Глава I посвящена теоретическим основам изучения межличностных отношений детей младшего школьного возраста.

Доклад

«Межличностные отношения детей младшего школьного возраста»

Актуальность. В настоящее время, не смотря на значительный рост исследований, посвященных межличностным отношениям детей и развитию младшего школьника, данная проблема не перестает интересовать исследователей. Возникает необходимость определения той роли, которую играют отношения между сверстниками в формировании личности школьника на различных этапах его жизни, и в частности в младшем школьном возрасте – наиболее естественном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений. Проблема межличностных отношений взаимоотношений детей со сверстниками достаточно изучалась В.В. Абраменко, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной и т.д.

Цель исследования:изучить межличностные отношения детей младшего школьного возраста как этапа становления личности.

Задачи исследования:

1. Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме.

2. Представить обзор об исследованиях межличностных отношений наряду раскрытием процесса развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте.

3. Провести эмпирическое исследование по выявлению межличностных отношений младших школьников.

4. Разработать рекомендации для педагогов по формированию межличностных отношений младших школьников.

Объект исследования:межличностные отношения в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования:социометрический статус, связанный с уровнем благополучия в классе младших школьников.

Гипотеза исследования:если проводить специальную программу, направленную на развитие межличностных отношений, то в классе младших школьников повысится уровень благополучия отношений (УБВ).

Методы исследования:

теоретический метод: анализ литературы по проблеме исследования; эмпирические методы: социометрический метод, наблюдение, беседа, качественные методы и методы математической статистики (коэффициент Стъюдента).

Диагностические методики: социометрический эксперимент в модификации Я.Л. Коломинского и методика Т.А. Репиной.

Практическая значимостьисследования связана с тем, что данные исследования найдут практическое применение в трудовой деятельности учителей начальных классов, в учебной деятельности студентов, обучающихся по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» и «Психология», в том числе при прохождении учебной и производственной практики, представляют интерес для других специалистов, родителей, которые интересуются данной проблемой.

В качестве базы исследования выступила начальная школа МБОУ СОШ №2 им.Т.Б. Куулара п.г.т. Каа-Хем Кызылского кожууна. Выборкусоставили младшие школьники в количестве 24 человек в возрасте от 8 до 9 лет.

Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Глава I посвящена теоретическим основам изучения межличностных отношений детей младшего школьного возраста.

Межличностное отношение – это социально-психологические отношения конкретных «живых» людей, конструирующих свое поведение или индивидуальном или межгрупповом уровне организации своего поведения.

Межличностные отношения младшего школьника – это совокупность определенных ориентаций и ожиданий ученика, которые опосредуются целями, содержанием и организацией его совместной деятельности, прежде всего со сверстниками.

Межличностные отношения формируются в определенных условиях, которые влияют на ее динамику, широту и глубину. В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, достаточно высокий темп жизни, частая сменяемость мест работы и жительства, высокий уровень общественного контроля. В результате – большое количество межличностных контактов, их кратковременность и проявление функционально-ролевого общения.

Это приводит к тому, что межличностные отношения в городе предъявляют более высокие психологические требования к партнеру. Чтобы поддерживать тесные связи, с общающимся нередко приходится расплачиваться потерей личного времени, психическими перегрузками, материальными ресурсами и т. д. Пространственная близость особенно влияет на межличностные отношения у детей. В случае переезда родителей или перехода детей из одной школы в другую контакты у них, как правило, прекращаются.

Таким образом, межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе людей, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов влияющих на них.

Вторая глава – эмпирическое исследование межличностных отношений младших школьниковбыло проведено с целью исследования межличностных отношений и выявления социометрического статуса младших школьников.

Для проверки гипотезы была выбраны эмпирические методы, т.е. диагностические методики: социометрический эксперимент в модификации Я.Л. Коломинского и методика Т.А. Репиной, а также беседа.

В данном исследовании мы использовали один из вариантов социометрии, предложенный Я.Л. Коломинским, предназначенный для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Методика используется с целью получения социометрического коэффициента.

Суть социометрии в том, что она «имеет дело с внутренней структурой социальных групп, которые можно сравнивать с ядерной природой атома или физиологической структурой клетки». Часть методов характеризует персональное отношение к другим людям, другие – положение данного человека в системе сложившихся внутригрупповых – отношений, третьи – психологию той социальной группы, в которую входит данный индивид и в систему межличностных отношений которой он включен. В данном исследовании нас интересует вторая группа методов, т.е. та, которая дает информацию о положении данного человека в системе межличностных отношений в малой группе.

Изучение межличностных отношений проводили в игровой форме. Детям предлагали расселить по домикам всех учащихся класса (их имена и фамилии написаны в отдельных карточках). Готовятся фотографии детей всего класса (Приложение 1). Домики разные: дворец (I выбор), квартира (II выбор), изба (III выбор), шалаш (IV выбор) (рис. 1 - 4).

