Структура категории «отношение» как стержень воспитания
Наша современница, учительница из Санкт-Петербурга, размышляя об обучении и воспитании современных школьников, пишет: «...необходимо постоянно возбуждать у школьников умственный голод,-поддерживать и развивать у них «вопросительное» отношение к миру». Вот отсюда и делается вывод: первым важным составным звеном содержания воспитания должно стать просвещение: экономическое, политическое, нравственное, гражданское, эстетическое, экологическое, половое... Чтобы сформировать систему знаний о мире и непроходящую потребность их постоянного пополнения.
Форма эмоциональная предполагает восприятие любого знания, любого действия и поступка сквозь призму эмоционального строя личности, чувств, вызываемых явлениями окружающего мира. Учеба с увлечением! Общение — радость! Поход — восторг! Музыка — чудо! Культура — возвышенно! Предательство друга — негодование! Тишина летнего утра — очарование!
Понятен становится совет умудренного жизнью человека: хочешь добиться жизненного успеха, начни с выращивания в себе ощущения, что тебе радостно, интересно и приятно жить, несмотря ни на что.
Люди давно придумали способы развития человека, создавая у него эмоционально-положительное состояние души, способы очищения души (катарсис*): воздействие на человека поэзией, музыкой, театром, природой, одухотворенным человеком. Подтвердим это примерами размышлений известных людей.
А.И. Герцен: «Музыка, вещественная дочь вещественных звуков, она одна может перенести трепет одной души в другую, перелить сладостное безотчетное томление». Н.К. Рерих: «Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце». М.М. Пришвин: «Яркое весеннее солнце, голубое глубокое небо, ослепительно белый искрящийся снег... День-то какой! А ты — каков?»
Следовательно, вторым важным звеном содержания воспитания должно быть создание опыта сопереживания позитивного при встрече с ИСТИНОЙ, ДОБРОМ, КРАСОТОЙ и негативного при встрече с ЛОЖЬЮ, ЗЛОМ, БЕЗОБРАЗНЫМ. Цель — развивать и совершенствовать эмоционально-волевую сферу личности школьника.
И наконец, форма поведснческо-деятельностная, в которой существует и проявляется отношение. Логика такая: знания о мире, эмоциональная оценка их неизменно приводят к определенному типу действий и поступков (сознательных, осознанных действий).
Суть в существе твоем отражена,
Не сможет долго тайной быть она,
Не потому ль, что суть любой натуры
В поступке, словно в зеркале, видна.
Авиценна
Ученик, знающий до тонкостей правила хорошего тона, принявший их эмоционально (испытывает удовлетворение от следования им), всегда культурен и вежлив. Поведение как система поступков реально выявляет сущность личности, т.е. систему его отношений к окружающему миру.
Опять находим подтверждение у мыслителей прошлого. И. Гете: «Поведение — зеркало, в котором каждый показывает свой лик». Г. Гегель: «Человек есть не что иное, как ряд его поступков». П.П. Блонский: «Поведение может быть понято как история поведения».
Значит, для того, чтобы отношение закрепилось в поведении и деятельности школьников, необходимо создать опыт нравственной, правовой, эстетической и т.д. деятельности, формирующий группу привычек. А.С. Макаренко писал: «Ребенок должен правильно поступать не потому, что он сел и подумал, а потому, что у него сформированы привычки нравственного поведения».
Поэтому третьим звеном содержания воспитания школьников должна быть организация разнообразных видав деятельности.
И еще одна важная идея в таком подходе к воспитанию: любая форма воспитательной работы, любой акт педагогического воздействия (от глобального общешкольного мероприятия до педагогического «как сегодня получилось, что ты...») будут эффективными, если, содержат в себе воздействие сразу на все три формы отношения: рациональную, эмоциональную и поведенческо-деятельностную.
Например, чтобы сформировать ценностное отношение школьников к природе, необходимо сформировать понятия и представления о том, что есть живая и неживая природа. Получая знания о природе, общаясь с ней, ребенок испытывает определенные чувства и эмоции: наслаждения, радости, сопереживания, сострадания, жалости, негодования к человеку-варвару... И наконец, он вступает (спонтанно либо по воле родителей и педагогов) во взаимодействие с природой: любуется закатом и рассветом, слушает пение птиц, выращивает цветы и деревья, заботится о сохранении малых ручейков и родников, собирает лекарственные травы, оказывает помощь зимующим в лесу птицам и зверюшкам. И так к любому предмету, явлению, событию, ценности в окружающем ребенка мире: к Родине, обществу, человеку, труду, нравственным и эстетическим ценностям, к себе самому...
Вопросы для самопроверки и размышления
1. Воспитание в широком и узком смысле слова: их сущность, взаимосвязь и различие.
2. Понимание воспитания на уровне житейско-обыденном и научном: общее и различное. Как эти два вида понимания воспитания педагогами-практиками влияют на результат воспитания?
3. Характерные признаки воспитания как педагогического явления. Как их наличие или отсутствие влияет на успешность педагогического процесса?
4. Ребенок (подросток) как объект и субъект воспитания. Диалектика развития его субъектного начала в воспитательном процессе; изменение позиции воспитателя,
5. Взаимодействие как основа педагогического процесса.
6. Отношение как педагогическая категория и как суть воспитания. Как на основе понимания этого правильно построить методику воспитательного процесса.
7. Какова, на Ваш взгляд, природа трудностей и неуспешности воспитания в зависимости от понимания отношения как педагогической категории?
Рекомендуемая литература
1. Ардаширова Э.Т. Эстетическая категория «катарсис» в педагогике, М., 1994.
2. Битинас Б,П. Введение в философию воспитания. М., 1996. Бардовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. М., 2001, Гл. I. Боепитание. Российская педагогическая энциклопедия. М 1993. Т. I.
3. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1998.
4. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М,, 1994.
5. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Кн. Новое педагогическое мышление. М., 1989,
6. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М., 2000.
7. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание.,. Воспитание! М., 2000. . Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000.
8. Леей В. Исповедь гипонотизера. Кн. 2. Кот в мешке. М., 1994.
9. Новые ценности образования: забота — поддержка — консультирование/ Под ред. Н.Б.Крыловой. М., 1996. Выгт. 6.
10. Психология воспитания / Под ред. А.В. Петровского. М., 1995.
11. Шуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.