Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении детей в школе

Методики для исследования агрессивности младших школьников,

Рекомендации по их применению

Условия проведения структурированного наблюдения

(Источник:Семаго М.М.,Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. М., Айрис-пресс, 2004.)

Обязательная договоренность с педагогом или воспитателем о времени и целях посещения психологом класса или группы детей.

Педагог (воспитатель) должен хорошо себе представлять, что другой специалист придет в класс не с целью проверки знаний детей или (что еще более серьезно) проверки его готовности, а совершенно по другому поводу. Это требует от психолога предварительной работы (по крайней мере, беседы) с педагогом, в процессе которой объясняются задачи — просто понаблюдать за тем, как ведут себя дети, а не за тем, как педагог научил их вести себя, посмотреть за их реакциями, за скоростью их утомления и т. п. Удобнее всего это сделать на консилиуме или в неформальной обстановке, однако имеет смысл рассказать о целях своего посещения уроков и на педсовете, чтобы и администрация школы была в курсе.

При этом не нужно, чтобы педагог предупреждал детей о целях визита психолога. Для детей он как бы просто приходит в гости на урок (занятие).

2. «Незаметность» специалиста.

Для достижения этой цели лучше всего сесть на одной из задних парт и не проявлять живого и эмоционального интереса к тому, что происходит в классе, то есть не «включаться» в ход занятия. Максимум, что можно себе позволить - это доброжелательно улыбаться детям.

В случае, если психолог не знаком с детьми, лучше всего заранее, скажем, накануне, прийти в класс (в группу) на перемене и немного пообщаться. Таким образом, снимается эффект «чужого человека». Это достаточно важно, так как в противном случае поведение детей может быть неестественным, они могут принять психолога за проверяющего, что, безусловно, скажется на их поведении и реакциях, по крайней мере, во время первого посещения. Опыт показывает, что дети достаточно быстро привыкают к тому, что рядом с ними иногда сидит психолог, и просто перестают замечать его присутствие.

3. «Неодноразовость» наблюдения.

Хотя, конечно, и однократное наблюдение за небольшим количеством детей может быть вполне информативным, но для задач выделения тех или иных особенностей детей, приводящих к проблемам обучения и/или поведения, однократного наблюдения будет явно недостаточно. В группу риска в таком случае могут не попасть дети, которых просто физически нет на занятии или уроке, а с другой стороны, вполне нормативный, но заболевающий ребенок легко, по косвенным признакам — быстрая утомляемость, раздражительность, низкий уровень психической активности — может попасть под прицел психолога.

Следует заметить, что дело даже не в количестве посещений детей одного и того же класса или группы. Наиболее важно то, что наблюдение должно происходить в различных учебных (жизненных) ситуациях.

Необходимые для наблюдения ситуации:

• Начало учебного дня: 1-2-й уроки.

• Конец учебного дня, 4-5-й уроки.

• Начало недели (четверти).

• Конец недели (четверти).

• Урок физкультуры, урок труда (в обоих случаях информация, получаемая в ходе наблюдения за детьми на этих уроках, крайне важна).

• Начало учебного дня, 1-2-й уроки — контрольная или самостоятельная работа.

• Конец учебного дня, 4-5-й уроки — контрольная или самостоятельная работа.

• Репетиция какого-либо действия.

• Сам праздник или какое-либо выступление.

• Свободное поведение детей на перемене.

• Дети в столовой.

• Дети во время прогулки.

4. Первичные результаты наблюдения удобно регистрировать в заранее приготовленные карты – схемы.

Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении детей в школе

(составлена на основе материалов, представленных в источнике: Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М., Генезис, 2009)

Дата проведения наблюдения ________________ Класс ________________

Условия проведения наблюдения (на уроке, на перемене, на прогулке и т.п.)_________________________________________________________

Характер нарушения поведения В чем именно проявляется Ф.И. учащихся, возраст
         
Агрессия Физическая Ломает предметы          
Рвет книги, тетради          
Толкает сверстников          
Бьет руками/ногами сверстников          
Кусается, щипается          
Другое (отметить)          
Вербальная Произносит нецензурные слова          
Называет обидным словом (кличкой, прозвищем и т.п.)          
Кричит          
Другое (отметить)          
Аутоагрессия Кусает, щипает себя          
Выдергивает волосы          
Другое (отметить)          
Вспыльчивость В физических действиях Неожиданно для всех бросает предметы          
Неожиданно для всех может разорвать книгу, тетрадь          
Неожиданно для всех может выбежать из класса          
Другое (отметить)          
В речи Неожиданно для всех может нагрубить          
Неожиданно для всех может накричать          
Другое (отметить)          
Негативизм В физических действиях Все делает наоборот          
С трудом включается в коллективную работу          
В речи Говорит «Не хочу», «Не буду», «Нет»          
Отказы Отказывается от интересной для всех деятельности          
Конфликтность Сам провоцирует конфликт          
Отвечает конфликтно на конфликтные действия других          
Не учитывает желаний и интересов других сверстников          

Критерии оценки:0 – проявления отсутствуют; 1 – проявления слабо выражены; 2 – проявления умеренно выражены, наблюдаются периодически; 3 – проявления сильно выражены, наблюдаются постоянно

Наши рекомендации