Роль внимания в учебном процессе
Великий русский педагог К.Д Ушинский назвал внимание единственной дверью, через которую изучаемый материал проникает в человеческое сознание. Внимание определяет состояние организма, его готовность воспринимать, его настроенность. Возбудить и постоянно поддерживать внимание - одна из важнейших задач лектора.
Внимание является начальной ступенью понимания. При возникновении внимания происходит разделение реального и воображаемого, возникают предположения и догадки. Организация внимания и наблюдения есть одно из главных условий успеха обучения.
Если преподавателю удастся привлечь внимание студентов к предмету изучения, то это значит, что он добился половины успеха. Внимание необходимо для восприятия, осмысления, понимания, воображения, усвоения, запоминания, воспроизведения и для творческой фантазии.
Внимание является регулятивной функцией мыслительной деятельности.
Внимание при обучении помогает осмыслению поставленных задач, их решению и проверке.
В учебном процессе распространено как произвольное, так и непроизвольное внимание. Для высшей школы наиболее существенное значение имеет произвольное, самоуправляемое внимание. Любой акт учебной деятельности ставит определённые цели и задачи. Студенту поэтому всегда надлежит прилагать волевые усилия, чтобы организовать свою сосредоточенность при рассмотрении тех или иных положений. Учебный процесс требует, чтобы произвольное внимание, подкреплённое целью, интересами и мотивами переходило в непроизвольное и более широко охватывало умственную деятельность. Важным учебным качеством внимания является его устойчивость, без чего не может быть продуктивного осмысления материала.
К серьёзным нарушениям в учебном процессе приводят рассеянность, провалы и разбросанность внимания, связанные с непроизвольным переключением и отвлечением его от данной учебной или научной деятельности. Весьма ценным качеством организации умственной работы является сознательное, волевое переключение, т.е. управление собственным вниманием, умение сосредоточиться.
Этому способствует интерес, мотивы, воспитание воли, создание оптимального ритма умственной деятельности и внешних благоприятных условий обучения. Развитию внимания способствует также аналитико-синтетический характер занятий, организация контроля и самоконтроля. Внимание тесно связано с эмоциональным состоянием студентов, с порядком, организацией работы и эстетическим воздействием обстановки.
Непрерывное внимание, его отвлечение часто зависит не только от нашего желания, но и от силы впечатлений, их новизны, неожиданности, т.е. от всего того, что называется захватывающим впечатлением. Условием усиления внимания в процессе обучения служат ясность и чёткость в изложении материала, систематичность и логическая связанность.
Поскольку произвольное внимание при обучении возникает в результате волевых усилий, то организация такого внимания равно зависит как от преподавателя, так и от студентов. Со стороны преподавателей требуется возбуждение интереса, увлечение содержанием, целями, задачами обучения; от студентов требуется устойчивость и упорство в познании.
Важным условием мобилизации внимания является готовность воспринимать, ожидание чего-либо. Очень хорошо, если преподавателю удаётся так провести предыдущий урок, чтобы учащиеся ожидали его продолжения. Для этого занятие нужно закончить вопросом, ответ на который будет дан на следующем уроке. Учеников надо заставить вспомнить этот вопрос и подумать над ним.
Для внимания имеет большое значение слаженность работы группы. В этой связи целесообразно рассмотреть коллективное внимание, которое не является простой суммой индивидуальных его проявлений. Это новое, качественное образование, вбирающее в себя лучшие проявления внимания (при правильной его организации) у отдельных участников совместной деятельности и в связи с этим выходящее на более высокий уровень деятельного состояния. Однако, для того, чтобы такое функционирование внимания было достигнуто, необходимо соблюдение ряда условий.
К ним относятся, во-первых, единство цели и задач деятельности, совпадение содержания деятельности её исполнителей, совпадение темпо-ритмической характеристики.
Можно выделить следующие модификации внимания:
1. Синхронное внимание - коллективная слаженность и организация.
2. Мозаичная организация коллективного внимания - совместная работа нескольких подгрупп, каждая из которых выполняет отдельные задания в рамках единой деятельности коллектива.
3. Частичное расслоение коллективного внимания, приводящее к образованию зон повышенной и пониженной сосредоточенности. Начальная фаза такого состояния - образование исходного очага отвлечения внимания от его деловой направленности с возможным последующим его разрастанием.
4. Образование широкой зоны невнимательности - свидетельствует о выходе группы из рабочего состояния.
Коллективное внимание необходимо понимать как динамическую систему с многочисленными её формами и их разновидностями. Приведённые выше модификации коллективного внимания не всегда проявляются раздельно, практически они нередко переплетаются и взаимодействуют.
Объединяя различные подходы к анализу коллективного внимания, можно предложить следующую классификацию его форм: по принципу цельности (полное синхронное коллективное или же групповое внимание); по структуре (относительно простая или сложная); по устойчивости (в течение всего занятия или только на отдельных его стадиях); по динамике (восходящая, нисходящая или их сочетание); функциональным особенностям (преобладание или сочетание разных познавательных функций).
Большую роль для мобилизации внимания учащегося имеет речь преподавателя. Она должна отличаться чёткостью, выразительностью, ясностью и доступностью. Плохо, если речь преподавателя бывает слишком громкой. Это не способствует вниманию, наоборот, под шум речи учителя учащиеся начинают вести посторонние разговоры. Негромкая речь создаёт более слаженную обстановку, она даёт возможность в отдельных случаях повысить тон, контраст привлекает внимание.