Областного лагеря старшеклассников
Диагностика процесса коллективообразования в отрядах подростков и старшеклассников загородных детских центров
Тимонина Л.И.
Руководитель психологической службы
областного лагеря старшеклассников
«Комсорг»
Давно утихли споры ученых и педагогов-практиков о том для чего и как надо формировать детский коллектив. Все сошлись во мнении, что группа высокого уровня развития, с гуманистическими ценностями оказывает положительное воспитательное влияние на личность. Чтобы детская группа развивалась, педагогу необходимо знать этапы развития группы, показатели групповой сплоченности, владеть методикой создания коллектива.
Особое значение проблема формирования и развития детских групп приобретает в условиях загородных детских центров, где все процессы коллективообразования идут очень интенсивно. Удовлетворенность детей пребыванием в лагере непосредственно связана с положением ребенка в группе, с уровнем развития групповой сплоченности.
Работа по формированию и развитию коллектива в загородных детских центрах должна строиться на основе использования научно обоснованных методов и приемов работы. Одним из направлений деятельности педагога является диагностика уровня развития детской группы, положения в группе каждого ее члена и на этой основе определение проблемных зон развития, перспектив и путей работы педагога с группой.
В Областном лагере старшеклассников им. А.Н.Лутошкина «Комсорг» проблемами коллективообразования и отбора наиболее эффективных методов диагностики занимались в течение многих лет. Л.И.Уманский, А.Н.Лутошкин, Р.С.Немов, А.Л.Уманский, А.Г.Кирпичник, В.П.Ижицкий.
Сегодня диагностика процессов коллективообразования в лагере проводится трижды на протяжении смены: после окончания организационного периода, то есть на 4-5 день смены; в середине смены; на заключительном этапе смены. Такая периодичность позволяет видеть динамику развития отрядов и итоги, то есть конечный уровень развития группы.
Для диагностики отобраны методики, которые позволяют получить максимальное количество информации при минимальных временных затратах детей и взрослых. Одновременно решается задача самоанализа и осознания ребятами особенностей своего отряда, перспектив его развития.
В «Комсорге» используется следующий пакет методик: «Социометрия», «Мой отряд» и «Методика эмоционально-символических аналогий» А.Н.Лутошкина. Эти методики могут использоваться не только для старшеклассников, но и для подростков.
«Социометрия» позволяет анализировать особенности эмоциональной и деловой структуры малой социальной группы. Социометрическая структура группы – это иерархия статусов всех членов группы. Статус – позиция, нормы и правила поведения, которые предписано соблюдать данному человеку в данной группе. Количественно статус измеряется числом положительных выборов членов группы. Статус можно рассматривать как некоторое выражение привлекательности, симпатичности личности для других. Чем выше статус человека в группе, тем более привлекателен он для других.
На основе социометрии можно выделить три основные статусные группы:
1. Популярные, среди которых есть и «социометрические звезды» – это люди, набравшие наибольшее количество положительных выборов. Как правило, это эмоциональный или деловой центр группы;
2. Средние, или принимаемые члены группы, имеющие хотя бы один выбор;
3. Непринимаемые (пренебрегаемые, отверженные), не имеющие положительных выборов.
Педагогу необходимо определить, какие статусы преобладают в группе, есть ли среди высокостатусных «звезды» и отверженные, чем можно объяснить такое положение. Если в группе много непринимаемых это говорит о низком уровне развития группы, возможно, что группе грозит распад. Если в группе много членов имеют средний статус, то, скорее всего, группа находится на этапе формирования. Наличие в группе нескольких «звезд», которые не имеют взаимных выборов говорит о том, что между ними возможна борьба за лидерство, что может отрицательно сказаться на положении внутри группы. Педагогу необходимо либо дать возможность каждому из них занять положение в группе, на которое они претендуют, создать условия для того, чтобы они себя проявили, либо в ситуации деятельности устроить «публичное соревнование» с признанием победителей.
Исходя из полученных данных можно формулировать задачи связанные с изменением статуса отверженных на более благоприятный. Надо помнить, что популярность в группе зависит от уровня интеллектуального развития, от внешней привлекательности, адекватности самооценки, от уровня тревожности, социальной привлекательности, то есть отношения к другим, от способности к сопереживанию, к эмпатии, от стиля общения, жизненных целей, социальных ценностей, успешности в каком-либо виде деятельности. На основе анализа полученных данных, определения причин низкого статуса можно подбирать педагогические средства, влияющие на его изменение. Например, если причиной низкого статуса является низкая самооценка и высокая тревожность, а как следствие замкнутость или агрессивное поведение, то необходимо найти пути повышения самооценки и снятия тревожности. Это может быть создание ситуации успеха.
