Ii. навыки конструктивного праксиса.
§ Дом - домик.
§ Стол (куб - кирпичик).
§ Стул ( куб - кирпичик).
§ Поместить предмет на стол, под стол, около стола.
Март
Первая неделя
I.
Эталонные формы, величины.
1. Конус.
2. Цилиндр - конус.
3. Большой - поменьше, самый маленький.
4. Много - мало.
5. Один, два, три.
6. Разложи цилиндры и конусы.
II.
Навыки конструктивного праксиса.
§ Ракета из цилиндра и конуса.
§ Трехместная матрешка.
III. Словарь: ракета, матрешка.
Вторая неделя
I.
Эталонные формы, величины.
1. Различение круга, квадрата, треугольника, прямоугольника.
2. Большой - поменьше - самый маленький.
3. Много - мало.
4. Один, два, три, четыре.
5. Половина.
6. Половина, еще половина.
Классификация.
8. Разложи круг, квадрат, треугольник, прямоугольник
§ по цвету;
§ по величине.
II.
Навыки конструктивного праксиса.
§ Складывание квадрата, круга, треугольника, прямоугольника из двух половинок.
§ Сложи домик, солнышко.
§ Кубики Кооса - синий квадрат, красный квадрат.
III.
Словарь: солнышко высоко, солнышко пониже, солнышко низко, коврик как квадрат.
Третья неделя
I.
Эталонные формы, величины.
1. Различение прямоугольника и овала.
2. Большой - поменьше - самый маленький.
3. Много - мало; один-два-три-четыре, половина.
4. Классификация:
§ прямоугольник и овал;
§ большой и маленький;
§ по цвету.
II.
Навыки конструктивного праксиса.
1. Складывание прямоугольника и овала из двух частей.
2. Помогаем Наф-Нафу достроить домик из прямоугольника (по контуру).
3. Помогаем курочке Рябе найти яичко.
4. Кубики Кооса - выкладывание.
III.
Словарь: овал как яичко; прямоугольник как кирпичик.
Апрель
Первая неделя
I.
Эталонные формы, величины.
1. Палочки - шнур
2. Длинная дорожка - много палочек; короткая дорожка - мало палочек.
3. Прямая дорожка - кривая дорожка.
4. Разложи палочки: длинные - короткие.
II.
Навыки конструктивного праксиса.
§ Выкладывание дорожки из мозаики.
§ Кубики Кооса.
III. Словарь:прямая - кривая.
Вторая неделя
I.
Эталонные формы, величины.
1. Куб - квадрат; шар - круг; призма - треугольник.
2. Один, два, три, четыре. «Рики-тики».
3. Классификация: найди «братиков»:
§ куб - квадрат;
§ шар - круг;
§ призма - треугольник.
4. Сколько лапок у зайчика, лисички?
II.
Навыки конструктивного праксиса.
§ Складывание изображения животного из двух частей.
§ Кубики Кооса по образцу.
Третья неделя
I.
Эталонные формы, величины.
1. Яичко - овал.
2. Кирпичик - прямоугольник.
3. «Рики-тики» - один, два, три, четыре.
4. «Ладушки» - один, два, три, четыре (с камешками).
II.
Навыки конструктивного праксиса.
§ Изображения птиц из двух частей.
§ Кубики Кооса (по образцу).
(цвета сторон куба обозначены на рисунке буквами: к - красный, б - белый, с - синий, ж - желтый).
Четвертая неделя
I.
Эталонные формы, величины.
1. Куб - квадрат; шар - круг; призма треугольник; кирпичик - прямоугольник.
2. Один, два, три, четыре («Рики-тики», «Ладушки»).
3. Классификация: разложи по цвету, по величине объемные тела и фигуры.
II.
Навыки конструктивного праксиса.
§ Складывание изображений из четырех фигур.
§ Кубики Кооса.
(цвета сторон куба обозначены на рисунке буквами: к - красный, с - синий).
Май
Первая неделя
Складывание геометрических фигур: круг и квадрат из четырех частей, ориентируясь на цвет.
Вторая неделя
Складывание геометрических фигур: овал и прямоугольник из четырех частей.
Третья неделя
Складывание круга, квадрат, овала, прямоугольника - из четырех частей.
Формирование навыков артикуляционной моторики
Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих.
Возможность правильного, внятного произношения звуков зависит от многих факторов:
§ строения артикуляционного аппарата;
§ умения ощущать движения органов артикуляции;
§ функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.
Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга отмечается у детей с отягощенным неврологическим статусом, синдромом депривации, у соматически ослабленных детей и у детей с задержкой психического развития.
Важной частью коррекционной работы с неговорящими детьми являются игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения.
Через артикуляционные упражнения мы формируем правильные скоррегированные кинемы, необходимые для артикуляции того или иного звука.
Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.
Отрабатываемые в процессе артикуляционных упражнений движения соответствуют вызываемому у ребенка звуку. Поэтому упражнения и игры на развитие артикуляционной моторики связаны с соответствующим звуком, но не с лексической темой. Например: уточняем и закрепляем произношение гласного «А». Соответственно перед произнесением этого звука проводим упражнения для подвижности нижней челюсти: «домик» (открываем «домик язычка»), «птенчики» («птенчики открывают клювики»).
Движения органов артикуляционного аппарата должны быть ненапряженными (но при этом достаточно активными), ритмичными, точными.
Выполнять их следует перед зеркалом. Лучше сопровождать такие упражнения стихотворным текстом.
Главное условие эффективности этой работы - положительный эмоциональный фон занятий. Заканчивать игры необходимо до того, когда ребенок захотел бы этого сам.
Развитие зрительного восприятия
Зрение - основной канал информации об окружающем мире. Зрительные впечатления предполагают переработку информации в коре головного мозга. Ребенок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная), выделить объекты восприятия, установить связь между ними.
У ребенка с речевым недоразвитием затруднена именно эта способность обработки зрительной информации. Его необходимо научить «смотреть и видеть». Работа с ним ведется по принципу от конкретного предмета - к изображению этого предмета на картинке, силуэтному изображению, восприятию замутненного силуэта, пиктограмме.