Сущность, содержательная характеристика, структура детского воспитательного коллектива

Коллектив как человеческая общность, образующая систему коллективистических отношений, является ведущим фактором фор­мирования общественной сущности личности и всестороннего раз­вития индивидуальности. В коллективных отношениях отражается характер всей совокупности общественных отношений. Он облада­ет способностью, поддерживая и развивая духовно-нравственные ценности в своих членах, противостоять негативным явлениям, изживать все асоциальное, вредное и наносное. Определение сущ­ности детского воспитательного коллектива дано исследователем творчества А. С. Макаренко И. Ф. Козловым. Он утверждал, что воспитательный коллектив — это научно организованная система нравственно воспитывающей детской жизни. Детский воспитатель­ный коллектив отличается богатством и разнообразием содержа­ния жизни, многообразием видов, форм общественно полезной де­ятельности и общения. Через воспитательный коллектив ребенок входит в жизнь общества. Содержательно коллектив может быть охарактеризован в различных аспектах.

Экономический аспект. В трудовой жизнедеятельности коллек­тива дети знакомятся с тем, что трудящиеся являются хозяевами всех видов общественной собственности. Через трудовой коллектив каждый человек включается в экономические отношения, стано­вится их активным участником. Школьники узнают об экономиче­ских проблемах хозрасчетных предприятий, арендных и подрядных коллективов. Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на предприятиях, в кооперативных коллективах обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого

отношения к труду.

Политический аспект. Через коллектив дети вовлекаются в школьное самоуправление, в борьбу за мир, в проведение полити­ческих кампаний, какими являются выборы в органы власти, пе­репись населения, всенародный референдум, подготовка праздни­ков и фестивалей. Благодаря коллективу, школьники приобщаются

к общественно-политической жизни народа, ценностям углубляю­щейся гласности, открытости, плюрализма и демократии.

Социальный аспект. Детский коллектив проявляет постоянную заботу о жизни, всестороннем развитии и бытовых условиях каж­дого ребенка. Этим закладываются в детях такие черты характера и качества, как стремление к социальной справедливости, согла­сию, гражданственность, гуманизм, инициативность и ответствен­ность. Каждому школьному коллективу необходимо ощущать себя звеном в социальном развитии общества. Коллектив интересуется условиями жизни своих членов в семье, их нуждами, отношениями и делами. Детский коллектив создает школьникам условия для развития способностей и дарований. Дети привыкают видеть в коллективе источник получения социальных благ, работать для него, развивают в себе понимание важности сочетания интересов коллективных и личных.

Нравственный аспект. В воспитательном коллективе возникают условия для понимания ребенком морали как общественного яв­ления. В процессе коллективного труда, организационных зависи­мостей, дружественных отношений школьники осознают общест­венную мораль как ответственность перед друг другом, самим собой, коллективом и обществом. Практика реальных отношений в коллективе убеждает их в необходимости честного товарищества, добросовестного труда, охраны общего достояния и общественного порядка. Коллективная жизнь, сопровождающаяся горячим нрав­ственным убеждением, формирует прочные основы нравственности личности.

Общественно-ценностный аспект. Коллектив — идейное, ценно­стно ориентированное единство людей, для которых организаци­онная структура является средством достижения общих целей. Духовное единство выражается сегодня в общем стремлении к обновлению общественной жизни.

Культурно-эстетический аспект. Сфера духовной жизни коллек­тива — одна из важнейших. Организованное и свободное общение детей в коллективе стимулирует каждого ребенка к накоплению впечатлений, образов, знаний, к содержательному обмену духов­ными ценностями, к повышению эстетического уровня повседнев­ных отношений, к эстетической организации всей жизни и деятель­ности. Особое внимание уделяется художественному творчеству школьников в коллективе как средству содержательного исполь­зования свободного времени детей и развития.

Юридический аспект. Взаимоотношения в детском коллективе затрагивают и правовую сторону жизни. В разнообразных ситуа­циях ребенок учится осознавать не только суть нравственного или безнравственного поступка, но и отличие моральных правил от правовых. В отдельных случаях, переступая через нравственные нормы, он нарушает закон и может быть наказан. Правовое про­свещение, соединенное с практическим освоением детьми в кол­лективе прав и обязанностей, является важным фактором фор­мирования и укрепления их правосознания.

Психологический аспект. Детский воспитательный коллектив является организованной социальной средой, формирующей кол­лективистическую направленность личности. Целеустремленность коллектива рождает здоровый нравственный климат, мажорный тон отношений. Каждый ребенок, добровольно участвующий в об­щих стремлениях и делах, испытывает потребность в коллективном общении, психологическую совместимость с другими детьми в де­ловом и дружеском общении. Детей стимулирует то, что в кол­лективе интересно жить и трудиться, радостно чувствовать свою защищенность и доброжелательность товарищей, получать по­мощь, поддержку инициативы и творческих начинаний.

