Суриков. Портрет молодой женщины (в черном).
Подобрал подходящий холст, подобрал размер подрамника. Натянул холст на подрамник. Слегка прочистил холст от лишних зерен. Затем проклеил рыбьим клеем. После первой проклейки прочистил бритвой кое-какие оставшиеся зерна, чуть прошелся наждаком. Нанес вторую проклейку. После того как просох клей, нанес синтетический грунт. Как первый грунт высох, затем нанес второй, затем третий. В конечности у меня получился синтетический грунт. (Ред. – Отмечено Девятовым: «Кому это надо?»).
Затем нанес точный рисунок на холсте. Закрепил фиксативом рисунок.
Покрыл бальзамно-масляным лаком и лишний лак снял ладонью и бритвой. Предварительно написал этюд на картоне, чтобы можно было организовать палитру. Написав этюд, узнал какими красками приблизительно пользовался Суриков, когда он писал этот портрет. Я на палитре выдавил следующие цвета: кость жженая, марс коричневый темный, марс желтый, кобальт синий, церулеум, охра светлая, кадмий красный, краплак, кадмий желтый, кадмий лимонный, сиена жженая, сиена натуральная. Чтобы быстро просыхало использовал свинцовые белила.
Портрет начал писать с фона. Фон связал с волосами, затем с лицом. Фон писал – марс коричневый темный с белилами и с охрой светлой, чуть-чуть добавлял краплак, местами кобальт синий. Волосы – марс коричневый, лимонная, охра светлая, кобальт синий. Лицо прямо проложил – охра светлая, церулеум, английская красная. Платье я писал – кость жженая, сиена жженая, местами сиена натуральная, кобальт синий. Воротник на платье я писал следующими цветами: марс коричневый темный с охрой светлой и сиеной натуральной, местами сиеной жженой и белила свинцовые, английской красной.
Когда я пролепил все лицо, начал с куска проверять на сколько точно я скопировал. Проверил следующим образом: волосы с фоном и со лбом и уточнил недочеты. Волосы я немножко не добрал в силе тона, углубил. На лбу не хватало холодности. Лоб пришлось по новой переписать.
Что касается на счет рисунка – в портрете левая щека немножко меня смущает. В портрете у Сурикова измерил все точно и скопировал. На следующий день все же проверил левую щеку.
Глаза у Сурикова написаны – кобальт синий с костью.
Сегодня я переписал фон (мне казалось, что в тоне немножко недобрано) связал с шеей, с воротником и с платьем.
***
В. И. Суриков. Портрет А. П. Юргенсон. 1908. Холст, масло. 93 x 83 см. Государственный Русский музей. |
Отчет о летней практике
студента III курса факультета живописи
Гнатенко Б. М.
Для копирования во время летней практики, я остановился на работе Сурикова «Портрет Юргенсон». В этой работе мне нравятся колорит и технические приемы мастера.
Копию делал на холсте, приготовленном грунтовочной мастерской института.
Рисунок исполнял углем.
Прописывать холст начал жидко, но в местах, где требовалось пастозное наложение краски, делал, по рекомендации руководителя практики, подкладку белилами (темпера ПВА).
Копия не удалась, но пользу от работы получил, так как увидел в картине Сурикова то, что просто не замечаешь при посещении музея. То, что копировать нужно, и что это приносит пользу – знают все. Я также в этом глубоко убежден.
Сам процесс работы над копией мне был приятен, но больше из-за того, что я нахожусь перед работой мастера, которая мне нравится.
Занятие живописью во время копирования не приносило мне ни удовольствия, ни интереса. Как будто я занимаюсь чем-то другим. У меня не было того чувства наслаждения красками, цветом, самим процессом работы, которое само собой возникает, когда пишешь любой этюд. Я не смог просто писать. По этой причине нет желания описывать, как я писал ту или иную деталь и что открыл для себя.
