Психологическая коррекция музыкальной деятельности (количество правильных ответов не ограничено)

(правильный ответ выделен курсивом)

1.Возможна ли коррекция важнейших индивидуально-психологических свойств личности учащихся-музыкантов?

а) такая коррекция возможна,

б) нет,

в) не знаю.

2 . Определение какого понятия дано ниже: «Система психологических свойств и особенностей человека, которые вследствие своего мно­гообразия и вариативности делают каждого неповторимо своеоб­разным» [Климов Е.А. Общая психология. — М, 1999. — С. 370]?

а) индивидуальность,

б) личность,

в) характер.

3. Определение какого понятия дано ниже: Субъект обще­ственных отношений, для деятельности которого характерна вклю­ченность в многообразные социальные связи и контакты, ориен­тация на социально значимые нормы и установки.

а) личность,

б) индивидуальность,

в) человек.

4. Определение какого понятия дано ниже: Развитое самосознание человека, оп­ределившегося в основном в своих мотивационно-смысловых приори­тетах, аксиологических ориентирах, в своем отношении к «ближнему» и «дальнему» окружению, к миру и самому себе.

а) саморазвитие,

б) «Я-концепция»,

в) гуманизм.

5. На что указывает одухотво­ренность внутреннего мира человека, наполненность его высоки­ми гуманистическими устремлениями, свобода от мертвящих штам­пов и стереотипов, приобщенность к высоким морально-эти­ческим ценностям?

а) духовность личности,

б) образованность личности,

в) креативность личности.

6. Кто это: Вл.Соловьев, Н.Бердяев, П.Флоренский, В.Розанов, В.Зеньковский?

а) отечественные мыслители XIX века

б) отечественные педагоги-гуманисты,

в) отечественные музыканты.

7. Какие качества профессионально значимы для учителя музыки?

а) музыкальность,

б) эмпатия,

в) профессиональное мыш­ление,

г) профессиональное самосознание,

д) музыкально-педагогическая интуиция,

е) артистизм,

ж) громкий голос,

з) выразительная внешность.

8. Определение какого понятия дано ниже: В широком понима­нии — это основа, определенным образом пронизывающая со­бой все другие профессиональные качества учителя музыки и окрашивающая их глубоким духовным отношением к музыке; ярко выраженное чувство музыки, совокупность музыкальных способностей, на­правленных на постижение жанрово-интонационной природы этого искусства, потребностью увлечь музыкой другого?

а) музыкальность,

б) одаренность,

в) гениальность.

9. Эмпатия как качество личности учителя музыки - это

а) любовь к детям,

б) самоуважение,

в) коммуникабельность.

10. Кому из представителей педагогики музыкального образования принадлежит заслуга включения в нее проблемы музыкального мышления, основанного на интона­ционной природе искусства?

а) Э. Абдуллин,

б) Б. Асафьев,

в) Б. Яворский.

11. В чем заключается сущность музыкально-педагогического мышления?

а) в проектиро­вании и анализе музыкально-образовательного процесса,

б) в анализе музыкально-образовательного процесса,

в) в проектиро­вании, осуществлении и анализе музыкально-образовательного процесса.

12. В чем проявляется профессиональное самосознание учителя музыки?

а) в способности анализа собственной конструктив­ной, исполнительской, коммуникативной, организаторской, ис­следовательской деятельности,

б) в способности анализа музыкального раз­вития своих воспитанников,

в) в способности анализа собственной конструктив­ной, исполнительской, коммуникативной, организаторской, ис­следовательской деятельности, а также анализа музыкального раз­вития своих воспитанников.

13. Определение какого понятия дано ниже: Акт непосредственного решения учителем музыкально-педагогических задач без предварительного логического профессионального ана­лиза?

а) музыкально-педагогическая интуиция,

б) музыкальная интуиция,

в) педагогическая интуиция.

14. В чем проявляется артистизм как качество личности учителя музыки?

а) в исполнительской и музыкально-организаторской деятельности,

б) в исполнительской, коммуника­тивной и музыкально-организаторской деятельности,

в) в исполнительской деятельности.

15. Кто советовал учителю «влучать» эмоционально-эстетическую по характеру, душев­ную энергию в учащихся?

а) К.С.Ста­ниславский,

б) С.В.Рахманинов,

в) Д.Б.Кабалевский.

16. Что называл К.С. Станиславский «двигателями нашей духовной жиз­ни»?

а) знания, умения, навыки,

б) эмоции, волю и разум,

в) Бога, царя и отечество.

17. Каковы художественно-ха­рактерологические типы музыкантов-исполнителей?

а) волевой,

б) эмоциональный,

в) интеллектуальный

18. Возможно ли формировать и корректировать развитие учащегося-музыканта в направлении того или ино­го «типажа»?

а) это невозможно,

б) необходимо опереться на тот индивидуально-неповторимый психологический (характе­рологический) потенциал, который уже дан человеку от приро­ды,

в) педаго­гически воздействовать на индивидуально-характерологический комплекс учащегося-музыканта можно и нужно.

