Классификационные параметры технологии

  • По уровню применения: общепедагогическая.
  • По философской основе: прагматическая + приспосабливающаяся.
  • По основному фактору развития: биогенная (по Дьюи) + социогенная + психогенная.
  • По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская.
  • По ориентации на личностные структуры: 1) ЗУН + 2) СУД.
  • По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая + технократическая, проникающая.
  • По типу управления: система малых групп.
  • По организационным формам: групповая, академическая + клубная.
  • По подходу к ребенку: свободное воспитание.
  • По преобладающему методу: проблемная.
  • По направлению модернизации: активизация и интенсификация деятель­ности учащихся.
  • По категории обучающихся: массовая, все категории.

Понятие проблемной ситуации

Проблемная ситуация — осознание, возникающее при выполнении практического или теоретического задания, того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, и возникновение субъективной потребности в новых знаниях.Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим ме­тодическим особенностям.Педагогическая проблемная ситуациясоздается с помощью активизи­рующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, кра­соту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологи­ческой проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для уче­ников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обуче­ния: при объяснении, закреплении, контроле.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуа­ции - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование диффе­ренцированного и индивидуального подхода.

Классификация учебных проблем

Учебная проблема - 1) творческая задача, которая уже решена учеными, но является новой для учащихся. Направлена на выработку исследовательских умений учащихся. Выступает формой реализации принципа проблемности в обучении. 2) словесное выражение содержания проблемной ситуации.

1. Дидактические:

• по области и месту возникновения;

• по роли в процессе обучения;

• по общественной и педагогической значимости;

• по способам организации процесса решения.

2. Психологические:

• в зависимости от характера неизвестного и вызываемого затруднения;

• в зависимости от способа решения;

• по характеру содержания и соотношения известного и неизвестного в проблеме;

• кажущиеся (мнимые) проблемы.

Этапы решения учебной проблемы

Решение учебной проблемы учеником предполагает, по оценке М.И. Махмутова, прохождение ряда этапов:

1. Решение учебной проблемы - составления плана ее решения, который обязательно включает в себя выбор вариантов решения.

2. Выдвижение предположения и обоснование гипотезы.

3. Доказательство гипотезы. Этот процесс включает в себя логические приемы и логические операции с понятиями.

4. Проверка решения на практике, когда добытое знание непосредственно прилагается к учебно-практической деятельности.

5. Повторение и анализ процесса решения для того, чтобы способ решения данной проблемы был яснее осознан учащимися, запомнился как алгоритм решения такого типа проблем.

Проблемная ситуация

Проблемная ситуация - интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Поэтому проблемной можно назвать ту ситуацию, когда учащийся не может объяснить для себя объективно возникающее противоречие, не может дать ответов на объективно возникающие вопросы, поскольку ни имеющиеся знания, ни содержащая в проблемной ситуации информация не содержат на них ответов и не содержат методов их нахождения. С точки зрения психологии это и служит предпосылкой для появления мыслительной активности по выявлению и решению проблем. При этом проблемная ситуация будет иметь дидактический характер, только если она находится в зоне ближайшего развития, то есть, создавая значительные трудности, все-таки объективно может быть разрешена учащимися.

Наши рекомендации