Возникновение и развитие педагогики. Термин «педагогика» происходит от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести
Термин «педагогика» происходит от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе «педагогика» означает «детовождение». В Древней Греции педагогом называли раба, который вел за руку ребенка своего хозяина в школу, где обучением занимался другой раб — ученый. С развитием общества роль педагога существенно изменилась, переосмыслилось и само понятие, оно стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни: обучать, воспитывать, развивать духовно и физически.
Педагогика прошла длительный и сложный путь поисков истины, раскрытия закономерностей обучения, воспитания и превратилась в научно обоснованную систему знаний, а на практике — в искусство использования этих закономерностей, т.е. в искусство обучения и воспитания многих поколений людей. Творческое взаимодействие теории и практики превращает педагогику в науку и искусство.
Элементы педагогики появились с зарождением процесса воспитания на раннем этапе развития общества. Возникли педагогические заповеди как результат оформления педагогической мысли. До нас они дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. С появлением письменности народные суждения стали носить характер советов, правил и рекомендации. Так зародилась народная педагогика, включавшая педагогические представления, взгляды, идеи, наиболее полно прояиаиншиеся в обычаях, трудовой деятельности, традициях, yстной народной речи.
Вначале педагогические знания являлись элементом философии. С накоплением фактов были предприняты попытки обобщения опыта воспитания, выделения теоретических основ, давших начало педагогике как науке. Ее теоретиками были крупные древнегреческие мыслители Сократ(469—399 гг. до н.э.), Платон(427—347 гг. до н.э.), Аристотель(384—322 гг. до н.э.), в трудах которых отражены идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.
В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, придав воспитанию религиозную направленность. Незыблемые принципы догматического обучения, характерные для этого периода, просуществовали почти двадцать веков. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, такие как Августин Блаженный(354—430), Фома Аквинский (Аквинат)(1225—1274), создавшие труды о воспитании и обучении, педагогическая теория в этот период незначительно обогатилась новыми идеями.
Значительный этап в развитии педагогической мысли связан с эпохой Возрождения, давшей целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, среди которых итальянец В. да Фельтре(1378—1448), француз Ф. Рабле(1494—1553), англичанин Т. Мор(1478—1535). Они систематизировали знания о том, как обучать и воспитывать Детей, высказывались за всеобщее, равное общественное воспитание, за всестороннее развитие личности и соединение обучения с трудом. Немецкий педагог В. Ратке(1571—1635) одним из первых в Европе написал учебники Для детей и методические пособия для учителей.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную науку относится к XVII в. и связано с именем великого чешского педагога Я.А. Коменского (1592— 1670). В его трудах впервые были определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо
от социального положения родителей, пола, религиозной принадлежности. Демократические идеи Я. А. Коменского отражены в работе «Великая дидактика», написанной на опыте работы народных школ юго-западных земель Руси, чешских и словацких школ. Большая заслуга Я. А. Коменского состоит в том, что им впервые разработаны основы классно-урочной системы.
Английский философ и педагог Дж. Локк(1632—1704) сосредоточил главное внимание на теории воспитания. В работе «Мысли о воспитании» он изложил взгляды на воспитание джентельмена — человека, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, твердость нравственных убеждений с изяществом манер.
Передовые французские мыслители Д. Дидро(1713— 1784), К. Гельвеций(1715—1771), П. Гольбах(1723— 1789), Ж.-Ж. Руссо(1712—1778), швейцарский педагог И. Г. Песталоцци(1746—1827) вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой в педагогике, выдвинули положение о решающей роли воспитания и среды в формировании личности.
Широко известны труды русских мыслителей, философов и писателей В.Г. Белинского(1811:—1848), А.И. Герцена(1812—1870), Н.Г. Чернышевского(1828—1889), Н.А. Добролюбова(1836—1861). Гуманистические идеи разделяли выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский(1824—1870),Н.И. Пирогов(1810—1881), Л.Н. Толстой(1828— 1910), К.Н. Вентцель(1857—1947) и др.
Константин Дмитриевич Ушинскийсчитается основоположником русской педагогической психологии и педагогики. Он доказывал, что социально-экономические условия обусловливают характер воспитания. К.Д. Ушинский подошел к пониманию воспитания как к целенаправленной деятельности. Им созданы капитальный труд по педагогике «Человек как предмет воспитания», учебники для начальной школы «Родное слово» и «Детский мир», методические пособия для учителей. В его работах рассматриваются важнейшие проблемы дидактики, трудового воспитания, школоведения. Многие дидактические высказывания сохраняют свое значение и в наше время.
Яркими представителями теории и практики свободного воспитания в России были Лев Николаевич Толстойи Константин Николаевич Вентцель. Л.Н.Толстой(открыл открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, питчей которой было развитие самостоятельности, творчсской и познавательной активности ребенка. Им написаны увлекательные детские книги для чтения «Азбука» и «Новая азбука».
Значительный вклад в развитие педагогической науки внес Николай Иванович Пирогов,выступавший с передовыми идеями о сущности и назначении общечеловеческого воспитания.
Среди имен педагогов XX столетия, обогативших отечественную теорию обучения и воспитания, следует выделить П.Ф. Каптерева(учение о педагогическом процессе), СТ. Шацкого(социальная педагогика), Н.К. Крупскую(организация внеклассной воспитательной работы, пионерского движения), А.С. Макаренко(учение о коллективе), Л.В. Занковаи Д.Б. Эльконина(теория развивающего обучения), П.Я. Гальперина(теория поэтапного формирования умственных действий), И.Я. Лернераи М.Н. Скат-кина(теория содержания образования и методов обучения),Ю.К. Бабанского(теория оптимизации учебного процесса) и др.
Антон Семенович Макаренко(1888—1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания детского коллектива и педагогического руководства им, разработал методики трудового и семейного воспитания, формирования сознательной дисциплины.
Первыми авторами учебных пособий «Педагогика», в которых ставились и решались задачи социалистической школы, были П.П. Блонский(1884—1941) и А.П. Пинкевич(1884—1939).
Новые явления в педагогической теории и практике возникли в период «хрущевской оттепели» второй половины 1950-х — начале 1960-х гт, В этот период развернулась новаторская деятельность педагогов, обогативших образовательно-воспитательную практику. Существенный вклад внесли В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов, Э.Г. Костяш-кин, К.Н. Волков, С.А. Гуревич,позднее И.П. Волков, Ш.А. Амонашвили, Н.П. Гузики др.
Василий Александрович Сухомлинский(1918—1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи.
Многие его дидактические советы сохраняют свое значение в настоящее время при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и образования.
Перестройка, начатая в нашей стране в 1980-е гг., затронула все сферы человеческой деятельности: политическую систему, государственное устройство, нравственные ценности, правовые нормы, культурное наследие, международные отношения, народное образование. Главное в перестройке образования — изменение педагогического мышления, суть которого состоит в переориентации от авторитарной к демократической педагогике.