Актуальность исследования. В культурной жизни общества любительский театр играет важную роль
В культурной жизни общества любительский театр играет важную роль. Она заключается в сохранении нравственных и эстетических устоев и традиций, которые присущи культуре нашей страны, в воспитании бескорыстного служения любимому делу, чувства коллективизма. На сегодняшний день к данным аспектам социально-культурной жизни требуется особое внимание.
Произошедший в конце XX столетия ряд социальных преобразований и экономических потрясений, приведший российское общество к деморализации, размыванию и утрате корневых основ русской художественной культуры, искусства, народного творчества, к созданию» благоприятных условий для развития форм художественного творчества, ориентированных на получение наибольшей материальной выгоды, что проявилось в падении общего уровня нравственности общества, в торможении процессов выявления и развития самобытного потенциала народа, в утрате национальных традиций и фольклорных форм творчества.
В сложившейся ситуации становится особенно актуальным возрождение, сохранение и развитие народного художественного творчества, в частности, русского любительского театрального творчества, как процесса и результата благоприятного воздействия на духовный мир человека, формирования чувства принадлежности к своему народу, сохранения нравственных норм и образцов, выработанных предшествующими поколениями. Театральное творчество, как один из наиболее действенных видов жизнедеятельности человека, в силу своей эмоциональности и возможности непосредственного одномоментного воздействия на массовую аудиторию, способно оказывать значительное влияние на его духовный и нравственный выбор. Это обстоятельство актуализирует разработку проблемы культурной диверсификации русского любительского театрального творчества как специфического рода человеческого познания и созидательной деятельности, удивительного синтеза создания разума и эмоций, уникального средства гармонизации бытия мира человека в истории.
Театральное любительское искусство прошло путь от периода разрозненности и нестабильности до огромной структуры, которая охватывает большую часть территории современной России, дает жизнь профессиональному театру, но, при этом находится, как и все российское культурное пространство, в состоянии кризиса. Такая ситуация возникла в результате изменений социально-политических, экономических и культурных обстоятельств. Наблюдающиеся тенденции в культуре нашей страны ведут к распаду традиционных, устоявшихся идеалов, ценностей и норм, что вынуждает искать новые выходы для обновления современных культурных форм бытия.
Любительский театр во многом определил судьбу драматургии и актерского искусства в России, участвуя в становлении и формировании русского национального театра. Выдающиеся реформаторы сцены – Ф.Волков, М. Щепкин, Н.Гоголь, К. Станиславский, Вл. Немирович-Данченко, М. Горький, Е. Вахтангов и многие другие начинали свой путь с любительства. Во все времена любительство увлекало людей, независимо от социальной принадлежности, различия мировоззрений, художественных интересов и пристрастий. Любительское творчество становится неотъемлемой частью духовной жизни русского общества.
В традициях активного проведения досуга, существовавших в СССР до 1990-х годов XX века, требовалось непосредственное включение индивида в процесс творчества, что содействовало развитию его личностных способностей. Те формы организации досуга, которые преобладают сегодня, имеют преимущественно пассивный характер, что делает индивида лишь потребителем предлагаемого. Уход от бывшей советской клубной системы ведет к последствиям нарушающим организацию в культуре России, из-за чего становится необходимым изучение и анализ сегодняшнего бытия современной клубной действительности.
Именно любительский театр является тем клубным пространством, где естественно в процессе совместной творческой работы зрителей с актерами, драматургом и режиссером театра по осмыслению драматургического материала и спектакля, складывается уникальная эффективная воспитательная ситуация. Через мощное театральное средство – сопереживание - театр объединяет людей на уровне проживания общего совместного духовного опыта.
Сегодня из всех проблем, связанных с историей русского драматического театра и народной художественной культуры, любительское театральное творчество остается менее всего изученным: проблема заключается не только в игнорирования теоретиками театра сферы «непрофессионального» искусства. Необходимы дальнейшие исследования касающиеся вопросов психологии и творчества, выявления специфики любительского театрального творчества по его возрастным категориям, более углубленное изучение любительского театра в контексте проблем народного художественного творчества. Все это может способствовать всестороннему и более глубокому проникновению в область любительского творчества, в том числе и любительского театрального искусства.