***
Б. М. Кустодиев
Б. Кустодиев. Купчиха за чаем.
Борис Михайлович Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918. Холст, масло. 120,5х121,2 Русский музей. |
Дневник неизвестной.
Автор дневника неизвестен (потеряна обложка дневника).
(Ред. – Все подчеркивания принадлежат М. М. Девятову).
Размер копии 115 / 115 см.
Грунт – полумасляный: 2 проклейки, 3 слоя с белилами (все 5 на синтетическом клее). Завершающий слой – масляные белила с ленинградской умброй для скорости. (Ред. – Умбра натуральная обладает сиккативными свойствами (см. Лекции М. М. Девятова).
Рисунок переводила по клеткам с фотографии на бумагу, с бумаги на холст и кальку-дубликат.
Разбавитель – тройник (пинен, льняное масло, кедровый лак).
Краски на палитре располагаю в порядке спектра с белилами в правом верхнем углу.
Принцип работы над копией – «от куска», но не «а ля прима», а прописывая повторно, просохшие куски цветом, контрастным первоначально положенному, причем накладывая цвет отдельным мазком так, чтоб ранее положенный цвет контрастировал и создавал игру тонов. Например: почти все небо я прописала розовой краской. По полном высыхании и соответствующей обработке поверхности холста, я прописала все небо ярким зелено-голубым, с учетом ранее положенного розового. Розовые облака же наоборот, были написаны сначала голубым, а потом нанесены сквозные розовые мазки. При локальных тонах, широких планах, контрасты цветов должны развиваться внутри предмета (кажется эти слова приводит Синьяк, и в качестве примера приводит Веронезе). Кустодиев придерживается этого принципа, иначе – при столь яркой и локальной закраске, впечатления грубой лубочности было бы трудно избежать. Почти под все цвета кладется подготовка, сделанная цветом, контрастным окончательному – тому, который в картине. Под холодный лиловый чепчик – желто-коричневая имприматура (да позволено будет употребить здесь это слово), под красно-коричневую кошку – зеленоватый тон, и так далее… Вся копия состоит из двух красочных слоев контрастных друг к другу.
Если говорить о фактуре – весь холст написан жидко, кое-где (и даже довольно много) без белил, как то и было сделано Кустодиевым. Шелковое платье купчихи – жидко на лаке был положен ультрамарин (чистый) и по просыхании его, жидко, где писались теплые тени, и уже потом вводились зеленые (контрастные основному тону платья) полутона и рефлексы, и ярко-фиолетовые, писанные с белилами блики. Кружевной воротник на платье писался в три приема: 1) ярко-зеленая подкладка, 2) по просыхании – жидкие белила с лиловым, 3) по просыхании белилами рисуется орнамент кружева.
Некоторые куски пишутся жидко и «а ля прима», как, например, плечи купчихи. Белый холст, просвечивая через тонкий слой красок экранирует и за счет слоя масляных белил в грунте придает прозрачной живописи вес и убедительность.
Голова забита краской и написана неудачно, и возилась с ней долго, и толку нет.
Смеси красок в основном – оптические, на палитре мешалось мало, да и то больше смежные цвета.
Итак, итог: краска накладывается прозрачными слоями (так, чтобы просвечивал холст), контрасты цветов внутри одного (и каждого) предмета (так, чтобы один цвет просвечивал через другой), и как следствие отсюда – почти исключительное оптическое смешение красок.
В связи с тем, что хорошо просушить холст не было возможности, местами краска значительно прожухла.
***
1973 год.
Дневник по практической работе
Копия в Русском музее картины Кустодиева «Купчиха за чаем»
студентки III курса
Гайдай Т. М.
Рецензия М. М. Девятова: «Еще раз подтверждает, что надо точно нарисовать заранее, а не убивать массу времени на это в музее, где другие задачи.
Не плохо, но пассивно. Главное описание борьбы с ошибками в рисунке головы.
(++-)».