Необходимо особое внимание уделить работе со «звездами» и теми, кто имеет средний статус. Хорошо если статус деловой «звезды» совпадает со статусом «звезды» эмоциональной. Это положительно влияет на организованность и психологический климат в группе. Если между «звездами» есть взаимные выборы, это положительно влияет на ситуацию в группе.
Отсутствие в группе «звезд» вынуждает педагога занять позицию лидера и одновременно работать в направлении выявления и поддержки потенциальных лидеров.
Необходимо определить совпадает ли статусная структура группы и формальная организационная структура. Совпадение делает группу более сплоченной.
Важно знать основные ценностные ориентации «звезд». Давать возможность занять в группе лидирующее положение людям и микрогруппам с гуманистическими ценностями. При этом осознавать наличие возможности, что реальными лидерами могут стать те, кто имеет асоциальные ценности. В такой ситуации необходимо особое внимание уделить предупреждению этого.
Для получения полной картины необходимо проанализировать наличие во всей группе взаимных выборов. Взаимные эмоциональные выборы говорят о стабильности и благоприятной обстановке в группе. Их отсутствие говорит о том, что группа пребывает в состоянии конфликта, для группы характерна низкая групповая эмпатия, для ее членов – эмоциональная неудовлетворенность.
Социометрия позволяет увидеть имеющиеся микрогруппы, положение каждого в них, лидеров и связи между микрогруппами. На основе наблюдений надо выяснить по каким принципам образованы микрогруппы, что объединяет их членов, как организованы отношения внутри микрогрупп и c теми, кто не входит по какой-то причине в них.
Дополнить социометрическую картину можно с помощью методики «Мой отряд». Эта методика позволяет определить уровень развития основных показателей групповой сплоченности.
· организационное единство проявляется в наличие авторитетного и полномочного центра – актива, в наличии взаимодействия, сотрудничества между членами группы, в способности группы к согласованию действий, степени самостоятельности в принятии решений, стремлении к сохранению группы как целого, отношении к новичкам и т.д.;
· психологическое единство - это единство интеллектуальное, эмоциональное и волевое. Интеллектуальное единство определяется единством мнений, общей осведомленностью о возможностях группы, взаимопониманием в процессе деятельности, стремлением находить общий язык. Эмоциональное единство характеризуется общей эмоциональной атмосферой, микроклиматом в группе, преобладанием определенного настроя (мажорного, приподнятого или пессимистического, подавленного), стремлением членов группы к сопереживанию событий, явлений. Волевое единство проявляется в способности группы преодолевать препятствия, трудности, быть настойчивыми, целеустремленными, доводить дело до конца. Единая воля группы выражается и в способности каждого сдерживать свои чувства, когда этого требуют интересы дела;
· подготовленность группы связана с наличием опыта совместной деятельности, уровнем знаний, навыков в том или ином виде групповой работы;
· направленность деятельности определяется наличием определенных групповых ценностей, интересов, запросов группы, наличием и принятием членами группы общей цели.
На основе анализа полученных данных можно увидеть проблемы, то есть показатели, которые в группе на момент диагностики, развиты недостаточно, и наметить пути решения проблем.
Для оценки общего уровня психологического развития коллектива с целью осознания ребятами реальной ситуации и перспектив ближайшего роста может использоваться методика эмоционально-символической аналогии, которая предполагает самоаттестацию коллектива. Основным средством получения информации здесь выступают суждения членов коллектива. Критериями для оценки коллектива выступают целостные, эмоциональные образы символы, подобранные с учетом социально-психологических особенностей детей подросткового и юношеского возраста («Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел»).
Обсуждая характеристики символов, ребята определяют, на какой ступени развития находится их коллектив и решают на какую ступень он может подняться в ближайшее время, намечают что для этого надо сделать. Таким образом, происходит формулирование общих целей и путей их достижения, программа дел и начинаний, реализация которых может служить средством для успешного продвижения к вершинам социально-психологического совершенствования.
Социометрия.
Цель: выявление межличностных отношений и положения каждого ученика в коллективе.
Для успешного проведения исследования нужна спокойная, деловая обстановка. Педагог четко объясняет задание, которое предлагается выполнить ребятам.
