Проектная деятельность как основополагающая технология образовательной общественной организации
Проектирование как социальная технология рассматривается и используется в современном российском обществе как направление государственной политики. Проектная деятельность направлена на обеспечение преобразования, изменения существующего социально-экономического состояния с целью создания экономической и социальной реальности нового качества.
Качественные изменения в системе образования также связываются с разработкой и реализацией проектов как российского масштаба (ПНП «Образование»; комплексный проект модернизации образования), так и других инновационных проектов на уровне регионов, городов, образовательных учреждений, образовательных сообществ и др.
На современном этапе развития общества, который характеризуется необычайной подвижностью и изменчивостью, начинает доминировать проектный тип культуры. Он становится одним из центральных культурных механизмов преобразования действительности [18].
Педагогическое проектированиепонимается в настоящее время достаточно широко, как:
§ новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности (А.П. Тряпицина);
§ прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е.С. Заир-Бек);
§ способ нормирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности (Н.А. Масюкова);
§ ценностно-ориентированная, глубоко мотивированная, высокоорганизованная, целенаправленная профессиональная деятельностьпо изменению педагогической действительности (О.Г. Прикот);
§ практико-ориентированная деятельность, целью которой является создание новых, не существующих в практике, образовательных систем и видов педагогической деятельности (учебные программы, учебники, методические пособия и др.).
В Интернет-версии словаря педагогических терминов понятие «педагогический проект» трактуется следующим образом:
- комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете и ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации;
- разработанные система и структура действий для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий. [http://www.iro.yar.ru:8101/partners/zro/spr/slov1.htm].
Социальное проектирование направлено на позитивное преобразование социальной среды, на создание новых форм общественной жизни, имеет образовательное воздействие на участников, является продуктом коллективной деятельности ее участников.
Создание самой образовательной общественной организации, по сути, является социально-педагогическим проектом, и этот вид проектирования становится основополагающим в ее деятельности.
Проектирование можно рассматривать как: -специфический вид деятельности ОО, направленный на создание проекта как особого вида продукта; - научно-практический метод изучения и преобразования действительности (метод практико-ориентированной науки); - управленческую процедуру.
Неформальное образование, осуществляемое общественным объединением, опирается на концепции и программы. Основной технологией деятельности ОО является проектирование. Характеризуя социальное проектирование общественных молодежных организаций, И.И. Фришман дает следующие образные определения:
концепция – описание основного смысла деятельности ОО – это ее «визитка»;
программа – описание определенного направления деятельности организации – это «компас» и «карта»;
проект – описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных шагов по ее реализации – это «стрела, попавшая в цель» [36].
Проект – это средство управления деятельностью, конкретная и выполнимая форма для организации.
Образовательные проекты общественных организаций, как правило, имеют социально-педагогический характер, привлекают внимание к актуальной педагогической проблеме не только самих педагогов, но и других заинтересованных участников, а также предполагают включение в реальную практическую деятельность по разрешению этой проблемы сил всех участников.
Технологические особенности проектной деятельности базируется на ее основополагающих идеях [25, 31, 36].
Идея о направленности образовательной деятельности на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием участников проекта, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.
Стержнем проектирования является связь замысла с воплощением. Именно эта связка составляет суть ответственности за предмет и результат деятельности.
Среди основных условий применения метода проектоввыделяют [9, 13].: существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания и способов деятельности; значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная, социальная); применение исследовательских (творческих) методов при проектировании; структурирование этапов выполнения проекта; самостоятелньуюя деятельность участников в ситуации выбора.
Структура образовательного проекта включает несколько этапов.
1. Выбор темы проекта (проблемы) и определение состава участников рабочей группы.
2. Определение возможных путей решения проблемы и выбор одного из них.
3. Разработкаструктуры образовательного проекта: постановка и описание проблемы, на решение которой направлен проект; определение цели и задач проекта; разработка технологии выполнения проекта (определение основных этапов и методов решения задач проекта); определение прогнозируемых результатов, соотносимых с целью проекта (краткосрочных и долгосрочных, рассчитанных на длительную перспективу).
4. Распределение видов деятельности среди участников проекта в соответствии с их интересами, квалификацией и возможностями. Определение сроков выполнения отдельных этапов.
5. Характеристика и способ оценки полученных результатов (продуктов деятельности).
6. Материально-техническое обеспечение проекта.
7. Проведение анализа: что получилось, что не получилось и почему?
Продукты проектной деятельности образовательной ОО могут быть самыми разными: концепции, программы, пособия для педагогов и учащихся, конференции, семинары, олимпиады, конкурсы, массовые мероприятия и акции и др. В Приложении 2 представлены результаты проектной деятельности СПб ОО «Федерация экологического образования». В Приложениях 3 и 4 приведена технология двух успешно реализованных СПб ОО ФЭО образовательных проектов.
Таким образом, проектирование является средством управления и деятельности организации. Принципы построения деятельности, заложенные в проекте, позволяют более эффективно использовать ресурсы, организовывать совместную деятельность, опираясь на конкретные ожидаемые результаты. Проект – наиболее конкретная и выполнимая форма в работе образовательной общественной организации.