(Ред. – Видимо имеется ввиду, что рисунок лучше заранее перевести на холст с фотографии (используя кальку), а не рисовать от руки в музее. В настоящее время фотографию нужного размера заказывают в самом музее).
14 июня.
Начала готовить рисунок под копию на холсте, форматом 1м. 18 см. на 1 м. 18 см. Рисунок перевела по клеткам с фотографии, что помогло распределить цветовые основные пятна.
Первый план – на белой скатерти натюрморт. Второй план – самовар, беседка с купцами и дерево. Третий план – кошка и дерево, с другой стороны. Пятый – сама купчиха (которую тоже можно распределить по определенным пятнам, пожалуй, самым сильным - синим чепце и платье, обрамляющих светлое лицо и руку – центр композиции). Затем шестой, это задний план - архитектура. И седьмой – небо с облаками. (Ред. – Очевидно, что имеются ввиду не планы, а движение внимания зрителя, который начинает рассматривать картину 1) с натюрморта, 2) переходит к самовару, 3) к кошке, 4) к самой купчихе, 5) к пейзажу в дали и 6) к небу и облакам. То есть движение внимания идет по спирали вверх).
15 июня.
Продолжала рисунок на холсте.
16 июня.
Подготовила рисунок. Рисунок затруднений не вызвал, так как голову я не нарисовала, а только наметила размер. Начала копировать с натюрморта на столе, с арбуза.
Первое, что я поняла – что Кустодиев не смешивает несколько красок сразу, а старается писать чистым цветом.
Натюрморт я так же разложила на несколько пятен. Самое темное – это ультрамарин (низ чашек, тарелка, ободок у тарелки под виноградом и орнамент у коробки. Красные (краплак) – арбуз и два яблока. Охра – пирожные.
18, 20, 21 июня. Натюрморт.
Арбуз и яблоко на первом плане пишу – кобальт зеленый светлый, без белил, на чистом пинене. Почти в растирку протираю все корочки, и затем, где нужно добавляю церулеум, чтобы подчеркнуть объем. Тарелку под арбузом (внутреннюю часть) пишу ультрамарином, стараюсь сохранить рисунок орнамента. В работе ультрамарином пользуюсь как бы монохромом (как если это было черно-белое фото). То есть так же, в растяжку, пишу краплаком – от светлых мест, жидко в свету и мазком к краю формы (у яблок).
Виноград писала тремя красками: охра золотистая, кобальт зеленый светлый, а в бликах – оранжевая с белилами. Краплаком обрисовала перила. К натюрморту сразу же беру часть скатерти.
26, 25, 27 июня.
Пишу первую часть картины – самовар, дерево, беседки. Пользуюсь тем же приемом локального цветового пятна. Ультрамарином покрываю забор, кобальтом синим – беседку, а дерево – тиоиндиго зеленой. Затем, на заборе вывожу орнамент: оранжевой с белилами - полоски и охрами - цветы. Самовар просто срисовываю двумя цветами – костью и охрой. (Ред. – Содержимое тюбика правильнее называть краской, а цвет, это оптическая характеристика).
В правой части картины прокрываю марсом кошку и дерево.
28, 29, 30 июня.
28-го начала писать лицо. Сразу пришлось сильно передвинуть рисунок. Приемом без белил, в притирку, не обойтись. Пишу плотным мазком.
Пишу глаза. Написала один глаз, стала писать другой – они не смотрят в одну сторону. Хотелось передать то, что у Кустодиева во взгляде купчихи - удивление, наивность и какая-то смешинка, а получалась просто красивая спокойность. Как сказал педагог: «вы видите, у нее взгляд как у девочки, на мир». Казалось, что если глаза получатся, то уже пол дела сделано. Но они не получались. Брала цвет глаз сложный (зеленый с синим), просто церулеум в разбел – и ничего не получалось. Педагог посоветовал мне сходить в Эрмитаж и посмотреть импрессионистов (Ренуара), так как Кустодиев применил прием импрессионистов, и тело купчихи как бы светится в этой работе своей свежестью и белизной. И в глазах сам зрачок радует какими-то фиолетовыми. Для меня это оказалось самым трудным и никак не получалось.
