зимой — снег).
Пластический рисунок повторить легко, а уловить настроение ведущего, атмосферу события, его мысли, чувства — гораздо труднее. О. повторяла за С. и расплакалась, хотя ведущий не плакал. Оказывается, он едва сдерживался, а О. удержаться от слез не удалось. Это маленькая победа, ради которой стоит делать упражнение. Кстати, О. точно не знала, от чего она заплакала. Она говорит: «От какого-то ощущения горя».
03.03.94
По кругу: бежать, скакать на одной ноге, идти на корточках вперед и назад, прыжками вверх на двух ногах. Все это делать, читая вслух любые стихи. У некоторых при выполнении возникли обстоятельства: прыгаю от радости, иду на корточках и читаю стихи, потому что хочу привлечь к себе внимание и т. д.
Выбрасывать строчки стихотворения из тела. Они сопротивляются. Гневно изгнать их. Топать ногами, трясти головой, вытряхивать их из рук, из ног, из плеч.
Две половинки тела (граница — позвоночник) живут отдельной самостоятельной жизнью. Например, X. придумал, что одна половина — старик, другая — молодой, К. — одна половинка тела «зовет», другая — «сопротивляется», одна — любит, ласкает, другая — дерется, отталкивает.
26.04.94
Опускается потолок, удержать его, сколько удастся.
Поднимается балка над головой, уцепиться за нее и не дать подняться (сильное напряжение во всех мышечных группах).
Лежим на полу. Дыхание «сат—нам». Вдох — произносим «сат» почти без звука, выдох — «нам». С каждым вдохом втягиваем солнечный свет, с выдохом — выбрасываем черноту из тела. Наполниться солнечным светом.
Вам снится сон: вы превращаетесь в тигра, ваше «Я», с вашими мыслями, чувствами, обстоятельствами в данный момент превращается в тигра. Жить в этом сне. Очень острое упражнение.
28.04.94
«Я» — Буратино, все тело напряжено, оно «деревянное». Вытряхнуть напряжение из тела, начиная с рук, затем плеч, головы, ног со словами — «руки-руки...», «плечи-плечи...» и т. д.
Ощутить легкость в теле. Нет костей. Тело— пушинка на ветру. Летать. Переключение дыхания: дышу, сдвигая шкаф; дышу под ледяным душем; в сауне. Побыть в сауне.
29.04.94
Лечь в круг, широко расставив ноги, соединить свои стопы со стопами партнеров, а кисти рук с кистями соседей по кругу. Это энергетический круг. Дышать в едином быстром ритме, с выдохом на «ж-ж». Наполнить позвоночник светом и теплом.
Быстро вскочить, идти по кругу. Пробовать «центр тяжести» в разных частях тела: в плече, в макушке, в копчике, перед грудью. Что меняется? Их общий ответ: каждый раз получается новый человек.
30.04.94
Найти психологический жест' (ПЖ) к фразам: «Прийти к заключению», «Порвать отношения», «Ухватить идею».
Найти ПЖ звукам — «А», «О», «У», «Ц».
Найти ПЖ монолога (монологи из своих ролей). Найти ПЖ начала монолога, середины, финала. Прочесть монолог без слов при помощи ПЖ.
* * *
Как видно из этих записей, тренинг на том курсе стал делом систематическим и обязательным. Хотя я еще не требовала у студентов осмысления, записей и анализа упражнений. Однако, как выяснилось потом, многое они запомнили и применяют в своих разминках перед спектаклями или в работе над ролью. Но многое и забылось, осталось, может быть только в памяти организма, но этого мало. Потому что они не смогут сознательно и профессионально обрести форму, если вдруг возникнет перерыв в актерской работе, и организм тоже забудет натренированные в процессе обучения навыки. Осмысление требуется для будущей самостоятельной работы над собой. Дневники тренинга, придуманные в процессе обучения следующего набора студентов, помогут не забывать ничего из вплетенного в сознание в студенческие годы.
Главная задача тренинга 4-го курса заключается в создании индивидуальных программ тренинга для каждого. После окончания