Индивидуально дали школьнику инструкцию: Перед тобой сказочный дворец, обычный жилой дом, бревенчатая изба, и ветхая в паутине, избушка на курьих ножках. А вот фотографии детей твоей группы. Разложи их в эти строения так: тех, который, как тебе кажется, любят все или очень многие – во дворец; тех, кого любишь меньше число детей в – дом; тех, кого любят немногие – в избу, а кого никто не любит – в ветхую избу. Не забудь и свою фотографию положить.

Экспериментатор заносит данные в таблицу, используя цифры (I, II, III, IV). После заполнения таблицы можно по специальной формуле подсчитать социометрический статус ребенка (С), например:

Глава I посвящена теоретическим основам изучения межличностных отношений детей младшего школьного возраста. - student2.ru Глава I посвящена теоретическим основам изучения межличностных отношений детей младшего школьного возраста. - student2.ru

В I — количество первых выборов (дворец),

В II — количество вторых выборов (квартира),

В III — количество третьих выборов (изба),

В IV — количество четвертых выборов (шалаш),

К — количество учеников в классе.

Рис. 1 «Дворец», Рис. 2 «Квартира», Рис. 3 «Избушка», Рис. 4 «Шалаш»

Например, Оттук получил ВI — 8, ВII — 3, ВIII — 5, ВIV — 5. В группе 24 ученика. Статус обследуемого равен:

Глава I посвящена теоретическим основам изучения межличностных отношений детей младшего школьного возраста. - student2.ru

В зависимости от набранных баллов выявляют лидера, предпочитаемого, принятого:

От 3,4 до 3 — лидер, От 2,9 до 2,5 — предпочитаемый,

От 2,4 до 2 — принятый, От 1,9 до 1 — изолированный.

Таким образом, ученик, набравший 2,3 балла, имеет в своем классе положение принятого.

Методика Т.А. Репиной:Межличностные отношения детей формируются и актуализируются в общении. С целью изучения различных характеристик общения детей в группе сверстников применяется методика одномоментных срезов структуры группы (актометрия), разработанная Т.А. Репиной.

Наблюдение за общением детей проводится во время, отведенное для самостоятельных игр в группе продленного дня. В каждый рассматриваемый момент времени группа имеет ту или иную динамическую структуру. Методика позволяет получить данные о контактировании детей, построить модель групповой структуры.

Проведение эксперимента заключается в том, что экспериментатор многократно фиксирует все имеющиеся в определенный момент времени детские объединения и детей, играющих в одиночку. Срезы проводят периодически с интервалом в 1-2 дня через каждые 5-7 минут в одних и тех же условиях и одно и то же время. Оптимальное количество срезов 30-40, минимальное - 20. В протоколах каждый ребенок значится под номером, соответствующим его номеру в общегрупповом списке. Номера постоянны во всех замерах. Если экспериментатор не знает детей, то во время эксперимента каждому ребенку поверх одежды прикрепляют повязку с его номером. Экспериментатор находится в определенном месте во время всех замеров. После проведения замеров осуществляется количественно-качественная обработка результатов.

1. На основании полученных данных составляют общегрупповой протокол, в который вносят данные о контактировании каждого ребенка группы с товарищами в каждом срезе. В протоколе проставляют порядковые номера детей, с которыми ребенок играл.

2. Подсчитывают количество срезов, когда ребенок был один и когда играл с товарищами. На основании процентного отношения последнего к общему числу срезов определяют выраженность коэффициента, потребности в контактировании со сверстниками.

3.Вычисляют количество контактов, установленных тем или иным школьником с каждым ребенком группы и из всех детей выделяют тех общение с которыми у данного испытуемого было особенно интенсив­ным - избирательным. Границу избирательного общения для каждого ребенка определяют по формуле:

3 m / n-1/ , где m - общее количество контактов, n - число детей в группе.

Общение со сверстниками, при котором количество контактов равно величине этой граница или превышало ее, считалось избирательным.

4. Суммируют количество контактов, установленных каждым ребен­ком с отдельными детьми группы. Отношение этой суммы к общему ко­личеству срезов принимается за показатель интенсивности общения.

5. Вычисляют широту круга общения или экстенсивность общения ребенка с детьми группы. Экстенсивность характеризуется соотноше­нием числа детей группы, с которыми у данного ребенка были установлены контакты за время наблюдения к общему числу детей группы за вычетом одного (самого ребенка).

6. Определяют среднюю длительность общения в одном объединении. Для этого подсчитывают количество объединений, которые сменил ре­бенок за время наблюдения, вычисляют среднюю продолжительность его пребывания в одном объединении.

