Уровень учебного материала
Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ.
Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, обязательно соответствующий по своему содержанию и структуре учебной программе по предмету. Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством образования Российской Федерации для всех школ страны.
Структура учебника включает в себя текст и внетекстовые вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавление, указатели.
Билет №10
Структура и содержание Государственного образовательного стандарта
Понятие Стандарта означает норму, образец, мерило.
Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала
ГОС - основной федеральный документ, в котором отражены:
1. Минимум содержания образования
2. Требования к уровню подготовки
3. Минимальный и максимальный объем нагрузки
Компоненты ГОС
1. Федеральный (устанавливается государством, утверждает неизменные нормативы)
2. Региональный (утверждается субъектами РФ; возможно менять раз в три года)
Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования включают:
- описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;
- требования к минимально необходимой такой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;
- максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения.
3. Компонент образовательного учреждения
Функции ГОС
1. Функция управления связана с возможностью реорганизации существующей системы контроля и
оценивания качества результатов обучения.
2. Оценочная
3. Функция социального регулирования (обеспечения права на полноценное образование)
4. Функция сохранения единства образовательного пространства (единые требования для всех уровней подготовки)
5. Функция гуманизации образования связана с утверждением с помощью стандартов его личностно-развивающей сущности.
6. Повышение качества образования призвана фиксировать минимально необходимый объем содержания образования и задавать нижнюю допустимую границу уровня образования.
Принципы разработки ГОС
1. Гуманизации
2. Фундаментализации образования
3. Сочетания содержания общего и профессионального образования
4. Исторической преемственности
5. Соотнесенности с передовым зарубежным опытом
6. Системности (предполагает обеспечение системного единства проектирования ГОС ВПО в
контексте непрерывного образования)
7. Соответствия целей (образовательных программ, выраженных в ГОС, институциональным целям
системы образования, согласуя их по замыслу, преемственности и соподчиненности)
8. Федерализма (предусматривает сохранение единства образовательного пространства на
территории России с реализацией региональных особенностей содержания образования и академических свобод субъектов образовательного процесса)
9. Контролируемости (сформулированных в ГОС ВПО целей образовательных программ и
требований к уровню подготовки выпускников)
10. Стимулирования инновационных процессов (предполагает развитие образовательной системы за
счет создания условий для стимулирования инновационных процессов в содержании образования, методах и средствах обучения)
Требования к ГОСа
1. Должен учитывать состояние социокультурной среды, потребности и возможности заинтересованных сторон и приниматься на основе их согласия;
2. Учет потребнотей общества и учащихся
3. Возможность проверки конечного результата, который заложен в стандарте
4. Четкое выделение методов, форм и средств обучения
5. Учет структуры образовательного учреждения
6. Согласованность стандартов разного уровня.
7. должен быть ориентирован на нормирование конечного результата обучения;
8. должны соблюдаться согласованность и преемственность стандартов поступления и областям образования;
9. содержание и структура стандарта должны быть функционально полными с точки зрения задач развития личности в школе в целом и на каждой ступени образования в соответствии с ее спецификой;
10.своей структурой и содержанием стандарт должен отразить баланс интересов и компетенции государства, региона, школы, которые исходят из приоритета личности учащегося, учета его склонностей, способностей и интересов;
11.описание единиц содержания образования в стандарте должно быть оптимизировано до уровня, позволяющего сохранить их целостность, системность и полноту с точки зрения целей образования;
12.должен способствовать нормализации учебной нагрузки учеников;
13.форма представления стандарта должна учитывать разные категории пользователей;
14.должен быть технологичным, рассчитанным на возможность инструментальной проверки;
15.в стандарт могут включаться нормы, которые прошли достаточную проверку практикой учебного заведения.
Структура ГОСа
1. Пояснительная записка: (которая определяет общую идеологию стандарта, основные концептуальные положения, объясняет его структуру и содержание)
• идеи, на которых построен стандарт
• цели стандарта
2. Базисный учебный план: (дает представление о структуре и содержании общего среднего образования, фиксирует комплекс основных нормативов)
• соотношение региональных и федеральных компонентов стандарта;
• соотношение вариативной и инвариантной (неизменной) частей образования;
• продолжительность обучения (общую и по каждой ступени);
• недельную нагрузку по обязательным и факультативным занятиям;
• максимальную недельную нагрузку;
• количество часов, финансируемых государством
3. Характеристика (стандарты) образовательных областей (профилей)
(в школе все делится на профили, а также дополнительные профили)
4. Характеристика методов, форм, средств контроля достижения цели