Организационный аспект. Организация как средство подчине­ния, лишенная духовно-нравственного содержания, всегда вырож­дается в бюрократию и мертвящий формализм. Но духовно-нрав­ственная жизнь людей, ее цели и стремления вне организации остаются не реализованными. Дети интуитивно стремятся к орга­низации. В их педагогически неорганизованной среде стихийно возникают свои лидеры и иерархия отношений, ставящие боль­шинство ребят в трудное подчиненное положение. Вот почему педагогическая организация, наполненная глубоким идейным смыс­лом, ставящая детей в деловые отношения руководства и подчи­нения, взаимной требовательности и взаимопомощи, обогащающая свободное общение, является ведущей воспитательной силой.

Индивидуально-личностный аспект. Психическое развитие, ста­новление духовного мира ребенка требуют периодического уеди­нения,' обособления. Ему необходимо побыть одному для того, чтобы оглянуться вокруг, заглянуть в себя, осмыслить свои отно­шения с окружающим миром. Временное обоснование способствует самоосознанию, формированию внутреннего нравственного мира личности. Духовные богатства—всегда результат творчества, большой внутренней духовной работы по анализу и оценке впе­чатлений жизни и искусства. Уединение — одно из важнейших ус­ловий творчества. Поэтому в воспитательном коллективе дети дол­жны иметь возможность временного обособления.

Педагогический аспект. Воспитательное воздействие и взаимо­действие в коллективе организуются с учетом возрастных и инди­видуальных особенностей детей. Коллектив как педагогическая организация является средством введения детей в жизнь общества. Педагогически организованный коллектив создает возможности для формирования общественно ценной сущности личности и яркой индивидуальности.

В советской социальной психологии разрабатывалась страто-метрическая концепция групповой активности, суть которой в идее деятельностного опосредования межличностных отношений в груп­пе. В социально-психологический эксперимент включаются: содер­жание деятельности коллектива, ее значимые цели и ценности, опосредующие межличностные отношения. Концепция берет нача­ло от макаренковского понимания «...коллектива как группы лю­дей, объединенной общественно значимыми целями деятельно-

сти...»'. А. С. Макаренко различал стадии развития коллектива в зависимости от степени социальной ценности его целей, содержа­ния труда и отношений, уровня дисциплины, организованности деятельности и межличностных отношений. Эти стадии, уровни именуются в психологической теории стратами. В концепции пред­принята попытка рассмотрения педагогической теории коллектива сквозь призму проблем межличностных отношений, психологиче­ской совместимости детей в группе, группового климата, общения, взаимоотношений лидера, типологии групп.

Воспитательный коллектив не просто группа детей, а педаго­гически организованная система отношений. Он,—утверждал А. С. Макаренко,— обладает органами самоуправления и коорди­нирования, уполномоченными представлять интересы всех детей и общества; объединяет школьников общей целью и организацией труда. Он неразрывно связан с другими, прежде всего трудовыми коллективами нашей страны, и стоит на принципиальной позиции мирового единства трудового человечества.

В процессе общественной жизни люди вступают в такие взаи­моотношения, которые требуют от каждого проявления коллекти­вистических качеств. Чтобы воспитывать коллективизм, надо сис­тематически упражнять ребенка в коллективной жизни и деятель­ности. Педагогический процесс необходимо сделать процессом глу­боко содержательной гуманистической организации всей детской жизни в коллективе.

Коллектив необходим и как среда взаимодействия, средство эффективного влияния на детей. Он является формой целостной организации детской жизни, дает возможность оказывать одновре­менно воспитательное влияние на всех детей вместе и на каждую личность в отдельности. Он обладает полезными традициями, раз­витым общественным мнением, возможностью активного воспита­тельного влияния детей друг на друга. Организация воспитатель­ного коллектива в школе и классах как единой целостности явля­ется первоочередной задачей воспитателей.

В структуре детского воспитательного коллектива развиваются общешкольные и первичные коллективы. Общешкольный коллек­тив—единая организация всего учебно-воспитательного учрежде­ния, имеющая общие органы управления жизнью школы. Первич­ные коллективы формируются по возрастному и разновозрастному признакам и действуют в виде учебной группы, бригады, отряда, кружка. Первичный коллектив также имеет органы самоуправле­ния, актив, своих представителей в общешкольных органах. Они являются органической частью, живой клеткой общего коллектива школы. Если в общешкольном масштабе слабо ведется работа по организации воспитательного коллектива, то и первичные не ста­новятся полноценной воспитательной силой. У них не образуются необходимые связи с другими первичными коллективами и обще-

Психологическая теория коллектива/Под ред. А. В. Петровского.— М.: Пе­дагогика, 1979.— С. 20.

ственными организациями, они замыкаются в групповых инте­ресах.

Такое структурное построение детского воспитательного кол­лектива дает возможность учесть возрастные особенности и ин­тересы детей, наладить содержательные взаимоотношения между первичными коллективами старших и младших школьников, а так­же разновозрастными отрядами и группами. Взаимодействие ак­тивизируется в результате шефской работы, совместной деятель­ности ребят в общешкольных органах и кружках, сводных отрядах или бригадах в процессе общественно полезного труда, во время посадки зеленых насаждений, работы на пришкольном участке, по оказанию помощи подшефным организациям, колхозам, совхозам. После выполнения общественно полезных дел временные сводные коллективы расформировываются, но общешкольные связи между старшими и младшими школьниками обогащаются и расширяются.

Наши рекомендации