Характеристика учебных программ
1. Содержание учебного процессаопределяется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации.
Учебный план — это документ, определяющий:
• продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;
• полный перечень предметов, изучаемых в начальной школе;
• распределение предметов по годам обучения;
• количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;
• количество часов в неделю на изучение каждого предмета.
В учебном плане находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, намеченные цели, концепция формирования содержания. Он разрабатывается на основе требований государственного стандарта.
Может быть несколько вариантов учебного плана.Их составляют на основе типового (базисного, базового) плана с учетом
• типа школы,
• возрастных возможностей детей,
• объема учебного времени,
• соблюдения принципов последовательности и доступности. Самостоятельный выбор школами учебных планов — шаг к демократизации и гуманизации. Этот документ школа утверждает на совместном заседании педагогического и родительского советов. Индивидуальное обучение школьниковосуществляется по отдельным учебным планам.
2. На основе учебного плана составляются учебные программы по предметам. Учебная программа содержит:
• объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учеников, рекомендуемых формах и методах обучения;
• тематическое содержание изучаемого материала;
• ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов;
• перечень основных элементов содержания;
• указания по реализации межпредметных связей;
• перечень учебного оборудования и наглядных пособий;
• рекомендуемую литературу.
В связи с углублением процессов дифференциации разрабатываются альтернативные варианты учебных программ.В любом учебном заведении сегодня могут применяться одновременно несколько вариантов программ по одному и тому же предмету, которые предлагаются для усвоения в соответствии с интересами и возможностями учеников.
Учебники и пособия
Значение учебника
Учебные пособия
Содержание учебных дисциплин раскрывается в учебниках Учебник представляет собой изложение и характеристику содержания учебного предмета в соответствии с программой. Учебник ~ главный источник знаний по учебному предмету. От качества учебников зависит успешность усвоения знаний школьниками Основными признаками хорошего учебникаявляются:
• доступное научное изложение, формирующее у ученика логичность, доказательность мышления, познавательную активность и интересы;
• ведущая роль теоретических положений, определяющих- систему и характер практических навыков и умений;
• удачный подбор фактов, пояснений, примеров, иллюстраций позволяющих усвоить содержание научного материала;
• интересные упражнения, практические работы, задания на сообразительность, пытливость мысли;
• хорошее оформление;
• соответствие учебника школьной программе.
Может быть несколько учебников по одному и тому же предмету, которые излагают одну и ту же программу по-разному; в них применяются различные методы анализа материала разные средства и приемы доказательств, упражнения, примеры.
Учебные пособия - печатные, графические, изобразительные и другие материалы, предназначенные для обеспечения наглядного восприятия изучаемых предметов и явлений, облегчения овладения двигательными умениями и т.д. К ним относятся:
• словари и справочники,
• таблицы,
• карты и картины,
• макеты,
• модели и муляжи,
• коллекции минералов,
• микроскоп и различные физические приборы,
• простейшие измерительные и чертежные инструменты, ' геометрические тела и фигуры и т.д.
Наряду с учебными пособиями, специально изготовленными, в обучении применяются и натуральные объекты, предметы техники, наборы инструментов и т.п. К учебным пособиям относятся также книги.
Оснащение образовательного процессаотносится к компетенции образовательного учреждения