Результатом социометрии стало определение социометрических коэффициентов 24 учащихся - 11 мальчиков и 13 девочек МБОУ СОШ №2 им. Т.Б. Куулара п.г.т Каа-Хем, при помощи которых были выделены подгруппы внутри групповой структуры класса: лидеры, предпочитаемые, принятые и изолированные. Результаты представлены в таблице 1:

Таблица 1

Внутригрупповая структура класса

Название подгруппы Количество человек Количество человек, %
1.Лидеры 2.Предпочитаемые 3. Принятые 4.Изолированные 12,5 37,5
Всего: 24 чел. 100%

В результате социометрического исследования была составлена социометрическая матрица (таблица) (Приложение 2):

ВI — количество первых выборов (дворец) получили учащиеся под №12, 21, 24 (соответственно Доржу, Аржаана, Оюуш);

В II — количество вторых выборов (квартира) – учащиеся под номером 1, 2, 4, 6, 11, 14, 16, 17, 18, 23.

ВШ — количество третьих выборов (изба) – 3, 5, 7, 8, 9, 10, 15, 17, 19, 21.

В IV — количество четвертых выборов (шалаш) – нет.

Результатом социометрии стало получение социометрических коэффициентов, при помощи которых были выделены подгруппы внутри групповой структуры класса: лидеры, предпочитаемые, принятые и изолированные. Результаты представлены в виде социометрической матрицы (Приложение 2).

Первая группа «лидеров» в составе 3 человека или 12,5% от общего количества обучающихся в классе: Доржу, Аржаана, Оюуш. Это первая группа детей имеют высокий социальный статус. Для данной группы не характерно наличие конфликтов. Представители данной группы чаще применяют тактику избегания борьбы.

Вторая группа «предпочитаемые» характеризуется более низким социометрическим статусом в школьном коллективе, они также составляют 9 человек (37,5%).

Наименьшим социометрическим статусом» принятых» характеризуются 12 учащихся (50%). Положительным моментом явилось, что выявленных «изолированных» по социометрическому статусу детей в классе не имеется. Данный показатель говорит о том, что коллектив отличается сплоченностью. Тем не менее, среди учащихся имеются трое детей с самыми низкими социометрическими коэффициентами, на которых стоит обратить внимание и провести работу по повышению их социометрического статуса.

Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных статусных категорий. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (I и II) статусных категорияхуровень благополучия взаимоотношений определяется как высокий. Низкий уровень благополучия взаимоотношений - сигнал тревоги, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками. По итогам анализа этого показателя в нашем случае в классе почти одинаковое соотношение I,II категорий и двух последних, т.е. выявлен средний уровень благополучия взаимоотношений, так как соотношение благоприятных и неблагоприятных статусных категорий одинаково – детей с благоприятным статусом 12 человек (50 %), с неблагоприятным статусом столько же (12 человек/ 50 %) (смотрите таблицу 2).

Далее с целью изучения различных характеристик общения детей в группе сверстников применялась методика одномоментных срезов структуры группы (актометрия), разработанная Т.А. Репиной.

Проведение исследования заключалось в том, чтобы многократно фиксировать все имеющиеся в определенный момент времени детские объединения и детей, играющих в одиночку. Срезы проводились 3 дня. Через каждые 5-7 минут в одних и тех же условиях и одно и то же время проводились замеры. Оптимальное количество срезов 30-40, минимальное – 20, но нами проведено 3 раза.

В нашем исследовании было проведено 3 среза. В протоколах каждый ребенок значится под определенным номером. Номера постоянны во всех замерах. Экспериментатор находится в опреде­ленном месте во время всех замеров. После проведения замеров осуществляется количественно-качественная обработка результатов.

1. На основании полученных данных составляют общегрупповой протокол, в который вносились данные о контактировании каждого ре­бенка группы с товарищами в каждом срезе. В протоколе проставлены порядковые номера детей, с которыми ребенок играл.

2. Подсчитывалось количество срезов, когда ребенок был один и когда играл с товарищами. На основании процентного отношения была определена потребность в контактировании со сверстниками (Приложение 3).

Так как был выявлен средний уровень благополучия взаимоотношений в классе, нами было реализована программа, направленная на развитие межличностных отношений.

Программа разработана на основе программы С. С. Столина, Я.Л. Коломинского и помогает развитию доброжелательных, толерантных отношений среди учащихся младшего школьного возраста, способствует усвоению правил культуры поведения в игровой форме и непринуждённой обстановке; развитию творческого воображения и мышления.

Возраст применения программы – 8-9 лет. Также она может быть использована для детей и более старшего возраста.