1, 2, 3 июля.
Остановилась в лице на приблизительном сходстве.
Начала писать платье и чепчик. В платье оказалась трудность в том, что у него очень сложный цветовой рисунок. Голубые переходят где в сиреневые, где в зеленые, даже в оранжевые. Было очень сложно внимательно все пронаблюдать, все это цветовое кружево. Не хватало терпения.
Когда это было сделано, и в работе куски отдельные стали читаться вместе, то оказалось, что скатерть светлее, чем тело (внизу) и отвлекает. Пришлось погрузить ее в тон, но цветом.
4, 5, 6 июля.
Я поняла, что самое светлое место на первом плане, это грудь, а лицо – дальше и плотнее. (Ред. – По системе Д. А. Шувалова, выступающая форма всегда темнее в тоне чем ровная поверхность (за счет полутонов, которые сложная форма образует).
Снова пишу лицо и руку. Не хватает холодных.
7, 9, 10 июля.
Пишу задний план, архитектуру. Отдыхаю от головы. Здесь конечно все проще и яснее. Чувствуется, что Кустодиев очень любит архитектурный пейзаж и воспевает его с радостью, ничем не загрязняя.
11, 12, 13, 14 июля.
Пишу небо, облака. Сверху больше использую церулеум с кобальтом синим, ближе к голове – церулеум с стронциановой (протираю на пинене).
Все время в моей работе планы путались. Вижу, что платье у Кустодиева гуще в цвете, плотнее. Переписываю. Получилось тяжелее, в некоторых местах чернее. На следующий день переписываю заново, и делаю кружево на платье. В кружеве такой сложный орнамент, его видимые полоски, черточки – все получается приблизительно.
16, 17, 18 июля.
Пишу облака и чепчик.
19, 20, 21 июля.
Снова пишу лицо. Глаза опять не удаются. Все эти дни, каждый день прихожу и начинаю с них, срисовываю, стараюсь взять так, как там, и все – не они. Блик становится просто белилами или слишком голубым. Зрачки – то зелеными, то синими (беру их к небу).
23, 24, 25, 26, 27, 28 июля.
Дорабатывала детали, обобщала. Снова переписала небо плотнее. Написала брошку и ленточку. Переписывала губы. Губы (что и глаза) – что-то неуловимое. (Ред. – Подчеркнуто Девятовым).
Вывод:
В процессе работы я поняла, что значит переписывать повторно и доводить до конца, не откладывая на потом. (Ред. – Подчеркнуто Девятовым).
Кустодиев писал своему учителю: «Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, - любовь к жизни, радость, бодрость, любовь к своему, русскому». (Ред. – Отмечено Девятовым).
Над этой копией я работала с радостью. Каждый день для меня был праздник.
***
1976 год.
Конспект по крпийной практике
Студента III курса мастерская Ю. М. Непринцева
Рахметов Сабир
Картина Кустодиева «Купчиха за чаем» меня привлекла колоритом: звучным, жизнерадостным.
Размер холста я взял 118 на 118 см. (оригинал 120 на 120 см.).
Холст приготовил на эмульсионном грунте. (Ред. – Пометка преподавателя: «чушь»).
Рисунок перевел на холст с репродукции, увеличив по клеткам. Таким методом можно лишь верно наметить большие пропорции, а мелкие детали получаются приблизительно. Особенно в портрете сходство было приблизительным. Думаю, рисовать и писать голову буду непосредственно в процессе работы, добиваться сходства.
Сегодня принес холст в музей, с предварительно нанесенным рисунком (рисунок сделан карандашом). М. М. советует обвести рисунок кистью более свободно.