Инструкция: ответьте на вопрос: кого из членов группы вы хотели бы пригласить к себе на день рождения в первую, во вторую и в третью очередь; или кому из ребят ты мог бы доверить свою тайну в первую, во вторую и в третью очередь. Для выявления положения в сфере деловых отношений можно предложить следующее задание: наша группа идет в поход. Кому из ребят ты бы поручил организацию этого дела в первую, во вторую и в третью очередь. Листочки с ответами необходимо подписать.
Обработка данных: полученные данные могут быть занесены в таблицу. По вертикали записываются под номерами фамилии всех членов изучаемой группы (как правило, по алфавиту, сначала мальчики, затем девочки), по горизонтали - только их номера. На соответствующих пересечениях цифрами 1, 2, 3 обозначают тех, кого выбрал испытуемый в первую, во вторую и в третью очередь.
Далее переходим к обозначению взаимных выборов. Если среди тех, кто его выбрал, есть ребята, которых он выбрал сам, то это значит, что у него с этим человеком взаимный выбор. Этот взаимный выбор на основной таблице результатов обводится кружком.
№ | Кто выбирает кого | ||||||||||
Андреев Белых Варнавин Вежов Долбухин Бобкова Вахмянина Табова Труничева Шабаева | |||||||||||
Количество полученных выборов Из них взаимных | - |
После того как зафиксированы все выборы, приступаем к их суммированию. Подсчитываем по вертикали количество полученных выборов каждым и количество взаимных выборов, полученных ребенком. Чтобы яснее представить положение каждого члена группы составляется круговая диаграмма (3 расположенных один в другом круга). В первом центральном круге располагаются ребята, получившие 6 и более выборов, во втором круге - 3 - 5 выборов, в третьем 1 - 2 выбора, и за кругом остаются дети, не получившие ни одного выбора. Таким образом, ребята, оказавшиеся в 1 и 2 кругах, занимают благоприятное положение в группе, а учащиеся 3 круга и особенно те, кто оказался за кругом имеют неблагоприятное положение среди сверстников.
На такой схеме мальчиков удобнее обозначить треугольниками, а девочек - кружочками. В центре каждой такой фигурки ставится № члена группы, которым он был обозначен в общей таблице результатов.
Кроме того на круговой диаграмме можно обозначить стрелками первые (или взаимные) выборы. Составляя схему, постарайтесь так расположить кружочки и треугольники, чтобы стрелки не пересекались.
В результате получается рисунок, дающий весьма наглядное представление о положении каждого ребенка в структуре взаимоотношений.
Мой отряд.
Инструкция: Подпишите фамилию, имя, название отряда. Внимательно прочитайте слова, написанные на бланке. Вам необходимо оценить ваш отряд. Будьте искренними. Если вы считаете, что ваш отряд очень дружный, то ставите знак "+" или галочку в первой графе, под цифрой 2, если вы считаете ваш отряд скорее дружным, чем нет, то ставите свой значок во второй колонке, под цифрой 1, если ваш отряд нельзя назвать дружным, но и недружным он не является, то поставьте значок в третьей колонке, под цифрой 0, если отряд скорее не дружный, чем дружный, значок должен стоять в четвертой колонке, под цифрой "-1", если совсем недружный, под цифрой "-2". Таким образом, в каждой строке должен стоять один знак. Такую работу вам необходимо проделать с каждой строкой.
-1 | -2 | |||||
дружный | недружный | |||||
смелый | трусливый | |||||
добрый | злой | |||||
приятный | неприятный | |||||
серьезный | легкомысленный | |||||
активный | пассивный | |||||
организованный | разболтанный | |||||
настойчивый | ненастойчивый | |||||
справедливый | несправедливый | |||||
теплый | холодный | |||||
Сообразительный | несообразительный | |||||
инициативный | безинициативный |
Обработка полученных результатов. Для удобства лучше перенести все ответы ребят на один бланк. Подсчитывается среднее количество баллов по каждой паре качеств в строке (баллы начисляются в соответствии со шкалой). Далее рисуется график. Кроме того, можно определить уровень развития основных показателей групповой сплоченности. Для этого необходимо найти среднее арифметическое между парами: 1 и 7 строка – организованность, 2 и 8 – волевое единство, 3 и 9 – отношение личности к коллективу, 4 и 10 – эмоциональное единство, 5 и 11 – интеллектуальное единство, 6 и 12 – групповая направленность.