Образование как процесс. Тенденции и принципы развития системы профессионального образования
Образованиеможно рассматривать как:
1. процесс – это освоение в различных образовательных учреждениях и в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.
2. результат – достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.
3. система – это совокупность преемственных образовательных программ и ГОСов, сеть реализующих их образовательных учреждений и органов управления образования.
Образование включает в себя 3 основополагающих понятия – обучение; воспитание; развитие.
Системообразующей характеристикой образования являетсяего цель. Её реализация – достигается решением конкретных задач обучения, воспитания и развития личности человека по различным направлениям.
Образование – это целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития в интересах личности, общества и государства. Образование – как процесс отражает этапы и специфику развития образовательной системы, изменение её состояния за конкретный временной период.
Образовательный процесс отражает свойства, характерные для обучения, воспитания и развития:
1) двусторонность взаимодействия педагога и учащегося;
2) направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие личности;
3) единство содержательной и технологической сторон;
4) взаимосвязь всех структурных элементов: цели – содержания образования и средств достижения образовательных задач – результата образования;
5) реализацию 3-х функций: развития, обучения, воспитания человека.
Образование – это процесс, управляемый со стороны государства, общества, администрации, педагогов конкретной образовательной системы, со стороны родителей. Но способы и формы управления образовательным процессом у них – разные
Основными тенденциямиобразования являются – непрерывность, интегративность, регионализация, стандартизация, демократизация, плюрализация. Все эти тенденции взаимосвязаны. Доминирование каждой из них обусловлено конкретными задачами, стоящими перед каждым из звеньев системы образования, их уровнем развития и адаптации к процессам идущим в обществе.
1. Непрерывность образования.
Впервые концепция непрерывного образования (НО) была представлена на форуме ЮНЕСКО (1965г.) П. Ленграндом.
В её основе лежит гуманистическая идея, которая ставит в центр всех образовательных начал человека, которому следует создать условия для обучения и развития на протяжении всей жизни: «Образование через всю жизнь». Ранее доминировала концепция: «Образование на всю жизнь». Человеку следует создать условия для развития его способностей на протяжении всей жизни: «Образование через всю жизнь».
Существует более 25 принципов непрерывного образования. Основой для теоретического, а затем практического развития концепции НО, явилось исследование Р. Даве. Он сформулировал более 25 принципов непрерывного образования. В нашем, современном российском образовании их усовершенствовал академик РАО академик А.М. Новиков. Важнейшими из них являются: преемственность, демократизм, многоуровневость, временнАя непрерывность, взаимодополнительность, координация, мотивация, гибкость, вариантность и т.д.
Непрерывность образования означает не раз и навсегда полученное знание, на всю жизнь, а процесс постоянного образования человека в течение всей жизни в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.
2. Интегративность образования.
Непрерывность образования рассматривается «как средство связи и интеграции» (по документам ЮНЕСКО). Симбиоз науки и техники ведет к появлению новых технологий, нового оборудования по обработке данных.Это вместе ведет к развитию тенденции к комплексному преподаванию и передачи научно-технических знаний.
Индустриализация науки влечёт за собой изменения в системе образования. Создаются дисциплины, курсы, имеющие интегративный, проблемный, междисциплинарный характер, различные вариативные формы получения образования, типы учебных заведений, виды переподготовки.
Интеграционный процесс сочетается с тенденцией к регионализации, как наиболее оптимальной в переходный период.