Рисунок сделал кистью, в основном ультрамарином.
Оставил пока основной холст и сделал фрагмент на маленьком холсте. Выбрал то место, где соприкасаются друг с другом шесть цветовых отношений, для того, чтобы как можно точнее определить количество красок на палитре, необходимых для решения всего холста.
Этюд получился похожим в цвете, но он не удовлетворяет меня своей вялостью.
М. М. советует писать от куска, в полную силу, завершая каждый кусок.
Кажется, я определил количество красок, которыми решается, то есть можно решить весь холст. Это:
1. ультрамарин,
2. церулеум,
3. изумрудная зелень,
4. тиоиндиго розовая,
5. сиена жженая,
6. кадмий желтый средний,
7. кадмий лимонный,
8. белила.
Сегодня начал основной холст. Написал в один прием правый угол (верхний) – дубовые листья на фоне неба.
Писал небо, пастозно и довольно плотно (камертоном служат темные листья, уже написанные). (Ред. – Есть два типа ведения работы: один – это ведение работы, начиная с самых светлых тонов. Другой тип - это начало работы от самых темных тонов. Трудно сказать, какой способ лучше. Среди выдающихся художников есть представители того и другого метода).
На горизонте, где небо окрашено в теплые тона, сделал лессировки прямо по сырому письму, чтобы добиться нужного звучания. Эффект получился хороший, очень похоже.
М. М. одобрил ведение работы.
Закончил весь правый угол. Пишется очень легко, главное – работаю с интересом. Наверное, это благодаря правильной организации палитры. М. М. объяснил, как настраивать палитру (и это очень удобно для работы). Составив нужные колера для данного куска холста, исполняю его технически. Поиски приема! – интересное занятие. Цветовая задача меня уже не волнует. Приходя каждое утро, я настраиваю палитру, легко нахожу нужные мне цветовые отношения.
Уже написано небо, и я работаю над левой частью холста. Много мелких деталей, исполнение которых доставляет удовольствие. М. М. советует работать над той частью, где мне хочется, чтобы не пропадал интерес (но это мне пока не грозит).
Благодаря письму в один прием с максимальным завершением куска – отсутствует, естественно, межслойная обработка, живопись меньше подвержена изменениям.
К некоторым деталям приходится возвращаться и на следующий день.
Прежде чем писать платье, решил сделать синюю подкладку. (М. М. это не одобрил). Но как потом оказалось, это мне ничего не дало. Все равно пришлось писать так, как и остальное.
Прошло три дня. Я закончил натюрморт. Небольшие трудности были в написании винограда.
Наступил самый ответственный момент написать лицо и руки. Надо, во-первых, нарисовать. Портретная характеристика обязательна.
Характер глаз пока не получается. Принес отвес с собой отвес, измеритель. Сверяю все прямо с оригинала. М. М. советует рисовать цветом, чтобы это вошло в живопись.
Завершил голову, она похожа.
Сегодня писал руки, сделал это довольно быстро.
Наконец-то поставлены последние мазки. Работа большая и закончена благодаря тому, что была возможность работать каждый день до двух часов.
Работа над копией доставила мне большое удовольствие. Я научился правильно работать с палитрой, а это уже много для меня значит. Понял, что такую, казалось бы, «цветистую» вещь, как «Купчиха за чаем», можно написать ограниченным количеством красок.
Открыл для себя некоторые технические приемы в исполнении. Хотелось бы посоветовать студентам, которые будут копировать в последующие годы, не терять времени зря и браться за работу с первых же дней.
***
Н. А. Касаткин
Н.А. Касаткин. Сбор угля бедными на выработанной шахте. 1894. Холст, масло. Русский музей. |
1970 год.
Дневник по технике и технологии живописи (летняя практика)
Асаев Р.
Н. А. Касаткин «Сбор угля бедными на выработанной шахте» 1894 г. Холст, масло.
12 июня.
