И дифференциации обучения (н.п.гузик, в.в.фирсов, и.н.закатова).
Цели индивидуализации и дифференциации обучения:
- сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка;
- содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости;
- опора на зону ближайшего развития ученика;
- формирование учебной мотивации и развитие познавательных интересов;
- формирование субъектности, творчества, труюолюбия.
Индивидуальный подход в обучении:
- организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями учащихся;
- различные психолого-педагогические, учебно-методические, организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Индивидуализированное обучение:
- организация взаимодействия с отдельными учащимися на основе учета их личностных особенности;
- учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;
- создание психолого-педагогических условий для развития всех и каждого.
Экскурс в историю:
Метод проектов «Дальтон-план» (1919, г. Дальтон – США, учитель Е.Паркхарст). Индивидуальная работа ученика по плану, разработанному с учителем. Возможность продвигаться в изучении школьных программ «своим» темпом.
В России «Дальтон-план» применялся как Метод проектов (20-е годы) – комплексный обучающий метод, позволяющий ребенку проявлять самостоятельность в планировании, организации, контроле своей деятельности.
План Трампа – система форм организации (лекции – 40% - 100-1500 учащихся; занятия в малых группах – 20% - 10-15 учащихся; индивидуальная работа в кабинетах и лабораториях – 40% учебного времени). Классов нет, состав групп не постоянный.
Концепция индивидуализации обучения (И.Унт). Самостоятельная работа учащегося в школе и дома. Индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе, приспособление к имеющейся учебной литературе.
Адаптивная система обучения (А.С.Границкая).В рамках классно-урочной системы возможно 60-80 % учебного времени выделять для индивидуальной работы с учениками. Конструкция урока: обучение всех; самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками. Используются: ЛОКи (Шаталов), работа в парах сменного состава (В.К.Дьяченко), многоуровневые задания с адаптацией (карточки Границкой).
Концепция обучения на основе индивидуально-ориентированного учебного плана (В.Д.Шадриков).Мотивирование процесса учения при решении системы усложняющихся задач. Обеспечение возможности работы ученику на том уровне который для него доступен. Учебные планы, программы, методические пособия шести уровней – обучение в зависимости от способностей каждого ученика. Классы с переменным составом. Организация учебного процесса, посильного для всех.
Дифференцированный подход в обучении:
- создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей контингента;
- комплекс методических, психолого-педагогических, организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Дифференцированное обучение:
- форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с гомогенной группой (наличие общих значимых качеств);
- часть общей дидактической системы, обеспечивающей специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференциация – формы:
- по типу школ (гимназии, комплексы, частные школы…);
- внутришкольная (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны);
- в параллели (А, В, С; классы компенсирующего обучения);
- межклассная (факультативные занятия, разновозрастные группы);
- внутриклассная (внутрипредметная).
Достоинства обучения: исключается уравниловка и усреднение детей; повышается уровень «Я-концепции»: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности; повышается мотивация к учению.
Недостатки обучения: деление детей по уровню развития негуманно - унижение достоинства ребенка; высвечивается социально-экономическое неравенство; несовершенство диагностики приводит к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети; понижается уровень «Я-концепции»: иллюзия исключительности, установка на фатальность своей слабости.