19. В чем заключается причина «чувственной дремоты» человека?

а) в отсутствии опыта его многосторонних чувственных взаимоотношений с окружающим миром,

б) в особенностях его характера,

в) в бедности внешнего мира бытия человека.

20. Согласны ли Вы с тем, что разбуженное и начавшее свою длящуюся на протяжении всей жизни человека «работу» стремление к красоте не только «встраи­вает» индивида в наличную культуру человечества, но и направля­ет его развитие на обогащение культуры, на достраивание ее до­стижений во всех делах человеческих?

а) согласен,

б) не согласен,

в) не задумывался над этим.

21. Согласны ли Вы с тем, что способ­ность воспринимать, культивировать красоту в мире и в самом себе лежит в основании эстетической культуры личности, опре­деляя культурное будущее этой личности в целом, трактуя ее ду­ховную «работу» как «деятельное совершенство самого себя» (И.Кант)?

а) согласен,

б) не согласен,

в) не задумывался над этим.

22. Согласны ли Вы с тем, что «Сущность художественного твор­чества — в победе над тяжестью необходи­мости. В художестве человек живет вне себя, вне своей тяжести, тяжести жизни. Всякий творческий художественный акт есть час­тичное преображение жизни. В художественном восприятии мир дан нам уже просветленным и освобожденным, в нем прорывает­ся человек через тяготу мира. В творчески-художественном отно­шении к миру уже приоткрывается мир иной. Восприятие мира в красоте есть прорыв через уродство «мира сего» к миру иному. Мир, принудительно данный, «мир сей» — уродлив, он не космичен, в нем нет красоты. Восприятие красоты в мире есть всегда творчество — в свободе, а не в принуждении постигается красота в мире» [Бердяев Н.А. Смысл творчества // Из истории отечественной мысли. — М., 1989.-С. 437—438].

а) согласен,

б) не согласен,

в) не задумывался над этим.

23. Какую музыку можно назвать серьезной?

а) «просветляющую» душу (В.Асафьев), наводящую на раз­мышления о жизни, о себе, о пережитом, настоящем и будущем,

б) изложенную строгим, классическим музыкальным языком,

в) исполняемую на академической сцене.

24. Кто назвал музыку движением души, выраженным в движении мелодии, интонационном строе музыкального ряда?

а) А. Ф.Лосев,

б) Б.В.Асафьев,

в) Д.Б.Кабалевский.

25. Согласны ли Вы с тем, что самым важным и самым эффективным фактором подготовки новых поколений людей к творчески-созидательной жизни явля­ется обеспечение условия свободного, непринужденного, доброволь­ного вхождения молодого человека в культуру, цивилизацию?

а) согласен,

б) не согласен,

в) не задумывался над этим.

26. Согласны ли Вы с тем, что практика современного музыкального обучения допускает освоение музыкального языка в отрыве от его семантической основы, что совершенно противоречит самой сути любой языковой системы?

а) согласен,

б) не согласен,

в) не задумывался над этим.

27. Согласны ли Вы с тем, что умелое соблюдение психогигиенических правил в работе с учеником-музыкантом — один из показателей профессионализма педагога.

а) согласен,

б) не согласен,

в) не задумывался над этим.

ЗАЧЕТ

1. Изложите историю становления современной музыкотерапии.

2. Укажите направления, проблемы, сферы применения музыкотерапии.

3. Обоснуйте психолого-педагогическую сущность коррекционно-педагогической деятельности

4. Раскройте сферы воздействия музыки (психологический аспект).

5. Раскройте механизм действия музыкальной терапии.

6. Изложите общенаучные и специальные методы исследования эмоционально-эстетического отношения к музыке, музыкальных знаний и умений, ценностных ориентаций во взаимоотношениях с музыкой, обществом и природой.

7. Подготовьте и представьте каталоги музыкальных произведений, имеющих психотерапевтическое и коррекционное воздействие.

8. Опишите формы музыкальной терапии.

9. Раскройте технологии музыкальной терапии в различных видах музыкальной деятельности.

10. Опишите организацию коррекционной работы средствами музыки на занятиях в дошкольных учреждениях, в ДМШ, ДШИ, Лицеях искусств, МОУСОШ.

11. Проанализируйте компьютерные программы, актуальные в музыкотерапии.

12. Проанализируйте Интернет-сайты, актуальные в музыкотерапии.

13. Раскройте сущность музыкального мышления и методики его коррекционного развития.

14. Обоснуйте программу музыкально-терапевтического формирования позитивного отношения к жизни учащихся средних классов.

15. Раскройте и обоснуйте возможности музыкотерапии в формировании музыкальных способностей учащихся младших классов.

16. Проанализируйте современное состояние музыкотерапии и раскройте ее потенциал в музыкальном образовании школьников.

Наши рекомендации