Приготовил холст – полумасляный на синтетической основе. Размер 107 на 80.
19 июня.
День первый. Перевел рисунок.
20 июня.
Сделал теплый подмалевок. Краски: умбра натуральная, марс оранжевый, желтые.
22 июня.
День третий. Прописал землю на переднем плане, на копаловом лаке. Краски: умбра натуральная, охра светлая, голубые, кость жженая, желтые.
23 июня.
День четвертый. Писал старуху с мотыгой, на переднем плане. (На лаке копаловом). Краски: умбра натуральная, желтые, изумрудная зеленая, ультрамарин, марс оранжевый, кобальт зеленый светлый.
24 июня.
День пятый. Писал сидящую женщину с младенцем, и стоящую девушку. (На лаке копаловом). Краски: кобальт зеленый светлый, ультрамарин, умбра натуральная, краплак красный, желтые, марс оранжевый, охра светлая.
25 июня.
День шестой. Писал стоящих мальчиков. (На копаловом лаке). Краски: умбра натуральная, голубые, краплак красный, охра светлая, желтые.
26 июня.
День седьмой. Писал задний план, горы и небо. Краски на небо: церулеум, кобальт синий светлый, изумрудная зеленая, кадмий желтый светлый, охра светлая.
Для гор краски: ультрамарин, кость жженая, краплак красный, марс оранжевый, марс коричневый.
28 июня.
День восьмой. Писал опять небо и горы. Перед началом подготовил поверхность холста. Писал маслом льняным. Краски: ультрамарин, кобальт синий светлый, церулеум, изумрудная зеленая, охра светлая, кадмий желтый светлый, кость жженая, краплак красный, марс оранжевый и марс коричневый.
29 июня.
День девятый. Писал старуху и семью на переднем плане. (На масле льняном). Краски: умбра натуральная, желтые, марс коричневый, марс оранжевый, кость жженая, желтые, ультрамарин, изумрудная зеленая, кобальт зеленый светлый.
30 июня.
День десятый.
Писал землю и повозку, мешки. (На масле льняном). Краски: умбра натуральная, кость жженая, желтые, голубые, сиена натуральная.
1 июля.
День одиннадцатый. Писал землю на переднем плане, старуху. Краски – те же самые.
2 июля.
День двенадцатый. Писал маленькую девочку за старухой и слева за мальчиком. Краски: краплак красный, охра светлая, кадмий, оранжевый, марс коричневый, изумрудная зеленая, ультрамарин.
4 июля.
День тринадцатый. Писал руки старухи. (На уплотненном льняном масле). Краски: марс оранжевый, кадмий желтый средний, сиена натуральная.
Руки не получились.
5 июля.
День четырнадцатый. Писал землю на переднем плане, и старуху. Краски: умбра натуральная, кость жженая, желтые, ультрамарин, марс коричневый.
6 июля.
День пятнадцатый. Писал стоящую девушку и рядом стоящего мальчика. Краски: краплак красный, кадмий красный, ультрамарин, кобальт синий, желтые, умбра натуральная, марс оранжевый.
7 июля.
День шестнадцатый. Писал землю. Краски: умбра натуральная, кость жженая, голубые, марс коричневый.
8 июля.
День семнадцатый. Писал землю и старуху. Краски: Умбра натуральная, кость жженая, желтые, ультрамарин, изумрудная зеленая, кобальт зеленый светлый.
9 июля.
Писал землю. Краски: умбра натуральная, кость жженая, ультрамарин, желтые, марс коричневый. Писал на масле.
Рецензия преподавателя (Ред. – Предположительно Г. В. Орлов):
1. Путаница и неразбериха в палитре. Нет строя в палитре, строгого и определенного числа красок (красок отобранных).
2. Как соединялся следующий красочный слой с предыдущим?
3. Сначала писал все на лаке, затем на масле, почему? Чисто случайно.
4. Литература?