Принципы данной программы:

1. Реализация программы не должна нарушать нормального течения учебного процесса;

2. Программа должна соответствовать возрасту и интеллектуальному развитию учащихся;

3. Программа должна обеспечивать поэтапность и регулярность психокоррекционных занятий;

4. Реализация рассчитана на 8 занятий;

5. Продолжительность занятий составляет в среднем 30-40 минут.

Задачи:

1. Развивать внимание к сверстникам и взрослым, доброжелательность, эмпатию.

2. Воспитывать культуру поведения.

3. Формировать навыки общения

4. Создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу для сплочения классного коллектива.

5. Предупреждать конфликты.

Изучение материала предлагается в форме путешествия на воображаемом корабле по разным «материкам»: Здоровья и Спорта, Дружбы, Общения, Театрально-музыкальному, Доброты и доверия, Веселья, Художников, Интеллектуальному (Приложение 4).

После реализации программы было проведено повторное измерение с использованием тех же методик. Результаты социометрии показали, что социометрические коэффициенты, при помощи которых были выделены подгруппы внутри групповой структуры класса: лидеры, предпочитаемые, принятые и изолированные, изменились. Результаты представлены в виде таблицы (Приложение 5).

Лидеров в составе 4 человека или 16,6% от общего количества обучающихся в классе: Доржу, Мерген, Аржаана, Оюуш. Это первая группа детей имеют высокий социальный статус. Для данной группы не характерно наличие конфликтов. Представители данной группы чаще применяют тактику избегания борьбы.

Вторая группа «предпочитаемые» характеризуется более низким социометрическим статусом в школьном коллективе, они также составляют 10 человек (41,6%).

Наименьшим социометрическим статусом» принятых» характеризуются 10 учащихся (41,6%). Положительным моментом явилось, что выявленных «изолированных» по социометрическому статусу детей в классе не имеется. Данный показатель говорит о том, что коллектив отличается сплоченностью. Тем не менее, среди учащихся имеются трое детей с самыми низкими социометрическими коэффициентами, на которых стоит обратить внимание и провести работу по повышению их социометрического статуса.

Анализируя повторные полученные результаты, после проведенных ряда занятий с детьми по подобранной программе (приложение 5), мы увидели, что количество лидеров увеличилось с 3 до 4 человек, количество принятых детей, осталось почти на том же уровне, а количество принятых детей осталось таким же 10 и 10 человек, а также самое главное не осталось ни одного изолированного – нет. Был выявлен высокий уровень благополучия взаимоотношений в классе (14 человек с благополучным уровнем взаимоотношений), у меньшинства - 10 человек низкий (соотношение - 14/10 человек).

В таблице 4 видно, что самая большая потребность в контактировании по методике Т.А. Репиной со сверстниками у двоих мальчиков из класса – у Оюуш (85%) и Мерген (100%). Эти дети не играют одни, всегда находятся в центре внимания одноклассников. Среди девочек самая высокая потребность в контактировании отмечена у Симоны и Аржааны (80%).

Мы видим, что дети, имеющие высокую потребность в контактировании, являются лидерами (по методике «Социометрия»).

По методике Т.А. Репиной, самая низкая потребность в контактировании у Кежика и Тензин (15%), зато они предпочитает играть одни (85%). При подсчете среднего балла потребность в контактировании у мальчиков составила 61,8%, тогда как у девочек эта потребность составила всего 40%. Показывает результаты исследования различных характеристик общения де­тей в группе сверстников по методике Т.А. Репиной (Приложение 5).

Для наиболее полного представления отношений в классе представили некоторые результаты работ детей и родителей одного из учащихся: «Наш класс шумный», «Мой любимый класс», «Я люблю свой класс».

Таким образом, сравнив эти показатели, мы сделали вывод о том, гипотеза исследованияо том, что если проводить специальную программу, направленную на развитие межличностных отношений, то в классе младших школьников повысится УБВ (уровень благополучия отношений), не подтвердилась. Коэффициент Стъюдента (t-критерий) показал недостоверности полученных различий.

Заключение

Анализируя повторные полученные данные по результатам эмпирического исследования, после проведенных ряда занятий с детьми по подобранной программе, мы увидели, что количество лидеров увеличилось с 3 до 4 человек, количество принятых детей осталось почти на том же уровне, изолированного не оказалось. Соотнеся эти показатели, мы сделали вывод о том, после проведения ряда занятий, по подобранной программе для улучшения психологического климата, развития эмпатии и толерантности у учащихся, показатели УБВ (уровень благополучия взаимоотношений) и социометрического статуса повысились всего на 1 человек.

На основе данных исследования нами разработаны рекомендации педагогам по развитию межличностных отношений школьников.

Цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза исследования не получила подтверждение. В перспективе можно проводить более длительное по времени исследование, которое дало бы больше возможности развивать межличностные отношения младших школьников.

У меня все. Спасибо за внимание.

Наши рекомендации