Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении детей в школе
Методики для исследования агрессивности младших школьников,
Рекомендации по их применению
Условия проведения структурированного наблюдения
(Источник:Семаго М.М.,Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. М., Айрис-пресс, 2004.)
Обязательная договоренность с педагогом или воспитателем о времени и целях посещения психологом класса или группы детей.
Педагог (воспитатель) должен хорошо себе представлять, что другой специалист придет в класс не с целью проверки знаний детей или (что еще более серьезно) проверки его готовности, а совершенно по другому поводу. Это требует от психолога предварительной работы (по крайней мере, беседы) с педагогом, в процессе которой объясняются задачи — просто понаблюдать за тем, как ведут себя дети, а не за тем, как педагог научил их вести себя, посмотреть за их реакциями, за скоростью их утомления и т. п. Удобнее всего это сделать на консилиуме или в неформальной обстановке, однако имеет смысл рассказать о целях своего посещения уроков и на педсовете, чтобы и администрация школы была в курсе.
При этом не нужно, чтобы педагог предупреждал детей о целях визита психолога. Для детей он как бы просто приходит в гости на урок (занятие).
2. «Незаметность» специалиста.
Для достижения этой цели лучше всего сесть на одной из задних парт и не проявлять живого и эмоционального интереса к тому, что происходит в классе, то есть не «включаться» в ход занятия. Максимум, что можно себе позволить - это доброжелательно улыбаться детям.
В случае, если психолог не знаком с детьми, лучше всего заранее, скажем, накануне, прийти в класс (в группу) на перемене и немного пообщаться. Таким образом, снимается эффект «чужого человека». Это достаточно важно, так как в противном случае поведение детей может быть неестественным, они могут принять психолога за проверяющего, что, безусловно, скажется на их поведении и реакциях, по крайней мере, во время первого посещения. Опыт показывает, что дети достаточно быстро привыкают к тому, что рядом с ними иногда сидит психолог, и просто перестают замечать его присутствие.
3. «Неодноразовость» наблюдения.
Хотя, конечно, и однократное наблюдение за небольшим количеством детей может быть вполне информативным, но для задач выделения тех или иных особенностей детей, приводящих к проблемам обучения и/или поведения, однократного наблюдения будет явно недостаточно. В группу риска в таком случае могут не попасть дети, которых просто физически нет на занятии или уроке, а с другой стороны, вполне нормативный, но заболевающий ребенок легко, по косвенным признакам — быстрая утомляемость, раздражительность, низкий уровень психической активности — может попасть под прицел психолога.
Следует заметить, что дело даже не в количестве посещений детей одного и того же класса или группы. Наиболее важно то, что наблюдение должно происходить в различных учебных (жизненных) ситуациях.
Необходимые для наблюдения ситуации:
• Начало учебного дня: 1-2-й уроки.
• Конец учебного дня, 4-5-й уроки.
• Начало недели (четверти).
• Конец недели (четверти).
• Урок физкультуры, урок труда (в обоих случаях информация, получаемая в ходе наблюдения за детьми на этих уроках, крайне важна).
• Начало учебного дня, 1-2-й уроки — контрольная или самостоятельная работа.
• Конец учебного дня, 4-5-й уроки — контрольная или самостоятельная работа.
• Репетиция какого-либо действия.
• Сам праздник или какое-либо выступление.
• Свободное поведение детей на перемене.
• Дети в столовой.
• Дети во время прогулки.
4. Первичные результаты наблюдения удобно регистрировать в заранее приготовленные карты – схемы.
Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении детей в школе
(составлена на основе материалов, представленных в источнике: Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М., Генезис, 2009)
Дата проведения наблюдения ________________ Класс ________________
Условия проведения наблюдения (на уроке, на перемене, на прогулке и т.п.)_________________________________________________________
Характер нарушения поведения | В чем именно проявляется | Ф.И. учащихся, возраст | |||||
Агрессия | Физическая | Ломает предметы | |||||
Рвет книги, тетради | |||||||
Толкает сверстников | |||||||
Бьет руками/ногами сверстников | |||||||
Кусается, щипается | |||||||
Другое (отметить) | |||||||
Вербальная | Произносит нецензурные слова | ||||||
Называет обидным словом (кличкой, прозвищем и т.п.) | |||||||
Кричит | |||||||
Другое (отметить) | |||||||
Аутоагрессия | Кусает, щипает себя | ||||||
Выдергивает волосы | |||||||
Другое (отметить) | |||||||
Вспыльчивость | В физических действиях | Неожиданно для всех бросает предметы | |||||
Неожиданно для всех может разорвать книгу, тетрадь | |||||||
Неожиданно для всех может выбежать из класса | |||||||
Другое (отметить) | |||||||
В речи | Неожиданно для всех может нагрубить | ||||||
Неожиданно для всех может накричать | |||||||
Другое (отметить) | |||||||
Негативизм | В физических действиях | Все делает наоборот | |||||
С трудом включается в коллективную работу | |||||||
В речи | Говорит «Не хочу», «Не буду», «Нет» | ||||||
Отказы | Отказывается от интересной для всех деятельности | ||||||
Конфликтность | Сам провоцирует конфликт | ||||||
Отвечает конфликтно на конфликтные действия других | |||||||
Не учитывает желаний и интересов других сверстников |
Критерии оценки:0 – проявления отсутствуют; 1 – проявления слабо выражены; 2 – проявления умеренно выражены, наблюдаются периодически; 3 – проявления сильно выражены, наблюдаются постоянно