***
Н. А. Ярошенко
Н. А. Ярошенко. Портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина. 1886 г. Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко. |
1970 год.
Дневник копийной практики
Уманский
В музее Н. А. Ярошенко в Кисловодске собрано много полотен русских художников. Большую часть здесь представляют картины передвижников, которые были современниками Николая Александровича Ярошенко. Мне многое нравится в этом музее: и тонкие работы Нестерова, и портреты Касаткина, и этюды Сурикова. Но самое большое впечатление оставляют полотна Н. А Ярошенко. И когда передо мной встал вопрос, что именно копировать в этом музее - я почти не сомневался, что буду копировать одну из работ Ярошенко.
4 июня.
Взял в библиотеке две книги о Н. А. Ярошенко: «Н. А. Ярошенко» автор В. Прытнов, и книгу о Н. А. Ярошенко, автора В. В. Секлюцкого, который является и создателем, и организатором, и в данное время директором этого музея.
5 июня.
Был в музее и разговаривал с главным реставратором и хранителем музея. Он рассказал мне о технике Ярошенко. Ярошенко писал в основном на фабричном холсте, эмульсионном. Писал очень тонкой пропиской, затем давал высохнуть, и потом пастозно писал световые места. Тени не писал более двух, трех раз.
Ярошенко изредка пользовался тонированным холстом. Тонировал сам в коричневый цвет.
Большое место в его творчестве занимает портретная живопись. В музее лучшим его портретом является портрет известного русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина. Да это, пожалуй, один из лучших его портретов вообще.
Очень интересна история приобретения этого портрета музеем. Эту историю мне рассказал директор музея.
Портрет экспонировался на XV передвижной выставке в 1887 году. Через некоторое время портрет бесследно исчез. Прошли десятилетия. В. В. Секлюцкий читал лекцию в Санатории и после нее обратился к слушателям с просьбой сказать, не знает ли кто-нибудь что-либо о неизвестных работах Ярошенко. Подошел ученый и сказал, что он видел в Харькове у кого-то портрет, работы Н. А. Ярошенко. Начались поиски, в результате которых был установлен адресат владелицы этого портрета. Когда его стали сравнивать с фотокопией с этого портрета, то бабка, которая была владелицей его, сказала буквально следующее: «Да вы, родимые, не проверяйте, не исследуйте. Моя мать хранила его лет сорок, да я столько же».
7 июня.
Итак, я решил копировать это портрет, работы Н. А. Ярошенко.
Заказать подрамник здесь оказалось не так просто, так как в Кисловодске не делали подрамники на шипах, и мне пришлось делать его самому.
Сделал подрамник и натянул грунтованный фабричный холст.
8 июня.
С утра, три часа писал в музее этюд с головы портрета.
В начале хотел сам грунтовать холст, но не смог достать сухие белила.
9 июня.
Пытался составить примерно палитру нужных красок, но это получилось не особенно хорошо.
1. белила цинковые,
2. охра светлая,
3. марс коричневый светлый,
4. марс коричневый темный,
5. сиена жженая,
6. кость жженая,
7. кобальт синий,
8. зелень изумрудная,
9. волконскоит,
10. краплак красный,
11. кадмий красный светлый,
12. кадмий желтый средний,
13. ЖХ золотисто-желтая. (Ред. – 12 и 13 отмечены преподавателем).
Разбавитель тройник, то есть три равные части: масло, пинен, лак.
10 июня.
Сделал рисунок через эпидиаскоп.
11, 12, 13 июля.
Первая прописка лица, рук, костюма. Фон писал во второй день.
К сожалению, портрет висит высоко (и особенно в ранние часы) плохо видно.
14 июня.
Сегодня писал лицо. Удалось добиться разрешения в выходные дни музея снимать портрет с его места и писать с него вблизи. Так что теперь, в четверг и пятницу, я смогу писать хорошо видя и технику, и цветовое решение портрета.
20 июня.
Работа просохла. Тени проложил слишком густо и теперь пришлось соскоблить теневую часть лица. Затем вскрыл ее ретушным лаком. Писал глаза, рот.
Чем больше пишешь, тем виднее насколько блестяще владели рисунком мастера, и насколько тебя сковывает неумение хорошо рисовать. И там, где они свободно меняли, передвигали форму, приходится сначала рисовать, а потом писать, что уже само по себе в корне неправильно.
21 июня.
Писал фон, но он получился слишком черным и пастозным, и его пришлось смыть (маслом).
22 июня.
Сегодня не удалось сделать почти ничего, так как был очень темный день.
24 июня.
Писал лоб, очень интересный по лепке формы.
25 июня.
Работал в основном над лицом.
27 июня.
Писал бороду. Борода написана очень здорово у Ярошенко, и мне удалось найти ее по цвету, кажется, не плохо. Ярошенко в начале прописал бороду и кое-где проскреб ее. И затем уже писал нос: где густо, пастозно в светах и в тенях тоже.
Два дня был санитарный день.
1 июля.
Писал голову в целом.
2 июля.
Борода не получается, пришлось соскоблить ее и сначала писать так же как и лоб.
6 июля.
Писал костюм.
Ярошенко добился в этом портрете очень многого. Прежде всего в нем есть самое, на мой взгляд, важное в искусстве – образ. Образ могучий. Стасов дал такую оценку этому портрету: «Ярошенко, - писал он, - выставил (…) такой портрет М. Е. Салтыкова, который по письму, а еще больше по глубине и правдивости выражения превосходит, мне кажется, все портреты, когда-либо писанные этим художником. Наш знаменитый писатель представлен со всей глубиной психологии и страданием за себя и за других, которым дышат последние его сочинения, и которыми он потрясает сердца».
10 июля.
Все эти дни писал в основном лицо, бороду. Долгое время не получались глаза, да и сейчас нет в них какой-то остроты взгляда, которая есть в портрете Ярошенко. Да и борода не особенно та.
12, 13 июля.
Писал костюм. Он написан у Ярошенко очень просто, на нем нет сосредоточенности внимания художника. Он написан видимо в один или два раза, так как очень хорошо видна фактура холста. (Холст не очень крупнозернистый).
20 июля.
Чем больше делаешь, тем больше остается работы. Очень трудно работать без руководителя. И теперь я понимаю, почему Михаил Михайлович не советовал делать копию самостоятельно.
22 – 24 июля.
Прописывал почти весь портрет в целом. Бороду пролессировал умброй натуральной.
25 июля.
Писал ухо и волосы, а также переписал фон рядом с теневой частью лица.
26 июля.
Приходил директор музея и сделал ряд замечаний насчет характера.
Немного подрезал нос снизу и писал щеку.
29 июля.
Дал высохнуть холсту и прокрыл все пожухшие места лаком.
Немного слишком рвал свет на лбу – пролессировал охрой светлой с кобальтом синим.
В общем, работа над копией очень сложное задание, и я убедился в этом воочию.
Еще в Ленинграде я подготовил холст для копии с пейзажа В. Серова «Лошади на взморье». Если будет возможность, постараюсь скопировать эту работу, которая мне очень нравится.
Рецензия преподавателя (Ред. – Предположительно Г. В. Орлов): «Технологического отчета нет, много болтовни. Оригинал не является образцом для копирования».
К дневнику прилагалась фотография оригинала портрета. |
***
К. Коровин.
Константин Коровин. Портрет оперной певицы Татьяны Спиридоновны Любатович. 1880-е г. Холст, масло. 160 x 84 см. Русский музей. |
1973 год.
Отчет по копийной практике
студентки IV курса
Володимировой Т. Н.
Рецензия М. М. Девятова: «Толково, хорошо. Нет о межслойной обработке.
М. Девятов».